Аналитика

Индивидуальное тактико-техническое мастерство хоккеистов.

 

  1. О приоритетах в подготовке, действиях и взаимодействиях хоккеистов в игре.
  2. О повышении эффективности и качества освоения техники игры.

1.   Приоритетность или временное выделение как главного какого-либо вида подготовки, должна соответствовать объективным реальностям  данного этапа развития хоккея и отражать логическую необходимость  в совершенствовании игры с целью достижения максимального результата. В начале процесс освоения хоккея с шайбой в нашей стране, для игравших в хоккей с мячом спортсменов, не представлял особой сложности, хотя размеры поля, форма клюшки и сам предмет игры – шайба, были непривычными. Тогда и возник первый приоритет в подготовке – освоение техники владения клюшкой и шайбой. Новая игра приобрела популярность, и особенно, среди детей, так как  играть в нее можно было на любой маленькой площадке, имеющей лед. Именно на таких катках вырабатывалась самобытная техника и игровая смекалка хоккеистов послевоенного поколения.

   Начали образовываться  многочисленные хоккейные клубы и команды мастеров при профсоюзных и военных ведомствах, а также ведущих предприятиях страны, призванные готовить игроков, способных выигрывать крупные  международные турниры. Но при отсутствии льда большую часть года хоккеисты были вынуждены в основном заниматься повышением физических кондиций и функциональных систем организма, а также совершенствованием техники владения клюшкой и шайбой в условиях зала или любой открытой площадки, имеющей ровную поверхность. Таким образом, в системе подготовки, вынужденно, в силу обстоятельств, возник приоритет физической подготовки над техникой и тактикой игры. Данные обстоятельства легли в основу теоретического обоснования  логической последовательности: летом приобретаются определенные физические кондиции, на их основе осваиваются технические приемы, а только потом все приобретенное выстраивается в тактические схемы игры (физ. подготовка – техника – тактика).

   Выстроенная система приоритетов, в теории и практике хоккея, продолжала существовать и после появления возможности тренироваться на льду почти круглый год. Зачем менять систему,  обеспечивающую результат, но ведь теория на то и теория, чтобы действовать на опережение, мыслить стратегически, опережая практику игры, предвидеть ее будущее. Если ранее клубы комплектовались мальчишками из дворового хоккея, умеющими кататься,  владеющими клюшкой и шайбой, то теперь ситуация в корне поменялась – в спортивных школах и клубах начали организовывать группы начальной подготовки и начали учить, кто во что горазд. Дворовый хоккей пошел на убыль, а вместе с ним и самобытные игроки.

   Таким образом, все шло своим чередом, лидер отечественного хоккея – команда «ЦСКА», руководимая, вначале, Анатолием Владимировичем Тарасовым, а затем  Виктором Васильевичем Тихоновым, являвшаяся базовой командой сборной СССР выигрывали, на протяжении многих лет, почти все турниры, в которых участвовали. Команда, играя в силовое давление, раздавливала или добивала соперников, использующих любые оборонительные построения. Тем временем соперники, и, в первую очередь, скандинавы искали и нашли противоядие  нашей системе игры. Проанализировав чемпионат СССР, выявили, что единственная команда, способная оказывать сопротивление команде «ЦСКА» это команда «Химик» Воскресенск, руководимая Николаем Семеновичем Эпштейном и исповедующая систему игры «по ситуации». Суть ее в том, что при потере шайбы в зоне соперника игроки «Химика»  не вступают в силовую борьбу за отбор шайбы, а ближайший к шайбе игрок активно мешает развитию атаки соперника.  Остальные игроки располагаются таким образом, чтобы перекрыть одновременно и игроков соперника и возможные пути развития атаки.  У хоккеистов и тренеров такая игра называется «вязать соперника». Последнее, очень важный момент в понимании системы игры по ситуации, т.к. такая оборона не пассивная, ожидающая ошибки соперника в обводке или передаче, а активная, нацеленная на перехват шайбы и организацию контратаки с численным перевесом.  Вот такую тактику переняли скандинавы против сборной СССР, а затем и России и начались большие неприятности для наших теоретиков – стратегов, тренеров и игроков, продолжавших настойчиво( почти 15 лет) и продолжающих эту тактику и поныне, с переменным успехом. Систематичность и последовательность поражений главной команды страны с начала 90-х годов прошлого столетия привела к необходимости (и вновь постфактум) пересмотра акцентов и приоритетов основных составляющих учебно-тренировочной работы.

