Аналитика

Последовательность задач решаемых игроком в процессе познания футбола

.

На мой взгляд, существует несколько этапов в познании игроком футбольной игры.

1. Этап познания самого себя и своего отношения к игре в футбол: 5-10 лет.

Каким образом, вернее, при каких условиях должно идти решение задач этого этапа и что является стимулом для этого?

Задача №1. Чем Я могу пожертвовать ради игры в мяч ? ( Стимулы: удовольствие от процесса игры)

Развивающие Условия для решения этой задачи:

- трудности в организации игры в футбол – отсутствие партнеров, мяча, площадки;

- плохое качество площадки, мяча, ворот, экипировки;

- необходимость  приложить усилия, чтобы найти время для игры, связанная с большим количеством обязательных дел – уроки, дела по дому другие кружки и секции;

 - недовольство родителей.

- другие увлечения (кино, телевизор, компьютер, алкоголь,  азартные игры и др.)

Оценка первого этапа должна содержать следующие параметры:

                1) преодоление игроком всех трудностей ради игры в футбол

                2) стремление игрока преодолеть трудности.

                3) поиск игроком причин невозможности преодолеть трудности.

Если проблемы, перечисленные в разделе «Развивающие Условия…» искусственно устранены, то оценить игрока  на предмет его преданности футболу на этом этапе чрезвычайно затруднительно и вероятность ошибки будет очень большой.

2. Этап неосознанного формирования у себя механизма саморазвития и самосовершенствования: 7-13 лет.

Задача №2. Что я могу сделать для получения еще большего удовольствия от игры в футбол? (Стимулы: удовольствие от процесса игры, самоутверждение-желание похвалы старших игроков, завоевание футбольного авторитета среди  сверстников, стремление к  попаданию в команду с тренером.)

Необходимые Условия для решения этой задачи:

- отсутствие штатных обучающих, есть только партнеры;

- наличие партнеров играющих лучше тебя;

- предрасположенность  и наличие большого интереса к игре в футбол;

- наличие аналитических способностей для поиска подходящих приемов игры для освоения по возможностям игрока;

- наличие перспективы роста (доступных команд, куда хотелось бы попасть игроку);

-  желание играть лучше, чем окружающие тебя партнеры.

- использование своего внутреннего потенциала на чувственной основе «нравится-не нравится».

- наличие индивидуального чувства удовольствия от игры (от обводки, от владения мячом, от хитрого хода, от скорости, от силы в единоборстве, от удара, от забитого гола и т.д.)

Наличие вышеперечисленных условий дает возможность постепенного развития механизма саморазвития и самосовершенствования, а также, что очень важно, развития игрока в направлении раскрытия своего личного потенциала, т.е. индивидуального стиля игры.

 

3. Этап формирования футбольной личности игрока: 10-16  

 

        Задачи. Каковы мои достоинства и недостатки? Как самосовершенствоваться? (Стимулы: удовольствие от процесса игры, самоутверждение: завоевание авторитета игрока, участие в престижных соревнованиях, попадание в сборные, экипировка, выезды на соревнования.)

Необходимые Условия для решения этих задач:

- наличие команды ьолее высокого уровня для получения еще большего удовольствия от игры;

- участие в 'эпизодических (не регулярных) соревнованиях и игра в команде;

- использование механизма самосовершенствования и саморазвития для повышения индивидуального футбольного мастерства;

               - использование своего внутреннего потенциала на чувственной основе «нравится-не

                нравится».

              - использование своего внешнего потенциала на основе «осознанной необходимости» освоения футбольных приемов, которые «не нравятся», но нужны для повышения личного уровня мастерства.

              Этот этап должен  характеризоваться  появлением внешнего давления на игрока  со стороны новой авторитетной фигуры, фигуры тренера. Чтобы не потерять индивидуальность и, в то же время, удержаться на новом уровне – в команде с тренером, игроку необходимо овладеть новым приемом саморазвития и самосовершенствования – вернее вывести этот прием на новый, более высокий уровень. Этот прием – «осознанная необходимость». Период детского  футбола начавшийся раскрытием личного внутреннего потенциала переходит в более сложную фазу, где необходимо делать не только то, что нравится, а и превращать то, что не нравится в то, что нравится посредством осознания его необходимости для дальнейшего самосовершенствования.                          

    4.Этап совершенствования футбольной личности игрока. 16 и более лет.

Задача №4 Поиск путей и приемов самосовершенствования (Стимулы: удовольствие от процесса игры, необходимость загрузки своего механизма самосовершенствования, самоутверждение, участие в статусных соревнованиях,  престижная экипировка и внешний антураж соревнований, выезд за границу на соревнования, материальное вознаграждение).

Необходимые Условия для решения этой задачи:

-объективная самооценка: поиск новых форм своего участия в игре в зависимости от своих возможностей.

- использование возможностей своего внутреннего и внешнего потенциалов в рамках своего механизма самосовершенствования и саморазвития.

- продолжение самосовершенствования и саморазвития в рамках функционирования личного механизма саморазвития и самосовершенствования.

Основную роль в познании и освоении футбола играет личный механизм саморазвития и самосовершенствования игрока. Этот механизм в естественной футбольной среде запускается и развивается с первых ударов по мячу и интереса ребенка к игре в мяч. Но работает этот механизм не на «разжеванном топливе», которое приходит ребенку «со стороны» (от тренера или родителей), а на внутреннем чувственном понятии «нравится-не нравится».  И, если «нравится-не нравится» подменяется чуждой ребенку «работой над техникой, тактикой и т.п.» , то механизм самосовершенствования и саморазвития у ребенка не развивается, остается в зародышевом состоянии, что превращает игрока в механическую игрушку в руках тренера и потребительских устремлений. Потому, что  именно "потребительство", подменяющее собой "удовольствие от процесса игры" занимает в игроке  главенствующее место, отведенное природой  механизму саморазвития и самосовершенствования, который и является продолжением "удовольствия от процесса игры". И не только его продолжением но и главной движущей силой в росте футбольного мастерства. 

              Трудоемкий,  долгий, но интересный путь саморазвития и самосовершенствования, подмененный трудоемким, неинтересным, но быстрым путем освоения чужого (тренерского) понимания футбола, уводит ребенка от развития собственной футбольной индивидуальности в сторону шаблонного познания футбола, основанного на копировании тренерского опыта. Это приводит к отсутствию в нашем футболе ярких индивидуальностей. Это происходит  потому, что главная деталь в процессе формирования футбольной личности – личный механизм самосовершенствования и саморазвития – остается у наших игроков в зародышевом состоянии. А без него, процесс личного познания футбола и, соответственно, привнесение в игру индивидуальности, яркости и самобытности невозможен. Как невозможно и появление в нашем футболе ярких, по-настоящему "звездных" игроков.        

И.Сливка,

тренер ФК «Победа»  Санкт-Петербург

07.09.2018г.                    

 

[все статьи]

* Оставить комментарий:

Имя: