Аналитика

В.Н.Огулов "Кризис футбола - кризис созидателей и нападающих. (взгляд из прошлого - ЮАР 2010)

Тройственность природы человека позволяет:

 

при одновременном упражнении воли,

интуиции и разума совершенствовать в

себе физическое, нравственное и

умственное начало.

Посредством их полного согласования человек

Может развить свои способности до

неограниченных пределов

Э. Шуре «Великие Посвящённые» 1914г.

                                                                   

 

   Кризис футбола – кризис созидателей и нападающих.

 

   Тезис о том, что хорошее нападение для зрителя, а турниры выигрывают те,

у кого хорошо организованная оборона, приведёт футбол к кризису и к оттоку зрителей с трибун, для которых, собственно, и играют команды. Вектор современного футбола направлен на саморазрушение, а функционеры ФИФА совместно с судейским корпусом, допускающим жестоко-грязное единоборство соперничающих команд, лишь ускоряют этот процесс.

   Философия игры на разрушение и физико-техническая направленность учебно-тренировочного процесса, приводит к исчезновению игроков созидающего плана. Высококлассных нападающих становится всё меньше, т.к. тактика игры в одного нападающего привела к тому, что исчезло наигранное и осмысленное взаимодействие игроков атаки, а их действия свелись к бессмысленной беготне на линии офсайда или ожиданию ошибки игроков обороны соперника. Преимущество атакующих игроков во времени перед защитниками практически не используется, т.к. нет чётко отрепетированных комбинаций в одно касание с игрой на третьего или, что ещё эффективнее и зрелищнее, игрой на четвёртого, которого выводят в чистую на удар по пустым воротам. Кто-то скажет, что в современных условиях жёсткой борьбы в зоне реализации такое мало вероятно, но если нападающие владеют высокоразвитым игровым мышлением, т.е. взаимодействуют зряче, то такая игра не только возможна, но и необходима для того, чтобы реанимировать и совершенствовать современный футбол. Вылет из обоймы чемпионата мира грандов футбола - команд Франции, Англии, Португалии, Италии и Бразилии не случаен по причине отсутствия в этих командах индивидуально сильных двух-трёх  нападающих и двух-трёх созидателей в линии полузащиты.  И совсем не случаен выход в полуфинал команды Уругвая – страны, насчитывающей  всего3.5 миллиона населения, но имеющей предельную мотивацию и хорошую степень командной тактической выучки. Хотя команда и проиграла голландцам 2:3, но проявленная в игре самоотверженность и характер держали зрителей в напряжении до последней секунды матча.

Сегодня физико-техническими кондициями уже ни кого не удивишь и не напугаешь. Это напрямую коснулось и сборную Германии, которую все пророчили в чемпионы, но немецкая супер - машина забуксовала, и по причине нехватки созидателей, уступила испанцам 0:1, хотя счёт мог быть и большим. Чтобы выигрывать сегодня, необходимо не только созидать и импровизировать на основе помехоустойчивой, индивидуальной тактико-технической выучки игрока, но и иметь высокую степень мотивации.                     

Просматривая игры ЧМ в ЮАР невольно ловишь себя на мысли, что действия  и взаимодействия команд в зоне реализации одинаково однообразны и сводятся к навесам в штрафную или к взаимодействию всего двух футболистов, у которых всего лишь один неповторяющийся вариант взаимодействий – игра в стенку. Подключение к взаимодействию третьего игрока, позволяющего создать полноценный функциональный треугольник уже с семью неповторяющимися вариантами взаимодействий, нападающие большинства команд всех уровней демонстрируют крайне редко по причине низкого уровня индивидуальной и командной тактико-технической подготовленности. Попросту говоря, комбинационной игры в пределах штрафной соперника практически нет. И тот, кто пытался демонстрировать созидательную игру в атаке стали по праву финалистами чемпионата. Но чемпионат выиграла Испания и только потому, что дорожила мячом и не транжирила голевые моменты так, как это делала Голландия.

Чтобы весь футбол вышел на новый виток развития, а он ему нужен позарез, необходимо менять философию игры и удачу искать в комбинационной игре у ворот соперника, используя не только индивидуальную, но и командную импровизацию. Чтобы достичь этого необходимо менять методику подготовки резервов и ориентацию учебно-тренировочного процесса с технико-тактической на тактико- техническую работу, ставя во главу угла тактическое мастерство игрока, включающего:  помехоустойчивый зрительный контроль, обеспечивающий хорошее видение поля и развитие игрового мышления, способствующего возможности к созиданию и импровизации.  Способность периферического контроля мяча даёт возможность читать развитие игровой ситуации и принимать целесообразные решения в передачах мяча партнёрам и, главное, прицельно и зряче бить по воротам в незащищённое вратарём место. Такой футбол, даже в исполнении звёзд, сегодня демонстрируется лишь эпизодически. Приоритетность освоения и совершенствования осмысленной, т.е. игровой, индивидуальной техники футбола и целесообразных групповых и командных взаимодействий  позволят командам в течение всей игры состязаться в качестве приобретённых импровизационных способностей в атаке, а не только в прочности оборонительных построений и мощи физических кондиций игроков.

Чтобы воспитывать отечественных игроков мирового уровня и подготовить команду, способную демонстрировать игру призёра чемпионата мира нужно в первую очередь создать условия для перехода тренерского корпуса на освоение зрячего и осмысленного, созидательного и импровизационного футбола. Оценивать работу тренера по конечному результату ( подготовка игроков в команды мастеров), а не по итогам турниров. При отборе детей в группы начальной подготовки и тестировании их психофизиологических качеств оценивать в первую очередь их способность к быстрому мышлению и принятию нестандартных решений в игре.  Изменить в учебно-тренировочном процессе приоритетность основных видов подготовки. Основным направлением в тренировке считать тактико-техническую подготовку. В процессе её освоения и совершенствования, а также игр, приобретаются необходимые футболисту физические качества. В пределах генетического резерва или функциональных возможностей организма футболиста можно дополнительно заниматься развитием его физических качеств. Одновременно, осваивая технику владения мячом ( ведение, обводка, передачи и удары) и тактическое мастерство футболиста, мы способствуем развитию созидательного и импровизационного мышления. На первом этапе добиваемся необходимости переключения зрительного контроля ребёнка с мяча на партнёра или вратаря перед выполнением передачи или удара. При освоении ведения мяча и обводки соперника с первых шагов нужно требовать от игроков не глядеть на мяч, контроль мяча должен осуществляться только периферическим зрением. На первых порах трудно одновременно и вести мяч и не глядеть на него, но когда будет выработан правильный динамический двигательный стереотип ведения мяча, проблемы с обводкой соперника, в техническом плане, исчезнут.

Зрячее, а значит осмысленное, освоение передач партнёрам, зрячих ударов в незащищённое вратарём место ворот, освоение контроля мяча при ведениях и обводках только периферическим зрением, позволят игрокам проявлять и совершенствовать в игре свои индивидуальные творческие способности в созидании и импровизации при взаимодействиях с партнёрами во время игры.

 

Огулов В.Н. 19 июля 2010г.

 

 

[все статьи]

* Оставить комментарий:

Имя: