«Что не так с нашим футболом?» или очередное разочарование.
Впервые я задал себе этот вопрос в 1982 году. Уже тогда он был актуален, в чем нетрудно убедиться посмотрев публикации тех лет в еженедельнике «Футбол». Тогда, после «серебряного периода» советского футбола длившегося с 1956 по 1972гг, мы стали скатываться с лидирующих позиций в Европе (наша сборная регулярно занимала 1-2места в рейтинге «Франс-футбол»). Не помогла и домашняя Олимпиада 1980 года, где мы были только 3-ми, проиграв в полуфинале сборной ГДР, команде из второго десятка европейских сборных.
С тех пор, вот уже 50 лет, вопрос «Что же не так с нашим футболом», стоит перед нами и с каждым годом становится все острее и актуальнее.
Можно, конечно, от него отмахиваться, считая что все нормально, находя разные «объективные» причины неуклонного снижения уровня нашего футбола, хватаясь одновременно за единичные, а иногда просто случайные успехи сборной и клубов, в которых ведущую роль играют легионеры. Да и успехи ли это, если сравнивать с былыми нашими регулярными и бесспорными победами?
Но не только, и даже не столько, отсутствие стабильных результатов сборной и клубов является показателем нездоровья нашего футбола. С середины 70-х стало катастрофически стабильно уменьшаться появление высококлассных игроков европейского уровня, подобных Яшину, Воронину, Стрельцову, Понедельнику, Иванову, Нетто, Симоняну, Шестерневу, Численко… Намеренно не называю, в этом далеко не полном списке, игроков из «ближнего зарубежья», чтобы показать, что это «звезды» российского происхождения.
И именно это обстоятельство – постепенное исчезновение из нашего, тогда еще советского, футбола звезд европейского и мирового уровня – явилось причиной падения уровня отечественного футбола, падения, которое продолжается до сих пор. Только теперь мы в этом процессе достигли такого результата, что на уровень «европейской звезды» у нас и близко нет ни одного претендента.
Надеюсь, найдется мало возражающих против вывода: «Нет высококлассных игроков – нет высоких результатов сборной»
И если мы определились с причиной падения уровня нашего футбола, то давайте перейдем к делу, а конкретно, вернемся к вопросу- «Почему в нашем футболе перестали рождаться высококлассные игроки?».
Очевидно, что искать нужно в работе системы подготовки резервов, т.е. в детском футболе. Потому, что ни в финансах, ни в спортивной базе наш «профессиональный» взрослый футбол не уступает лучшим европейским чемпионатам. Уступает в одном – в качестве наших футболистов. И сколько бы мы не играли в «количество легионеров», «осень-весну или весну-осень», «зарплаты игроков», «материально-техническую базу клубов и их академий», это не дает результата, а только усугубляет наше плачевное положение, потому, что дело не в материальной области, а гораздо глубже. Дело в принципиальных особенностях футбольной среды, в которой должна формироваться личность юного футболиста. 60 лет назад мы неосторожно изменили эту футбольную среду, что, в итоге, и привело к исчезновению в нашем футболе высококлассных игроков.
Если вы спросите, почему это не произошло в большинстве европейских стран, то причина, на мой взгляд, в политической системе. Только при жестко - централизованной системе, можно было изменить кардинально и повсеместно направление развития футбола, заключив его в единообразную «систему детских спортивных школ», с единой программой развития, единой методикой и единой средой.
Признав то, что сегодня эта «система» не готовит высококлассных футболистов, мы сделаем следующий шаг – начнем искать настоящую причину несостоятельности нашей «системы подготовки резервов», выпускающей таких игроков, которые не способны достичь уровня лучших европейских футболистов и, как следствие - не способны вернуть нашему футболу его былое величие.
Определив причину несостоятельности нашей «системы подготовки резервов» мы получим возможность скорректировать ее работу, если, конечно, проявим смелость и решительность, ибо ломка предстоит, на мой взгляд, существенная.
В этой статье я выскажу свою точку зрения и точку зрения немногочисленных своих единомышленников, которые поддерживают мой взгляд на причину непродуктивной работы советско-российской «системы подготовки резервов» в футболе.