   Главным видом подготовки была признана технико-тактическая, а физические качества и функциональные кондиции игроков становились фундаментом, обеспечивающим стабильность выполнения приемов игры в течение всего матча. Но и эти запоздалые перестановки не привели и не могут привести, на наш взгляд, к положительным результатам, потому что понятие тактики, скопированной у воинов древнего Рима, как вида подготовки, до сих пор представляется как рациональное построение и организацию командных действий в атаке и обороне, основой которых являются технические приемы игры. Однако техника, как наиболее рациональный и экономичный способ выполнения движения, не может осваиваться, формироваться и проявляться в игре без участия сенсорных анализаторов и нервно-мыслительной деятельности игрока. Качество работы единой функциональной системы, включающей сенсорные анализаторы, центральную нервную систему, проприорецепторы мышц и опорно-двигательный аппарат, является основой эффективной техники. Попробуйте завязать глаза хоккеисту и посмотрите, какая будет формироваться техника движений и индивидуальное оперативное мышление.

   Если признать факт того, что тактика является не только рациональной расстановкой игроков на поле и схем взаимодействий, но и категорией сознания и мышления человека, с помощью которых формируются и сами движения и целесообразность их выполнения, то, следуя логике, необходимо признать первичность тактики над техникой и вид подготовки переименовать в ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ.  Данная перестановка не является переменой слагаемых, от которых сумма не меняется. Это ПЕРЕХОД В БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ХОККЕЯ, основанного на эффективном игровом мышлении, импровизационных действиях и взаимодействиях, основанных на интуиции, как высшей степени развития разума человека.

   Что думают по этому поводу  представители фундаментальных наук о спорте и специалисты хоккея? Ученые , занимающиеся проблемами общей и спортивной психологии, считают, что проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Вместе с тем, как уже упоминалось выше, специалисты в области спортивной физиологии утверждают, что только около 30% занимающихся обладают лабильностью и подвижностью (быстротой соображения) нервных процессов, необходимых представителям игровых видов спорта. Экспериментально доказано, что в процессе освоения техники движений формируются не только двигательные динамические стереотипы, но и синхронно с ними мыслительные стереотипы  по аналогии синхронной  работы сердечно-сосудистой и дыхательных  систем, которые по отдельности существовать не могут. Эффективность освоения  движений во многом зависит от генетической предрасположенности восприятия и переработки сенсорной информации в коре головного мозга (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб 2005г.)

   Специалисты хоккея В.П. Савин и Ю.В. Никонов признают факт того, что движение начинается с образования условно-рефлекторным путем программы в коре головного мозга. Но при этом авторы рекомендуют, в одном  месте – после, в другом – параллельно с освоением технических приемов игры, учиться их целесообразному использованию или развивать оперативное мышление. Этими рассуждениями авторы, по сути, признают тактическое (игровое) мышление основным элементом индивидуальной тактики, но почему-то не признают его первичности в процессе формирования техники. В.П.Савин говорит о том, что командная тактика состоит из групповых и индивидуальных действий и взаимодействий, а фактически индивидуальные действия являются основой групповых и командных взаимодействий.  Вот в этой неопределенности и двойственности  рассуждений, выше названных авторов,  в определении приоритетов заложена мина замедленного  действия, которая и сегодня работает на разрушение, а не на созидание. Уж если основатели теории хоккея в сомнении насчет первичности тактики и ее атрибутов ( сознания и мышления человека) по отношению к технике, то, что говорить о тренерском контингенте? Может быть виноват постулат марксистко-ленинской философии о первичности материи? Помните – материя первична, а сознание вторично. В советские времена многие верили, что жизнь образовалась из кирпича. В результате имеем, как правило, малоэффективную технику игры и невразумительные  и хаотичные взаимодействия.

