Бутафория вместо удовольствия (часть 2)
(продолжение, начало в "Бутафория вместо удоврольствия ч.1 раздел "Аналитика")
СТИМУЛИРОВАНИЕ.
Относительно стимулирования в футболе процесс раскрытия потенциальных возможностей игрока идет в два этапа.
1 этап. Этап РАЗВИТИЯ на основе интереса к процессу игры в футбол Он характеризуется отсутствием внешних, искусственных стимулов. Единственный стимул (внутренний, естественный) - удовольствие от процесса игры.
Промежуточный этап. Он характеризуется добавлением внутреннего морального стимула. По мере повышения футбольного мастерства игрока и его признания партнерами и соперниками, он получает удовольствие от их похвалы или восхищения его игрой. Это может происходить редко или часто, но в детском футболе происходит обязательно со всеми.
2 этап. Этап ПОТРЕБЛЕНИЯ на основе материального стимулирования достижения результата в игре. Он характеризуется продажей накопленного футбольного мастерства. Игрок начинает получать материальное вознаграждение в том или ином виде. Это могут быть деньги (чаще всего), элитная спортивная экипировка, бесплатное питание, выезды на соревнования и т.д., т.е. атрибуты профессионального футбола. Если игрок попадает, по тем или иным причинам, на второй этап, не достигнув высокого уровня мастерства (т.е. преждевременно), то у него наблюдается резкая остановка в футбольном росте. При этом те, кто находится рядом, но менее стимулирован, продолжают прогрессировать. Т.е. лидеры останавливаются в росте первыми. Остановка происходит оттого, что игрок не осознает и не видит связи между уровнем его футбольного мастерства (которого еще нет или его уровень невысок) и материальным стимулированием. Он думает, что материальное стимулирование - это непременный атрибут футбола, что ему платят не за мастерство, а за то, что он занимается футболом, т.е. за то, что он находится в "системе подготовки резервов". Он думает - "ЕМУ ДОЛЖНЫ" за то, что он "ЗДЕСЬ", а не - "ОН ПОЛУЧАЕТ" за то, что он "УМЕЕТ".
В нашей "системе подготовки резервов" происходит необоснованный, преждевременный переход на второй этап стимулирования. Это существенно затрудняет рост мастерства юных футболистов.
Если на первом и промежуточном (естественных) этапах стимулирования за счет чистого интереса к процессу игры, накоплен достаточно высокий уровень мастерства, то он позволяет сформировать устойчивый интерес к повышению мастерства и на втором этапе. Тогда искусственное материальное стимулирование не превалирует над естественной потребностью игрока в получении удовольствия от процесса игры, а гармонично усиливает его, создавая дополнительные условия для роста футбольного мастерства. Игрок понимает, что платят ему именно за его мастерство, рост которого позволяет ему самому наслаждаться игрой и этим доставлять удовольствие партнерам и зрителям. Именно в осознании игроком взаимной связи роста мастерства, получаемого удовольствия от игры и материального стимулирования находится ключ к раскрытию потенциала игрока. Своевременность стимулирования, как и своевременность действий игрока в футболе, - важнейшая составляющая процесса формирования личности футболиста и неотъемлемая составляющая роста его спортивного мастерства.
Но, так же, как преждевременные роды наносят вред младенцу, так и преждевременное искусственное стимулирование пагубно отражается на росте мастерства игрока. И это одна из причин несостоятельности нашей советско-российской "системы подготовки резервов".У нас нет, по-существу, первого и промежуточного этапов, которые были в дворовом футболе. И такое начало футбольной жизни ребенка - с футбольных стимулов, а не с получения удовольствия от процесса игры - быстро превращает его в потребителя футбла, а не в его созидателя.
Выходов из создавшегося положения два и оба связаны с необходимостью изменений в нашей "системе подготовки резервов":
1. Не привлекать юных футболистов к занятиям в существующей "системе подготовки резервов" до достижения ими уровня мастерства, способного заинтересовать профессиональные футбольные клубы на уровне профессионального контракта.
Путь осуществления - то, что было в нашем дворовом футболе: развитие дворового, массового футбола (как это происходит, скажем, в Латинской Америке или Африке).
2. Изменить характер обучения и формирования личности футболиста в "системе подготовки резервов", нивелировав потребительскую направленность педагогического процесса, связанную, в настоящее время, с необходимостью участия и достижения результата в многочисленных и регулярных многодневных соревнованиях.
