Аналитика

Не благодаря, а вопреки... (проблемы российского футбола)

                                         НЕ БЛАГОДАРЯ,  А ВОПРЕКИ.... (проблемы российского футбола)

К.Рональдо :«В основе моего мастерства лежит постоянный процесс самосовершенствования. Вот почему я являюсь одним из сильнейших футболистов мира.»

Похоже, фраза, вынесенная в заголовок, - девиз нашей страны.  Вся ее история соткана из достижений, основанных на преодолении препятствий, логика возникновения которых необязательна и даже противоестественна.

Российский (советский) футбол – не исключение. Он такое же явление нашей жизни, как и все остальное. Видимо поэтому, в нем все построено по тому же принципу: мы сами создаем себе проблемы, а затем предпринимаем героические и, часто, безрезультатные усилия для их устранения.

Выглядит это так.

Сначала, в детском футболе, мы делаем все. чтобы затормозить развитие личности будущих футболистов, а затем, добившись в этом успехов, предпринимаем «титанические» усилия, чтобы добиться результатов с этими «недоразвитыми» футбольными звездами.

Как мы это делаем?

                         Подготовка футболистов у нас идет одним способом – через «систему подготовки резервов». Других источников футбольных талантов у нас нет.

«Система» работает в возрастном диапазоне 7-18 лет. Как известно, формирование основ личности идет до 14-15 лет. Формирование «футбольной» личности идет в период 7-15 лет, в возрасте, когда ребенок начинает понимать что-то в футбольной игре. Именно в этот период мы создаем ему трудности в формировании основ его футбольной индивидуальности, выражающейся в глубоко личном восприятии, понимании и исполнении игры.  И не просто создаем трудности, а препятствуем развитию его личностных особенностей и нюансов, без которых невозможно достичь «звездного» уровня игры.

Чтобы получить индивидуальность нельзя навязывать чужой опыт несложившейся личности.

А мы именно этим и занимаемся, направляя усилия десятка тысяч детских тренеров из многочисленных ДЮСШ, СДЮШОР и т.п., на «передачу опыта» ничего еще не понимающим в футболе мальчишкам.

Даже, если предположить, что тренеры эти обладают опытом достаточно высокого уровня, то условия в которые они поставлены «системой» все равно направляют их не на передачу самого ценного, что есть в этом опыте, а на обучение детей чисто практическим способам достижения результата в игре. То есть - на обучение футболу практичному, прагматичному, сухому. Без озорства, выдумки и фантазии – неотъемлемых составляющих любой детской игры. Отсутствие этих составляющих  в нашем детском футболе ведет к неразвитому футбольному воображению, отсутствию фантазии в игре, что в профессиональном футболе приводит к прямолинейной, силовой  и незрелищной игре очень похожих друг на друга футболистов и команд.

Футбольное воображение и фантазия, приводящие к непредсказуемым действиям и вариативности в решении ситуационных задач являются отличительными особенностями настоящих звездных игроков.

Мы же безжалостно лишаем наших мальчишек развития этих драгоценных качеств в угоду сиюминутному результату в детских соревнованиях.

Убив в детстве в ребенке индивидуальность, мы, тем не менее, ждем ее проявления во взрослом футболе, ждем превращения в звезду «обезглавленного», без воображения и фантазии, игрока, лучшие качества которого  были похоронены в детстве.

Мы готовы сделать все, чтобы исправить сделанное нами же. Мы готовы платить им огромные деньги, петь незаслуженные и преждевременные дифирамбы, надувая «мыльный пузырь» их «звездности», превращать случайные и временные успехи в «грандиозные» достижения, платить еще большие деньги легионерам – игрокам и легионерам-тренерам, чтобы повысить статус своего Чемпионата и тем самым, якобы, поднять уровень наших «звездных» игроков. Но все тщетно.

Нельзя, убивая футбол в зародыше, ждать от него результата в зрелости. Этот результат мы уже получили – в детском и юношеском футболе. А в жизни все сбалансировано и за все нужно «платить». Получил в детстве – расплатись в зрелости.

Природа все делает наоборот. Детству она отвела баловство и радость от общения с мячом, а зрелости – результат. Но логика нашего российского менталитета не поддается обьяснению – мы все время пытаемся обмануть природу, хотя сами являемся всего лишь ее производным.

«Наделанное» нами в советском, а потом и в российском футболе привело к падению его уровня с высоты 60-х годов в глубокую и дорогостоящую яму, где попадание в 4-ку Чемпионата Европы считается огромным достижением! Попытки исправить «продукцию» «системы подготовки резервов» приукрашиванием результатов и огромными финансовыми вливаниями не дают результата и никогда не дадут. Мы просто прячемся от действительности, а она такова – мы идем не в том направлении.

Нельзя безнаказанно ломать законы и принципы эволюционного развития – ни «поворачивать реки вспять», ни переворачивать «с ног на голову» последовательность процесса формирования личности. Даже, если это касается футбола.

 

И.Сливка

тренер ФК «Победа»,  Санкт-Петербург                                                                                         2010г.

    

[все статьи]

Комментарии

Демидрол:
Неплохо написана статья. Но... Что предлагает автор? Убрать "систему подготовки резервов"? Убрать соревнования? Или убрать престижность соревноваий? Озорство, выдумку, фантазию детей в футболе... возвести на пъедестал? А, может, пусть тренер пораскнет серым и белым веществом и превратит тренировочно-соревновательный процесс в творческий кайф деток? Ответ на поверхности - тренер должен быть мощнейшим катализатором креативности в футболе на всех уровнях! Демидрол со своим видением на http://futbol1.io.ua !!!
сливка:
Неужели, Вы думаете, что за последние 40-50 лет в нашей стране среди десятков тысяч детских тренеров не нашлось тренеров, обладающих необходимыми, по Вашему мнению, свойствами? Ответ на поверхности...- им что-то мешало делать звездных игроков. Поэтому=то и не все так просто, уважаемый Демидрол.
* