БРАЗИЛИЯ 2014. Сборная России.
Почему мы выглядим так посредственно на Чемпионате? Почему не играем хотя бы так, как Коста-Рика, Колумбия, Гана, Эквадор? Или так как Чили, Мексика, Уругвай? Я не говорю уже об Аргентине, Германии, Бразилии или Голландии.
Вопрос не риторический. На него мы не знаем ответа уже давно. И, скорее всего, очередное фиаско не заставит нас искать на него ответ – это никому не нужно. Мы найдем массу оправданий и объяснений тому, что попадание в число 16 – ти лучших команд мира является для нас пределом мечтаний. У нас нет ни своего стиля, ни поставленной игры, ни индивидуально сильных игроков, не говоря уже о «звездах». У нас нет даже игровой наглости, как у самых записных аутсайдеров. Мы, пожалуй, вместе с корейцами, самая посредственная команда на Чемпионате.
Можем ли мы выйти в 1/8? Можем, наверное, но что мы там будем делать?
Лучше бы нам не выходить, ведь даже сейчас уже звучат высказывания о «хорошей» игре наших с бельгийцами и «неплохой» - с корейцами, хотя ни те, ни другие явно не входят в число фаворитов чемпионата. Если же нам удастся просочиться в 1/8, то и вовсе футбольное чиновничество объявит об успешном выступлении нашей сборной. И уж тогда, ни о каком мало-мальски критическом анализе состояния дела в российском футболе, и речи не будет – все закончится радужными прогнозами на домашний Чемпионат Мира 2018.
А с чего им сбыться этим радужным прогнозам? Какие предпосылки? Если попадание в число 16-ти в Бразилии это и есть предпосылки для выигрыша следующего Чемпионата, то аналитики из наших футбольных руководителей, мягко говоря, странные.
Анализировать игру нашей сборной сложно, потому, что она обыденна, предсказуема и очень посредственна. Никоим образом не в обиду нашим ребятам – они делают все, что умеют – и, тем более, не в вину Капелло – он тоже делает все, что можно. Просто, таков уровень наших игроков, их мастерства, а оно закладывается не в редких тренировках сборной. Оно закладывается в общей системной направленности среды, которая на протяжении десятилетий, формирует игрока, развивает его талант и лучшие игровые качества. И талантом, и футбольными качествами, необходимыми для самого высокого уровня мастерства, наши игроки не обделены, что подтверждается былыми успехами нашего футбола. Проблема в этой самой среде, в ее направленности. А она у нас направлена на формирование уровня мастерства посредственного, серого и предсказуемого. То есть того мастерства, которое мы и демонстрируем в Бразилии.
Для того, чтобы уровень мастерства наших игроков вырос, необходимо менять направленность среды его формирования. А это дело хлопотное, кропотливое и очень непростое. А людей, способных на столь радикальные и сложные меры, у нас в спортивном руководстве нет. Нет их все по той же банальной причине – в руководстве концентрируются, в основном, специалисты по «освоению бюджетных денег», благо денег бюджетных в футболе предостаточно.
И, тем не менее, несмотря на столь безрадостную перспективу, выскажу снова свое понимание существующей проблемы.
Итак. Более 50-ти лет назад мы запустили структурный механизм, нарушивший естественный ход процесса формирования футбольной личности.
Естественный ход этого процесса осуществлялся следующим образом.
Потенциал игрока развивается двумя направлениями: изнутри и снаружи.
Вначале игрок самостоятельно развивал себя «изнутри». Внутренняя часть потенциала игрока подвластна только самому игроку и развить ее можно только при его непосредственном участии. И только после довольно длительного периода (6-10 лет) самостоятельного освоения футбола и развития своего «внутреннего потенциала», осуществлялся переход к освоению «внешнего потенциала», т.е. игрока начинали обучать. При этом, в первые годы самостоятельного познания футбола, у игрока развивался и вырабатывался чрезвычайно важный «механизм саморазвития и самосовершенствования», который является залогом дальнейшего роста индивидуального мастерства.
В системе подготовки резервов, существующей у нас сегодня, нет периода развития внутреннего потенциала. Обучение начинается с 6-8 лет. Ребенок попадает под пресс жесткого внешнего обучения стандартному набору футбольных навыков, что не способствует развитию индивидуальных сильных качеств, т.е. внутреннего потенциала. Кроме того, у игрока, попадающего под опеку тренера в раннем возрасте, нет возможности развить у себя «механизм самосовершенствования и саморазвития», он естественным образом подменяется «механизмом потребления».
Таким образом, лишая игроков возможности развивать свой внутренний потенциал, т.е. свои лучшие качества, мы теряем существенную часть индивидуальности и самобытности наших футболистов. А, лишая их возможности сформировать у себя механизм самосовершенствования и саморазвития, мы лишаем их перспективы
. И чего можно ждать от наших самых талантливых ребят, наполовину лишенных своего таланта существующей у нас «системой подготовки резервов»? Спасибо им и за эту невзрачную игру.
И.Сливка
26.06.2014г.