Путь осуществления: отмена детских соревнований до 14-15 лет, кроме однодневных турниров, изменение параметров оценки результатов работы детских и юношеских тренеров, изменение регламента и направленности работы с детьми и юношами в сторону уменьшения количества занятий и формирования умения получать удовольствие от процесса игры (как это происходит, например, в западно-европейских странах).
ОБЩИЙ ВЫВОД.
Попробуем сделать общий вывод из вышеизложенного. Думаю, очевидно, что он не в пользу нашего организованного футбола. Нужно признать : структура ДЮСШ, созданная нами взамен дворового футбола, явно не соответствует своему назначению. И результаты ее работы с каждым годом становятся все более плачевными. Наивно ждать появления высококлассных футболистов, одновременно делая все, для того, чтобы они не появились.
Ошибка заключается в том, что нарушена последовательность процесса формирования и развития личности юных футболистов.
В самом начале этого процесса, когда ребенок начинает осмысливать игру и примерять ее на себя, проникая для этого в самые недоступные глубины своих, заложенных в генах, опыта и способностей, мы вмешиваемся и изменяем направление его поиска, заставляя использовать не внутренние, глубоко индивидуальные, может быть даже гениальные, личные футбольные способности, а использовать внешние, чужие, уже готовые и конкретные знания тренера.
Тем самым, из процесса формирования футбольной личности мы выбрасываем глубоко личную, внутреннюю, фундаментальную его часть, в которой заключена перспектива дальнейшего процесса развития индивидуальности, самобытности, яркости игрока и, без которой, он не может полностью выразить себя, использовать свои, заложенные многими поколениями предков, сугубо индивидуальные, качества.
Другими словами, мы не даем мальчишкам развить свою индивидуальность, личное футбольное воображение, которое развивается в процессе самостоятельного заинтересованного поиска. Не давая ему возможности использовать свой потенциал, мы оставляем ему только "надстройку" - знания, передаваемые ему тренером. Но и эти знания, не дают того эффекта, который могли бы дать. Для того, чтобы семена этих знаний дали обильные всходы, необходимо, чтобы они упали на почву оплодотворенную богатым футбольным воображением, а его у мальчика в 7-8 летнем возрасте нет и быть не может.
В подтверждение своих слов, хочу привести высказывание Ринуса Михелса. В интервью, напечатанном в одном из номеров еженедельника "Футбол - хоккей" в 1986 году, знаменитого тренера спросили о причинах спада в игре голландской сборной, блиставшей под его руководством на Чемпионатах мира и Европы с 1974 по 1978гг. На что он ответил:
"У нас исчез уличный футбол, мы заменили его организованным, а с ним исчезли и яркие индивидуальности. Это сейчас наша главная проблема, т.к. организованные занятия не могут компенсировать одаренности".
Голландцы уже через 10 лет разобрались в своей ошибке. И не просто разобрались, но и, как мы сегодня видим, нашли выход. Мы же 40 лет кичимся "самой лучшей системой подготовки резервов", до сих пор не понимая, что идем в неверном направлении. Мне кажется, что 40 лет для того, чтобы это понять, многовато, даже учитывая особенности нашего национального характера. Так скоро и африканцы с их "дикими" звездами и "диким" футболом оставят нас далеко позади (если, конечно, не пойдут по нашему пути).
ТАК ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ?
Понятно, что дворовый футбол в его прежнем виде вернуть невозможно. Но возможно, и просто необходимо, вернуть в наш детский футбол принципы и направление, по которому шло формирование личности будущих футболистов в дворовом футболе. Очень многое необходимо изменить в нашей системе организованного детского футбола, но если мы хотим, чтобы у нашего футбола было будущее, необходимо срочно заняться этим. Может быть еще не поздно.
Р.S. Раздел "СТИМУЛЯЦИЯ" внесен мною дополнительно - его не было в напечатанном в ехенедельнике "Футбол" вярианте. Сделано это с целью дополнения главных принципиальных особенностей отличающих дворовый футбол от нашего сегодняшнего "организованного" и ввиду особой важности этой особенности, серьезно влияющей на формирование личности молодого футболиста..
И.Сливка,
тренер ФК "Победа", Санкт-Петербург.
2000г