Мы начинали работать в этой «Системе» еще в 80-е годы прошлого века. Будучи игроками застали период гордости за лидерство советского футбола в Европе. И, можно сказать, что на наших глазах и при нашем непосредственном участии, происходило и происходит то, что называется «падением уровня нашего футбола».
В 2000 году в еженедельнике «Футбол» (в16-18 номерах) в статье «Бутафория вместо удовольствия» мною была предпринята попытка анализа причин исчезновения высококлассных игроков из нашего футбола. Тогда, сделав сравнительный анализ двух систем «дворовой системы подготовки», воспитавшей футболистов принесших славу нашему футболу в период 50-х начала 70-х годов и «системы подготовки ДЮСШ», при работе которой мы уверенно начали скатываться вниз, я пришел к выводу, что при переходе на «организованную систему подготовки» были нарушены основные принципы формирования личности футболиста. Были найдены около десятка принципиальных различий в естественной - «дворовой», и искусственной - «организованной», системах подготовки футболиста.
Сегодня я хочу добавить к этому объяснению причин ущербности, существующей уже более полувека «организованной системы подготовки резервов», еще одно, на мой взгляд, очень существенное, я бы сказал основополагающее, обстоятельство. Речь пойдет о «механизме саморазвития и самосовершенствования». Этот механизм, на мой взгляд, является неотъемлемой и ключевой частью процесса формирования индивидуальности игрока. Без его качественной и интенсивной работы невозможно формирование и проявление лучших самобытных игровых качеств игрока, без которых не бывает высококлассного футболиста.
Почему игроки европейского и мирового уровня являются таковыми? Потому, что они держат этот уровень многие годы. Но чтобы удержаться на этом уровне, недостаточно не снижать уровень своего мастерства – необходимо его постоянно повышать.
А за счет чего они его повышают? И почему наши игроки, даже попадая в приличные европейские клубы не прибавляют, а снижают свой уровень? Через какое –то время они либо возвращаются на родину, потому, что за границей не нужны, либо переходят в более слабые команды, либо садятся на скамейку запасных «отсиживая» по контракту. И это участь всех наших футболистов, уезжавших за границу. Никто из них так и не стал звездой европейского уровня. (За одним исключением… Андрей Шевченко. Но это как раз и есть то исключение, которое подтверждает правило.) Наши футболисты не снижают свой уровень а просто топчутся на месте. Они не растут, потому, что у них не работает «механизм самосовершенствования», а «палочный механизм», «механизм потребления» в виде всевозможных стимулов, призывов и понуканий, запущенный у них с детства, уже не работает. Здесь, на уровне высокого мастерства, нужны оба.
У наших футболистов не работает «механизм самостоятельного развития и самосовершенствования», вернее, у них он находится в недоразвитом состоянии.
Этот механизм заложен в природе каждого человека. И именно он, будучи запущен и развит, превращает игрока в человека самостоятельно и постоянно ищущего способы и пищу для совершенствования своего мастерства, что и делает его настоящим профессионалом, а только из них и получаются «звезды».
Но дело в том, что под воздействием среды обитания этот механизм либо развивается, либо так и остается в зародышевом состоянии. Наша «система подготовки резервов» создает такую среду обитания, в которой этот механизм не может развиваться. Ему нужна другая среда. И она у нас была. Это среда «дворового футбола». Именно она дала возможность сформировать свой самобытный и глубоко индивидуальный «механизм самосовершенствования» нашим победителям и неоднократным призерам Чемпионата Европы. Именно она, благодаря их стремлению к самосовершенствованию превратила их в звезд европейской величины. И именно ей, «дворовой среде», мы обязаны тем, что наш футбол давал высококлассных игроков, стоявших на самой верхней ступеньке европейского Чемпионата. Без наличия принципиальных особенностей этой среды невозможно развить и запустить «механизм самосовершенствования» формирующейся футбольной личности. А без этого механизма невозможно освоение и развитие потенциала игрока.
На мой взгляд, потенциальные возможности будущего футболиста распределяются приблизительно следующим образом: около 80% потенциала заложено в его внутренней, генной, природной основе, а 20% - может быть приобретено и освоено им извне.
