Индивидуальное тактико-техническое мастерство хоккеистов.
- О приоритетах в подготовке, действиях и взаимодействиях хоккеистов в игре.
- О повышении эффективности и качества освоения техники игры.
1. Приоритетность или временное выделение как главного какого-либо вида подготовки, должна соответствовать объективным реальностям данного этапа развития хоккея и отражать логическую необходимость в совершенствовании игры с целью достижения максимального результата. В начале процесс освоения хоккея с шайбой в нашей стране, для игравших в хоккей с мячом спортсменов, не представлял особой сложности, хотя размеры поля, форма клюшки и сам предмет игры – шайба, были непривычными. Тогда и возник первый приоритет в подготовке – освоение техники владения клюшкой и шайбой. Новая игра приобрела популярность, и особенно, среди детей, так как играть в нее можно было на любой маленькой площадке, имеющей лед. Именно на таких катках вырабатывалась самобытная техника и игровая смекалка хоккеистов послевоенного поколения.
Начали образовываться многочисленные хоккейные клубы и команды мастеров при профсоюзных и военных ведомствах, а также ведущих предприятиях страны, призванные готовить игроков, способных выигрывать крупные международные турниры. Но при отсутствии льда большую часть года хоккеисты были вынуждены в основном заниматься повышением физических кондиций и функциональных систем организма, а также совершенствованием техники владения клюшкой и шайбой в условиях зала или любой открытой площадки, имеющей ровную поверхность. Таким образом, в системе подготовки, вынужденно, в силу обстоятельств, возник приоритет физической подготовки над техникой и тактикой игры. Данные обстоятельства легли в основу теоретического обоснования логической последовательности: летом приобретаются определенные физические кондиции, на их основе осваиваются технические приемы, а только потом все приобретенное выстраивается в тактические схемы игры (физ. подготовка – техника – тактика).
Выстроенная система приоритетов, в теории и практике хоккея, продолжала существовать и после появления возможности тренироваться на льду почти круглый год. Зачем менять систему, обеспечивающую результат, но ведь теория на то и теория, чтобы действовать на опережение, мыслить стратегически, опережая практику игры, предвидеть ее будущее. Если ранее клубы комплектовались мальчишками из дворового хоккея, умеющими кататься, владеющими клюшкой и шайбой, то теперь ситуация в корне поменялась – в спортивных школах и клубах начали организовывать группы начальной подготовки и начали учить, кто во что горазд. Дворовый хоккей пошел на убыль, а вместе с ним и самобытные игроки.
Таким образом, все шло своим чередом, лидер отечественного хоккея – команда «ЦСКА», руководимая, вначале, Анатолием Владимировичем Тарасовым, а затем Виктором Васильевичем Тихоновым, являвшаяся базовой командой сборной СССР выигрывали, на протяжении многих лет, почти все турниры, в которых участвовали. Команда, играя в силовое давление, раздавливала или добивала соперников, использующих любые оборонительные построения. Тем временем соперники, и, в первую очередь, скандинавы искали и нашли противоядие нашей системе игры. Проанализировав чемпионат СССР, выявили, что единственная команда, способная оказывать сопротивление команде «ЦСКА» это команда «Химик» Воскресенск, руководимая Николаем Семеновичем Эпштейном и исповедующая систему игры «по ситуации». Суть ее в том, что при потере шайбы в зоне соперника игроки «Химика» не вступают в силовую борьбу за отбор шайбы, а ближайший к шайбе игрок активно мешает развитию атаки соперника. Остальные игроки располагаются таким образом, чтобы перекрыть одновременно и игроков соперника и возможные пути развития атаки. У хоккеистов и тренеров такая игра называется «вязать соперника». Последнее, очень важный момент в понимании системы игры по ситуации, т.к. такая оборона не пассивная, ожидающая ошибки соперника в обводке или передаче, а активная, нацеленная на перехват шайбы и организацию контратаки с численным перевесом. Вот такую тактику переняли скандинавы против сборной СССР, а затем и России и начались большие неприятности для наших теоретиков – стратегов, тренеров и игроков, продолжавших настойчиво( почти 15 лет) и продолжающих эту тактику и поныне, с переменным успехом. Систематичность и последовательность поражений главной команды страны с начала 90-х годов прошлого столетия привела к необходимости (и вновь постфактум) пересмотра акцентов и приоритетов основных составляющих учебно-тренировочной работы.
Главным видом подготовки была признана технико-тактическая, а физические качества и функциональные кондиции игроков становились фундаментом, обеспечивающим стабильность выполнения приемов игры в течение всего матча. Но и эти запоздалые перестановки не привели и не могут привести, на наш взгляд, к положительным результатам, потому что понятие тактики, скопированной у воинов древнего Рима, как вида подготовки, до сих пор представляется как рациональное построение и организацию командных действий в атаке и обороне, основой которых являются технические приемы игры. Однако техника, как наиболее рациональный и экономичный способ выполнения движения, не может осваиваться, формироваться и проявляться в игре без участия сенсорных анализаторов и нервно-мыслительной деятельности игрока. Качество работы единой функциональной системы, включающей сенсорные анализаторы, центральную нервную систему, проприорецепторы мышц и опорно-двигательный аппарат, является основой эффективной техники. Попробуйте завязать глаза хоккеисту и посмотрите, какая будет формироваться техника движений и индивидуальное оперативное мышление.
Если признать факт того, что тактика является не только рациональной расстановкой игроков на поле и схем взаимодействий, но и категорией сознания и мышления человека, с помощью которых формируются и сами движения и целесообразность их выполнения, то, следуя логике, необходимо признать первичность тактики над техникой и вид подготовки переименовать в ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ. Данная перестановка не является переменой слагаемых, от которых сумма не меняется. Это ПЕРЕХОД В БОЛЕЕ ВЫСОКОЕ КАЧЕСТВО ХОККЕЯ, основанного на эффективном игровом мышлении, импровизационных действиях и взаимодействиях, основанных на интуиции, как высшей степени развития разума человека.
Что думают по этому поводу представители фундаментальных наук о спорте и специалисты хоккея? Ученые , занимающиеся проблемами общей и спортивной психологии, считают, что проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Вместе с тем, как уже упоминалось выше, специалисты в области спортивной физиологии утверждают, что только около 30% занимающихся обладают лабильностью и подвижностью (быстротой соображения) нервных процессов, необходимых представителям игровых видов спорта. Экспериментально доказано, что в процессе освоения техники движений формируются не только двигательные динамические стереотипы, но и синхронно с ними мыслительные стереотипы по аналогии синхронной работы сердечно-сосудистой и дыхательных систем, которые по отдельности существовать не могут. Эффективность освоения движений во многом зависит от генетической предрасположенности восприятия и переработки сенсорной информации в коре головного мозга (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб 2005г.)
Специалисты хоккея В.П. Савин и Ю.В. Никонов признают факт того, что движение начинается с образования условно-рефлекторным путем программы в коре головного мозга. Но при этом авторы рекомендуют, в одном месте – после, в другом – параллельно с освоением технических приемов игры, учиться их целесообразному использованию или развивать оперативное мышление. Этими рассуждениями авторы, по сути, признают тактическое (игровое) мышление основным элементом индивидуальной тактики, но почему-то не признают его первичности в процессе формирования техники. В.П.Савин говорит о том, что командная тактика состоит из групповых и индивидуальных действий и взаимодействий, а фактически индивидуальные действия являются основой групповых и командных взаимодействий. Вот в этой неопределенности и двойственности рассуждений, выше названных авторов, в определении приоритетов заложена мина замедленного действия, которая и сегодня работает на разрушение, а не на созидание. Уж если основатели теории хоккея в сомнении насчет первичности тактики и ее атрибутов ( сознания и мышления человека) по отношению к технике, то, что говорить о тренерском контингенте? Может быть виноват постулат марксистко-ленинской философии о первичности материи? Помните – материя первична, а сознание вторично. В советские времена многие верили, что жизнь образовалась из кирпича. В результате имеем, как правило, малоэффективную технику игры и невразумительные и хаотичные взаимодействия.
Подготовка игроков высокого уровня во всем мире процесс долгий и нелегкий. Перепрыгивание через ступеньки хоккейного образования в угоду сиюминутному результату привело к тому, что большинство игроков, оканчивающих спортивные школы, имеют существенные пробелы в тактической и технической подготовке. Многие хоккеисты, заполняющие сегодня составы наших многочисленных профессиональных команд, не могут качественно выполнить зрячую обводку не только вратаря, но и полевых игроков соперника, что резко снижает эффективность атакующих действий команды.
