Философия российского хоккея
ФИЛОСОФИЯ российского хоккея - ИЛИ МОЁ ВИДЕНИЕ ИГРЫ.
Изначально естественно, что любой участник хоккейного праздника – игры, включая всех его участников: игроков, тренеров с их штабом, устроителей и организаторов мероприятия и, главное, зрителей для кого, собственно, всё это и делается, хотят получить удовольствие и радость от прикосновения и ожидания чего-то нового, непредсказуемого результата, а в целом, от общения родственных душ.
Естественно также, чтобы праздник удался, необходима кропотливая подготовительная работа всей инфраструктуры и в особенности её непосредственных участников – игроков и их тренеров, выражающейся в учебно-тренировочной работе на льду, на земле, в зале, т.е. повсюду, где игроки имеют возможность повышать своё индивидуальное игровое мастерство, состоящее из физических, технических и тактических кондиций или умений и навыков. В послевоенное время в 50-60 годах прошлого века, когда не существовало жёсткой, структурированной системы подготовки, отсутствовал искусственный лёд, мальчишки летом играли в футбол, а зимой в хоккей, причём без тренеров, почему-то, на мой взгляд, больше было талантов, причём самобытных, не похожих друг на друга манерой игры.
Конечно, и сегодня Россия не обделена игроками мирового уровня, но самобытность постепенно исчезает, игроки как бы нивелируются и различаются практически только уровнем физико-технических кондиций, имеющими в своей основе, благоприобретённые от родителей генетические предпосылки. Уровень игрового мышления и интуиции, являющихся главными элементами тактического мастерства хоккеиста и основой для импровизационных действий у большинства отечественных игроков ниже, чем у легионеров «КХЛ». Данное превосходство легионеров в выполнении тактико-технических приёмов игры позволяет экономить силы и обеспечивает поддержание игрового тонуса в течении всего матча. Это подтверждает факт того, что отечественная система подготовки резервов уступает зарубежным методикам в эффективности и качестве работы.
Лозунг А.В.Тарасова: «атлетизм – основа хоккея» в условиях дефицита льда (50-60 годов) утвердил приоритетность физической подготовки перед технико-тактической и был обоснованным в период становления и утверждения отечественного хоккея с шайбой на мировом олимпе в течение многих лет.
В тот период времени массовый дворовый хоккей в стране был развит повсеместно. В команды отбирались мальчишки умеющие кататься на коньках, владеющие клюшкой и шайбой, способные к обводке одного и более соперников в условиях малогаборитной площадки и, само собой разумеющееся, обладающие физическими кондициями, приобретёнными в тех же дворах во время всевозможных игр.
Совсем иная ситуация возникла с появлением искусственного льда и возможности почти круглогодичной ледовой подготовки. Повсеместно начали формироваться группы начинающих хоккеистов 5-7 летнего возраста. С этого момента приоритетность физической подготовки вступает в противоречие с технико-тактической работой на льду и в последующем проф. Савин В.П. устранил его и предложил признать приоритетность за технико-тактической подготовкой. Давайте посмотрим на данный термин внимательнее!
Термин технико-тактическая работа утверждает - приоритетность или первичность техники и вторичность тактики. По сути, освоенные технические приёмы должны обеспечивать игрокам возможность действовать и взаимодействовать в схемах звеньевой и командной тактики. Но одно дело расставить по местам на площадке и учить взаимодействиям, умеющих кататься и владеющих клюшкой и шайбой мальчишек, совсем другое – учить всему с нуля. Осваивая набор технических приёмов в группах начальной подготовки и, закрепляя их далее в учебных группах, без синхронного включения элементов тактического мастерства (зрительный контроль, видение поля, игровое мышление и интуиция), мы, таким образом, готовим, как правило, игроков с рефлексом низко опущенных глаз и периферическим видением поля, что ограничивает игровое мышление. Вот откуда возникают игроки с ограниченными игровыми кондициями и нераскрытыми возможностями.
Мы знаем, что командная тактика состоит из индивидуальных действий игроков, поэтому признаём индивидуальную тактику. А, что является атрибутами индивидуальной тактики? – мышление и сознание хоккеиста, т.к. только они руководят всеми действиями игрока и во время тренировки и во время игры. Значит, если мы хотим получить на выходе игрока с качественной и эффективной техникой, то должны принять за аксиому, что техника должна осваиваться зряче, осмысленно, под руководством элементов тактического мастерства. И тогда согласно законам физиологии и законам игры такой вид подготовки должен именоваться, как тактико-технический. Если бы мы не допустили в 70-80годы вышеназванной стратегической ошибки в теории и практике хоккея, то и не было бы 15-летнего провала, да и сегодняшнего кувыркания главной команды страны.
На сегодняшний день, ведущими теоретиками хоккея - профессорами В.П.Савиным и Ю.В.Никоновым не признается термин тактическое мастерство хоккеиста и составляющие его элементы, так же как и термин тактико-техническое мастерство. Однако в практике мы часто пользуемся выражениями: зрячая игра, игровое мышление, интуиция, импровизация пауза, смена темпа и ритма, позиционное или маневренное катание и т.д., которые не являются чисто техническими приёмами, а являются элементами тактического и тактико-технического мастерства. Мне представляется, что чем раньше мы уйдём от вчерашних стереотипов, тянущих нас к деградации отечественного хоккея, тем быстрее вернём утраченные позиции. Правда придётся больше думать самим и заставлять делать это игроков. Конечно, это лишняя трата энергии и нервов, но другого пути у нас просто нет. Появятся игроки с высоким развитием игрового мышления, играющие осмысленно и зряче. Больше будет, основанных на интуиции, импровизационных действий и взаимодействий. Непременно появятся новые Харламовы и Мальцевы. Хоккей станет творческим и зрелищным, на который не пойдёт только лишь слепой.
Огулов В Н. 21. 07. 2011.