Внутренний потенциал. Его невозможно «вскрыть» извне. Его может открыть только сам игрок, а ключ, открывающий его, находится внутри игрока и проявляется в чувственной форме: «нравится» - «не нравится». Если срабатывает «нравится», то потенциал открывается и при помощи механизма самосовершенствования начинает работать - принимать информацию, наслаждаться ею, осваивать происходящее, запоминать, накапливать, улучшать и т.д., в общем, развивать в своем внутреннем мире то, что оказалось близким и доставляющим удовольствие именно этому игроку. Понятно, что перспектива и КПД такой работы будут очень высокими. Если срабатывает - «не нравится», то внутренний, генный мир игрока не откроется и КПД, а значит и перспектива достижения совершенства в этом деле, будут очень низкими. В состоянии «свободы выбора» игрок этим просто не будет заниматься, а в условиях «учебно-тренировочного процесса», где он вынужден делать то, что говорит тренер, результат будет минимальным и ущербным, без фантазии и воображения, а значит невариативным и безличным.
Внешний потенциал. Это то, что игрок способен получить в процессе обучения. Здесь «золотым ключиком» является наличие «осознанной необходимости» освоения того или иного футбольного приема или, другими словами, навыка. Формирование у игрока «осознанной необходимости» освоения какого-нибудь элемента игры может идти по-разному, но если она не сформирована, то КПД будет очень низким, а потенциал так и останется «перспективой». В то же время, если формирование «осознанной необходимости» не подкреплено внутренней, генной частью потенциала, а основано на требовании, т.е. осуществляется «из-под палки», процесс освоения будет некачественным и медленным. И здесь огромную роль играет «механизм самосовершенствования». Будучи запущенным, он проанализирует внешнюю информацию и будет способствовать формированию «осознанной необходимости» освоения материала, если найдет его соответстующим своей генной основе.
Логично было бы попытаться использовать 80-ти процентный внутренний потенциал игрока, создавая условия для полного проявления внутренних генных возможностей ребенка, скрупулезно отобранных и переданных ему по наследству предыдущими поколениями. Природа именно так и действует - дает вначале развиться внутреннему потенциалу, а затем дополняет его приобретением чужого опыта. Причем такая последовательность дает возможность перерабатывать чужой опыт в своем собственном понимании, в своем собственном механизме саморазвития, который формируется и запускается в процессе познания внутреннего потенциала.
Мы же решили, что можем управлять футбольной природой игрока, сразу переключившись на освоение внешней части его потенциала, тем самым, «заморозив» внутреннюю его часть, недоступную извне. Нас вводит в заблуждение существенное ускорение процесса приобретения элементарных футбольных умений. Мальчишки быстро становятся похожими на маленьких профессионалов. Они быстро обучаются, но чему? и какой ценой? Насильно раскручивая наружный 20-процентный потенциал, мы, по существу, лишили своих мальчишек перспективы освоения большей части их потенциала в угоду сиюминутной выгоде - быстрому обучению элементарному механическому, чужому футболу, приносящему видимость результата. Неудивительно, что, учась несвойственному им, чужому, «тренерскому» футболу они превращаются в похожих друг на друга игроков, без яркости личного понимания игры, а, значит, не способных дать футболу ничего нового, самобытного, оригинального.
Радуясь тому, что 10-12-тилетние мальчишки быстро научились попадать по мячу, соблюдать игровую дисциплину, симулировать травмы и добывать всеми правдами и неправдами очки, теша тем самым наше взрослое самолюбие, мы все время живем в ожидании реализации «перспективы»- вот, когда они вырастут - они всем покажут, ведь они уже сейчас играют как взрослые! Но все происходит с точностью до «наоборот». Чем взрослее становятся наши «футбольные вундеркинды», тем меньше надежд они подают, а их перспектива, так и остается нереализованной. С этой нереализованной перспективой они приходят в сборную России и там мы продолжаем ждать от них ее реализации, но безуспешно. В конце концов, мы оставляем свои надежды, переключаемся на очередную группу «перспективных» молодых игроков и опять тщетно ждем реализации их перспективы. Понимаем ли мы, что при таком подходе к формированию личности футболиста мы никогда этого не дождемся?
Раскручивая с малых лет наружный потенциал мы направляем ребенка на путь потребления чужого опыта, приучая его брать не прилагая своих усилий, ждать когда ему дадут то, что ему нужно. Найдут, выберут и дадут. А возможно ли выбрать именно то, что нужно именно ему, без его непосредственного и решающего участия? Наша «система подготовки» считает-да, а если нет?