Суть основной проблемы возрождения славы отечественного хоккея состоит в том, что и физико-техническая и технико-тактическая направленности подготовки, имеющих ограниченное, структурированное начало, исчерпали себя и отстают от развития современного хоккея, основой которого являются зрячие, осмысленные и помехоустойчивые действия и взаимодействия игроков, сочетание наигранных комбинаций с импровизацией отдельных игроков и команды в целом.
Игровое мышление, как основной элемент тактического мастерства игрока, возникает в результате правильно работающих зрительных анализаторов, обеспечивающих видение поля и перемещения партнеров и соперников в нем.
Настала пора признать факт приоритетной роли тактики, как категории сознания и мышления человека, в процессе формирования техники игры с первых шагов в хоккее.
Техника игры должна осваиваться не как джентльменский набор приемов игры, а как осмысленное и целесообразное комплексное двигательное действие, направленное на достижение конкретной цели – продвижения к воротам соперника и их взятия: ведение – взятие ворот; ведение – передача – прием – взятие ворот; ведение – обводка – взятие ворот; ведение – обводка – передача – прием – взятие ворот и т.д.
Технические элементы игры:
-катание на коньках, ведение шайбы, передачи и прием шайбы, обводка игроков и вратаря.
Тактические элементы игры:
Зрительный контроль, видение поля, игровое мышление, интуиция.
Тактико-технические элементы игры:
Маневренное катание, зрячие и осмысленные двигательные действия с клюшкой и шайбой, имитации и паузы, смена темпа и ритма действий и взаимодействий. Импровизация.
Таким образом, получается, что если тренер не акцентирует внимание занимающихся на необходимости переключения зрительного контроля с предмета игры – шайбы на игроков, то у его подопечных рефлекторно вырабатывается динамический стереотип низко опущенных глаз, который сужает видение поля и ограничивает игровое мышление, стало быть, игровой потенциал хоккеиста. Вот откуда появляются хоккеисты с ограниченными игровыми кондициями и не раскрытыми возможностями. Помимо этого надо знать, что при формировании детских команд главным критерием отбора является генетическая предрасположенность к скоростному игровому мышлению, а все остальное к нему прирастет в процессе учебно-тренировочных занятий. Правильную постановку зрительного контроля или высоко поднятой головы на начальном этапе обучения в хоккее лучше всего производить во время доступных детям подвижных игр в зале: гандбол или ручной мяч без правил игры, также баскетбол и т.д.
Таким образом, будет осваиваться не просто техническое мастерство как набор приемов, а ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО игрока, подразумевающее зрячее, а значит осмысленное и целесообразное двигательное действие, направленное на конечный результат – взятие ворот соперника.
Только после переосмысления тренерским корпусом приоритетов и акцентов в видах подготовки учебно-тренировочного процесса у нас вновь начнут появляться игроки уровня Харламова, Мальцева и игроков пятерки Ларионова.
Хоккей в будущем должен стать ледовыми шахматами на коньках, в котором интеллектуальное соперничество на уровне филигранной техники и непредсказуемой импровизации будет интересно и зрителям и самим игрокам.
2. О взаимодействиях на льду.
Взаимодействия возникают для решения конкретных игровых задач в атаке и обороне, чем труднее задача, тем больше требуется игроков для ее решения, а их количество зависит от целесообразности разрешения игровой ситуации. Качество и эффективность групповых и командных взаимодействий зависят от степени развития индивидуальных тактико-технических способностей хоккеистов и целесообразности их применения.
Наибольший интерес для нас представляют действия команды владеющей шайбой, т.к. процесс созидания намного интереснее и сложнее чем разрушение, хотя и в нем имеются свои особенности. У атакующей команды целью взаимодействий является создание в завершающей фазе атаки локального численного преимущества. Численное преимущество можно создать с помощью контратаки или обводки соперника в позиционной атаке в зоне соперника с последующим розыгрышем шайбы в одно касание. Так как команда, владеющая шайбой, взаимодействует, а значит, комбинирует, то такие действия игроков, как основной части игры, можно называть КОМБИНАТОРИКОЙ.