   Подготовка игроков высокого уровня во всем мире процесс долгий и нелегкий. Перепрыгивание через ступеньки хоккейного образования в угоду сиюминутному результату привело к тому, что большинство игроков, оканчивающих спортивные школы, имеют существенные пробелы в тактической и технической подготовке. Многие хоккеисты, заполняющие сегодня составы наших многочисленных профессиональных команд, не могут качественно выполнить зрячую обводку не только вратаря, но и полевых игроков соперника, что резко снижает эффективность атакующих действий команды.

   Суть основной проблемы возрождения славы отечественного хоккея состоит в том, что и физико-техническая и технико-тактическая направленности подготовки, имеющих ограниченное, структурированное начало, исчерпали себя и отстают от развития современного хоккея, основой которого являются зрячие, осмысленные и помехоустойчивые действия и взаимодействия игроков, сочетание наигранных комбинаций с импровизацией отдельных игроков и команды в целом.

   Игровое мышление, как основной элемент тактического мастерства игрока, возникает в результате правильно работающих зрительных анализаторов, обеспечивающих видение поля и перемещения партнеров и соперников в нем.

Настала пора признать факт приоритетной роли тактики, как категории сознания и мышления человека, в процессе формирования техники игры с первых шагов в хоккее.

Техника игры должна осваиваться не как джентльменский набор приемов игры, а как осмысленное и целесообразное комплексное двигательное действие, направленное на достижение конкретной цели – продвижения к воротам соперника и их взятия: ведение – взятие ворот;  ведение – передача – прием – взятие ворот;  ведение – обводка – взятие ворот; ведение – обводка – передача – прием – взятие ворот и т.д.

Технические элементы игры:

-катание на коньках, ведение шайбы, передачи и прием шайбы, обводка игроков и вратаря.

Тактические элементы игры:

Зрительный контроль, видение поля, игровое мышление, интуиция.

Тактико-технические элементы игры:

Маневренное катание, зрячие и осмысленные  двигательные действия с клюшкой и шайбой, имитации и паузы, смена темпа и ритма действий и взаимодействий. Импровизация.

Таким образом, получается, что если тренер не акцентирует внимание занимающихся на необходимости переключения зрительного контроля с предмета игры – шайбы на игроков, то у его подопечных рефлекторно вырабатывается динамический стереотип низко опущенных глаз, который сужает видение поля и ограничивает игровое мышление, стало быть, игровой потенциал хоккеиста. Вот откуда появляются хоккеисты с ограниченными игровыми кондициями и не раскрытыми возможностями. Помимо этого надо знать, что при формировании детских команд главным критерием отбора является генетическая предрасположенность к скоростному игровому мышлению, а все остальное к нему прирастет в процессе учебно-тренировочных занятий. Правильную постановку зрительного контроля или высоко поднятой головы на начальном этапе обучения в хоккее лучше всего производить во время  доступных детям подвижных игр в зале: гандбол или ручной мяч без правил игры, также баскетбол и т.д.

Таким образом, будет осваиваться не просто техническое мастерство как набор приемов, а ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО игрока, подразумевающее зрячее, а значит осмысленное  и целесообразное двигательное действие, направленное на конечный результат – взятие ворот соперника.

Только после переосмысления тренерским корпусом приоритетов и акцентов в видах подготовки учебно-тренировочного процесса у нас вновь начнут появляться игроки уровня Харламова, Мальцева и игроков пятерки Ларионова.

 Хоккей в будущем должен стать ледовыми шахматами на коньках, в котором интеллектуальное соперничество на уровне филигранной техники и непредсказуемой импровизации будет интересно и зрителям и самим игрокам.

 

2.   О взаимодействиях на льду.

Взаимодействия возникают для решения конкретных игровых задач в атаке и обороне, чем труднее задача, тем больше требуется игроков для ее решения, а их количество зависит от целесообразности разрешения игровой ситуации. Качество и эффективность групповых и командных взаимодействий зависят от степени развития индивидуальных тактико-технических способностей хоккеистов и целесообразности их применения.

Наибольший интерес для нас представляют действия команды владеющей шайбой, т.к. процесс созидания намного интереснее и сложнее чем разрушение, хотя и в нем имеются свои особенности. У атакующей команды целью взаимодействий является создание в завершающей фазе  атаки локального численного преимущества. Численное преимущество можно создать с помощью контратаки или обводки соперника в позиционной атаке в зоне соперника с последующим розыгрышем шайбы в одно касание. Так как команда, владеющая шайбой, взаимодействует, а значит, комбинирует, то такие действия игроков, как основной части игры, можно называть КОМБИНАТОРИКОЙ.

Команда, владеющая шайбой, всегда имеет временное преимущество перед обороняющимися игроками, которым требуется определенное время для разгадывания ходов атакующего соперника и принятия мер противодействия. Данное временное преимущество перед обороняющимися игроками является ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ КОМБИНАТОРИКИ, которой необходимо научиться пользоваться с помощью наигранных до автоматизма игровых комбинаций.

Существуют уже выработанные в процессе эволюции хоккея законы комбинирования, направленные на эффективное выполнение взаимодействий. Надо знать что:

  1. Нецелесообразно идти в обводку соперника, если существует возможность продвижения к воротам соперника с помощью передач.
  2. Хоккеист, владеющий шайбой, обязан сделать передачу игроку, находящемуся в более выгодной позиции для продолжения атаки или ее завершения и готовому к ее приему.
  3. Нельзя делать передачу игроку не готовому к ее приему или если существует возможность ее перехвата, когда на линии передачи расположен игрок соперника.
  4. Открывания для получения шайбы осуществлять с помощью встречного движения к ней с целью лишить соперника игры на опережение.
  5. Завершение атаки должно проходить, как правило, в одно касание для того, чтобы лишить обороняющихся времени для принятия адекватных мер противодействия.
  6. Розыгрыш численного преимущества в стандартных ситуациях: 2-1; 3-2; 4-3; 5-4 целесообразнее производить с помощью тактического размена, когда владеющий шайбой игрок движется на ворота соперника с намерением завершить атаку самостоятельно. Защитник вынужден его атаковать. В момент сближения делается подпуск шайбы под клюшку защитника, освободившемуся от опеки партнеру. Защитник временно отыгран, т.е. вне игры, далее по той же схеме разыгрывается численное преимущество до завершения атаки.
  7. Импровизация при взаимодействиях допустима только в пределах ранее разученных комбинаций (не  менее двух). В противном случае она будет носить хаотичный характер.

 

Для освоения законов комбинаторики и схем взаимодействий на поле, на котором игроки являются вершинами подвижных геометрических фигур, возникает необходимость ввести термин « ГЕОМЕТРИЯ ХОККЕЯ». Этот термин может дать начало новому разделу тактической подготовки, основная задача которого, научить игроков более целесообразномупространственному расположению на поле игроков, входящих в функциональную группу взаимодействия и схемам, по которым эффективнее действовать в той или иной игровой ситуации.

Известно, что у двух игроков – один неповторяющийся вариант взаимодействия (передача между собой), а у троих хоккеистов их уже – 14; у четверых -62; у полной пятерки – 142.

Три хоккеиста образуют форму подвижного и видоизменяющегося треугольника, имеющего достаточное количество неповторяющихся вариантов взаимодействий, чтобы сбить с толку обороняющихся. Поэтому функциональный треугольник смело можно именовать – основой комбинирования в игре. Каждый последующий игрок, подключающийся к комбинации, увеличивает количество неповторяющихся вариантов взаимодействий, но вместе с тем увеличивает вероятность ошибки и возможность потери шайбы.

Чем выше индивидуальное тактико-техническое мастерство хоккеистов, тем быстрее и разнообразнее разыгрываемые комбинации, тем сложнее сопернику их разгадать. Это вовсе не означает, что не возможно индивидуальным проходом решить исход матча или разыграть стеночку между двух игроков, или в позиционной атаке применить импровизацию, уложив ложным замахом на бросок и на паузе поочередно всех защитников и вратаря. Речь идет о том, что в учебно-тренировочных занятиях при освоении и, особенно,совершенствовании взаимодействий особую роль надо отвести упражнениям в составе трех игроков.

