В российском футбольном обществе часто говорят о проблемах детского футбола и ставят в пример западные школы. Особенное внимание уделяется (часто только на словах) слабой инраструктуре футбола в России.
Инфраструктура, конечно же, не повредит развитию футбола. Но это не главная проблема. Ни в фавелах Рио-де-Жанейро, ни в трущобах Кот-д-Ивуара никакой инфраструктуры нет. Это не мешает местным детям достигать самых высоких вершин футбольного мастерства. В то же время в Англии с ифраструктурой все в порядке, но детский футбол постоянно и заслуженно подвергается критике. На мой взгляд, главная проблема детского футбола как в Англии, так и в России - в головах людей (родителей, тренеров, чиновников), в их философии. В этом плане детско-юношеский футбол в России гораздо ближе к английскому, чем может показаться на первый взгляд. Я имею в виду прежде всего постановку во главу угла результата детских соревнований, а не развития детей. Как следствие, стиль игры часто сводится к менее комбинационному (ругают заводившихся защитников, например), более атлетичному. Ошибки, мягко говоря, не поощряются. Селекционеры особое внимание уделяют крепким ребятам, а не соплякам, каким был в свое время Месси.
Во многих странах мира происходит изменение этой философии. В Германии и Бельгии это произошло лет 10 назад. Результаты мы как раз начинаем наблюдать сейчас. Правда в Германии вместе со сменой философии была еще поднята инфраструктура на новый уровень. Но инфраструктура – очевидность стоящая огромных денег. Философия же – практически бесплатна, но далеко не очевидна.
В Англии в последние пару лет после неудач на чемпионатах европы и мира начали об этом говорить. В результате только в начале 2012 года английская футбольная ассоциация приняла новую, в чем то революционую программу развития детско-юношеского футбола. Новоя программа как раз таки пытается решить проблемы развития футболистов связанные с обилием лиг и прочих соревнований для детей. Во главу угла ставятся сами дети и их всестороннее развитие, а не тренеры, родители и кубки.
В этом посте я хочу поговорить об одном исследовании, проведенном английской футбольной ассоциацией, которое напрямую повлияло на новую программу. Подробно о нем можно прочитать в блоге Ника Леветта – национального менеджера Футбольной Ассоциации по развитию юношеского футбола и, по совместительству, детского тренера академии Фулхэма.
Ник и его коллеги объездили Англию и опросили более 50 групп ребят на тему футбола, что им нравится и что не нравится.
Одним из заданий для детей было следущее. Им предоставили 16 бумажек, на которых были написаны различные внутренние и внешние мотиваторы для игры в футбол. Нужно было выбрать из всех этих бумажек 9 самых важных на их взгляд и упорядочить эти 9 в порядке важности. Вот что было написано на бумажках:
- Я люблю забивать или предотвращать голы.
- Мне нравится встречаться с новыми друзьями благодаря футболу.
- Мне нравится хвастаться футбольными навыками перед другими.
- Это очень хорошая игра и ее люблю.
- Мне нравиться учить навыкам других.
- Футбол помогает мне быть здоровым и быть в форме.
- Мне важно выиграть лигу/турнир.
- Мне нравится учиться новым навыкам.
- Я играю, потому что так хотят родители.
- Мне важнее выложиться полностью, чем победить в игре.
- Для меня важно пытаться выигрывать игры.
- Для меня важно выигрывать трофеи и медали.
- Я люблю играть футбол с моими друзьями.
- Я люблю играть в футбол, потому что это весело.
- Мне важнее победить в игре, чем выложиться полностью.
- Я люблю играть матчи против других команд.
Попробуйте угадать 6 самых важных для детей на ваш взгляд. Возьмите ручку и напишите. Дети во всех опрошенных группах отвечали одинаково. В то же время сколько Ник не просил взрослых угадать топ 6, никто так и не смог назвать все 6.
Итак, на первом месте с огромным отрывом – ответ 10 «Мне важнее выложиться полностью, чем победить в игре». С большим отрывом. Вы отгадали? Теперь сравните это с ценностями, которые взрослые привносят в игру. Совпадают? А должны совпадать...
Следущие пять ответов не очень трудно отгадать:
- 2 «Мне нравится встречаться с новыми друзьями благодаря футболу»,
- 4 «Это очень хорошая игра и ее люблю»,
- 6 «Футбол помогает мне быть здоровым и быть в форме»,
- 13 «Я люблю играть футбол с моими друзьями»,
- 14 «Я люблю играть в футбол, потому что это весело»
Дети приходят на тренировки уже мотивированными внутренне. Они не нуждаются во внешней мотивации. Задача тренера – сохранить это детское желание играть в футбол, а не убавить его путем скучных монотонных упражнений и ожиданий в очереди.
Интересно, что 12 «Для меня важно выигрывать трофеи и медали» и 15 «Мне важнее победить в игре, чем выложиться полностью» не были выбраны НИ ОДНОЙ группой детей из более 50 делавших это задание. Седьмой ответ «Мне важно выиграть лигу/турнир» был выбран однажды, но при этом оказался в самом низу списка. Турниры просто напросто не важны детям. Так кому тогда они важны?
Результатам этого исследования многие не верят. Пытаются найти какие-то ошибки в том, как именно были проведены опросы. Так, например, на одном из тренерских курсов учащиеся тренеры не поверили результатам, посчитали что их подопечные дети думают по-другому. Тогда преподаватель попросил их разослать всем родителям SMS с просьбой спросить их детей «зачем вы играете в футбол?» Один из тренеров спросил о том же своих собственных детей от 8 до 13 лет. Не удивительно, что все результаты совпали. Один из его сыновей даже говорил о том, что ему важнее стараться и полностью выкладываться, а не результат игры. На следущий день этот тренер пришел на курс и извинился. Причем не столько за то, что не верил результатам, а за то, что ставил свои желания перед желаниями детей.
Если вы читаете все это и не верите, сделайте мне пожалуйста одолжение: спросите своих детей зачем они играют в футбол.
Кирилл Коваленко, http://www.sports.ru/tribuna/blogs/nzcoaching/360983.html