Команда, владеющая шайбой, всегда имеет временное преимущество перед обороняющимися игроками, которым требуется определенное время для разгадывания ходов атакующего соперника и принятия мер противодействия. Данное временное преимущество перед обороняющимися игроками является ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ КОМБИНАТОРИКИ, которой необходимо научиться пользоваться с помощью наигранных до автоматизма игровых комбинаций.
Существуют уже выработанные в процессе эволюции хоккея законы комбинирования, направленные на эффективное выполнение взаимодействий. Надо знать что:
- Нецелесообразно идти в обводку соперника, если существует возможность продвижения к воротам соперника с помощью передач.
- Хоккеист, владеющий шайбой, обязан сделать передачу игроку, находящемуся в более выгодной позиции для продолжения атаки или ее завершения и готовому к ее приему.
- Нельзя делать передачу игроку не готовому к ее приему или если существует возможность ее перехвата, когда на линии передачи расположен игрок соперника.
- Открывания для получения шайбы осуществлять с помощью встречного движения к ней с целью лишить соперника игры на опережение.
- Завершение атаки должно проходить, как правило, в одно касание для того, чтобы лишить обороняющихся времени для принятия адекватных мер противодействия.
- Розыгрыш численного преимущества в стандартных ситуациях: 2-1; 3-2; 4-3; 5-4 целесообразнее производить с помощью тактического размена, когда владеющий шайбой игрок движется на ворота соперника с намерением завершить атаку самостоятельно. Защитник вынужден его атаковать. В момент сближения делается подпуск шайбы под клюшку защитника, освободившемуся от опеки партнеру. Защитник временно отыгран, т.е. вне игры, далее по той же схеме разыгрывается численное преимущество до завершения атаки.
- Импровизация при взаимодействиях допустима только в пределах ранее разученных комбинаций (не менее двух). В противном случае она будет носить хаотичный характер.
Для освоения законов комбинаторики и схем взаимодействий на поле, на котором игроки являются вершинами подвижных геометрических фигур, возникает необходимость ввести термин « ГЕОМЕТРИЯ ХОККЕЯ». Этот термин может дать начало новому разделу тактической подготовки, основная задача которого, научить игроков более целесообразномупространственному расположению на поле игроков, входящих в функциональную группу взаимодействия и схемам, по которым эффективнее действовать в той или иной игровой ситуации.
Известно, что у двух игроков – один неповторяющийся вариант взаимодействия (передача между собой), а у троих хоккеистов их уже – 14; у четверых -62; у полной пятерки – 142.
Три хоккеиста образуют форму подвижного и видоизменяющегося треугольника, имеющего достаточное количество неповторяющихся вариантов взаимодействий, чтобы сбить с толку обороняющихся. Поэтому функциональный треугольник смело можно именовать – основой комбинирования в игре. Каждый последующий игрок, подключающийся к комбинации, увеличивает количество неповторяющихся вариантов взаимодействий, но вместе с тем увеличивает вероятность ошибки и возможность потери шайбы.
Чем выше индивидуальное тактико-техническое мастерство хоккеистов, тем быстрее и разнообразнее разыгрываемые комбинации, тем сложнее сопернику их разгадать. Это вовсе не означает, что не возможно индивидуальным проходом решить исход матча или разыграть стеночку между двух игроков, или в позиционной атаке применить импровизацию, уложив ложным замахом на бросок и на паузе поочередно всех защитников и вратаря. Речь идет о том, что в учебно-тренировочных занятиях при освоении и, особенно,совершенствовании взаимодействий особую роль надо отвести упражнениям в составе трех игроков.
В заключении хотелось бы пожелать специалистам хоккея, тренерскому корпусу, комментаторам и игрокам быстрее избавиться от материалистического взгляда, утверждающего вторичность сознания и первичность материи. В быту и спорте у человека с первых дней все его движения анализируются, корректируются и управляются с помощью мышления и сознания коры головного мозга, поэтому не ноги управляют головой, а наоборот и вид подготовки именуемый, как тактико-технический, намного эффективнее, чем существующий ныне технико-тактический. Давно пора перейти на более качественный уровень подготовки резерва и самой игры.
В.Огулов
2013г.