Что, если ребенок, для того,чтобы стать ни на кого непохожей футбольной личностью должен раскрутить свой 80-ти процентный внутренний потенциал, скрытый ото всех в его генных глубинах? Для этого ему понадобится не тренер, который научит бить по мячу, а учитель, который поможет ему заглянуть в свое нутро, в свою «натуру» и потащить оттуда глубоко индивидуальное, личное понимание футбола, такое как есть и было у лучших футбольных мастеров. Ведь нам, тренерам и всем, кто работает в футболе, нужно именно это? Или нет? И именно для того, чтобы мальчик смог раскрыть свой внутренний, только ему подвластный, потенциал, ему понадобится «механизм самосовершенствования» Только с его помощью при постоянном поиске своего направления повышения личного мастерства, он сможет достичь полной или значительной реализации возможностей своего потенциала и стать ни на кого не похожим игроком, футбольной личностью, украшенной «своизмами», Таким, как были наши игроки 30-60-х, принесшие мировую известность нашему футболу.
Результат в детском футболе на самом деле не имеет смысла. Он будет необходим только в серьезном взрослом футболе, а без реализации основной части внутреннего потенциала, которая возможна только в детском возрасте, во взрослом «зрелищном» футболе, в футболе по-настоящему профессиональном, делать нечего.
А внутренний потенциал без хорошо развитого «механизма самосовершенствования» освоить невозможно. Вот и получается, что в основе развития футбольного потенциала игрока лежит сформированный и налаженный «механизм самосовершенствования». А создание среды для развития этого механизма и помощь в его освоении и есть цель нашей тренерской работы на этапе формирования личности игрока. Если, конечно, мы хотим в перспективе получать высококлассных футболистов, а через них и высокие места, как результат игры нашей сборной.
При существующем у нас сегодня подходе к формированию футбольной личности, наши игроки сразу же попадают в заведомо проигрышное положение. Какой-нибудь африканский или американский мальчишка, предоставленный на несколько лет «самому себе» и имеющий возможность просто «гонять мяч во дворе», раскручивает потихоньку свой 80-ти процентный потенциал, самостоятельно учится добывать такие сладкие крупицы удовольствия, оставив на будущее знакомство с «тренерским опытом» и «учебно-тренировочным процессом», хорошими полями, красочными турнирами и призами. Он учится главному и единственному, чему можно научиться в его положении - он учится получать удовольствие от игры, изо-всех сил напрягая свой огромный 80-типроцентный внутренний потенциал, ибо черпать ему больше неоткуда. У него нет пяти тысяч детских тренеров, которые с 7-летнего возраста уже приставлены к русским мальчишкам и пичкают их «своим опытом», его не ждут турниры и чемпионаты с призами и освещением в печати, раздачей скороспелых авансов в виде признания «лучшим игроком» и званий «перспективный». Он просто получает удовольствие от игры. И привыкает к получению удовольствия от игры так, что никто впоследствии не может его от этого отучить. Мало того, что он получает эту основу, залог его футбольного будущего, он еще формирует и раскручивает вместе с «удовольствием» свой, доступный только ему, «механизм самостоятельного совершенствования и саморазвития» Он выстраивает и налаживает его работу, самостоятельно анализируя увиденные приемы в игре с более опытными и мастеровитыми партнерами и соперниками. Он заставляет себя, формируя личную «осознанную необходимость» многократно повторять понравившиеся приемы, самостоятельно преодолевая трудности и неудачи. Потом, если ему это дано, он включит свое игроцкое воображение и начнет подстраивать игру под себя, под свои физические и интеллектуальные возможности. И все это будет развиваться и расти, как снежный ком. И если он очень хочет стать футболистом, то он самостоятельно будет искать и впитывать все что поможет ему совершенствоваться и развиваться, как игроку. И в этом огромную роль сыграет развитый им самим его внутренний, глубоко индивидуальный «механизм самосовершенствования»
Конечно, этот «механизм» есть у каждого. Но только у наших футболистов он работает со скрипом и заводится не всегда, потому, что в футбольной среде, созданной нами, он не нужен. А вот у настоящих профессионалов он работает как часы, не останавливаясь, потому, что это то, что может сделать их «звездами».
Сливка И.Е.
тренер ФК «Победа»
Санкт – Петербург
декабрь 2020.