В заключении хотелось бы пожелать специалистам хоккея, тренерскому корпусу, комментаторам и игрокам быстрее избавиться от материалистического взгляда, утверждающего вторичность сознания и первичность материи. В быту и спорте у человека с первых дней все его движения анализируются, корректируются и управляются с помощью мышления и сознания коры головного мозга, поэтому не ноги управляют головой, а наоборот и вид подготовки именуемый, как тактико-технический, намного эффективнее, чем существующий ныне технико-тактический. Давно пора перейти на более качественный уровень подготовки резерва и самой игры.

В.Огулов

2013г.

 

[все статьи]

Комментарии

Демидрол.:
Ну, Огулов! Ну, порадовал! Давно я так не получал удовольствия! Чувствуется, разбирается о чём пишет! Хотя, несколько кучеряво, просто сразу в научный журнал можно тиснуть. Мысли правильные, но что-то в них недоработано. Сразу и не поймёшь, что! Такое впечатление - научная работа для научного титула!? Практические рекомендации? Стоит поменять название, ввести зрение, вставить хоккеистам нужные законы комбинирования, ввести в тренинг тройки, как основу комбинаторики... и переход совершён?! Отлично, согласен! Но, опять чего-то не хватает! Но, ЧЕГО??? Вот этим и понравилась статья - тянет подумать, сразу решения и не смог отыскать!!! Демидрол.
Демидрол:
Ну, вот, полежал, поспал, подумал и решил вторично поговорить с Огуловым! Ну, во-первых, был у меня попутчик - отец духовного футбола Володин. Он тоже утверждает о первичности духа над материей! Пришлось тиснуть статейку на своём сайте http://futbol1.io.ua/story "духовный футбол..." Я понимаю, что всё имеет свою первопричину, но забираться в дебри не стоит! Плох тот физик, что за минуту не сможет объяснить теорию относительности ребёнку! во-вторых: если тренер не акцентирует переключения зрения, то... процесс под хвост.. согласен, но... на тренировках, которые длятся полтора-два часа навык не выработаешь! В-третьих: автор тактико-технической всё упирает на один компонент - включение видения поля, никак не понимая, что контроль шайбы сенсорикой - лишь, один из принципов навыка владения шайбой! Чтобы разобраться с этим вопросом, пожалуйте на сайт http://futbol1.io.ua/story - там обнаружите многогранность этого навыка! С любовью, Димедрол!
Валентин Огулов:
Спасибо уважаемый "Димедрол" за критические замечания. Прошу Вас взглянуть в физиологию спорта в раздел выработки навыков (техники) игры. где четко определено. что первопричиной освоения является мотивация, а само освоение проходит под контролем мышления и сознания человека в коре головного мозга. Причем главным контролером и анализатором в выработке двигательных и мыслительных стереотипов являются глаза спортсмена. Это классика и не я ее придумал. Путем многократных повторений тех. приемов на тренировках и играх умения становятся навыками. Я ратую за то, чтобы мыслительные навыки развивались параллельно с двигательными.
Валентин Огулов:
Несмотря на то, то хоккей командная игра, на самом деле она состоит из индивидуальных действий, которые при игровой необходимости становятся групповыми или командными, когда владеющий шайбой игрок подключает к взаимодействиям необходимое количество игроков для достижения результата. Действиями игрока руководят игровое мышление и сознание, являющиеся атрибутами тактики, а техника и физические кондиции лишь помогают осуществлению задуманных головой игрока действий. Так, что первично уважаемый "Димедрол"- игровое мышление или техника, как способ выполнения движения?
Гриня:
Я понял главное, что пока Валентин с димедролом будут выяснять суть проблем наших спорт игр, футбольная власть (невежды и откатчики) окончательно загубит игру. Зачем что-то улучшать в стране если можно купить и игроков и результат!
* Оставить комментарий:

Имя: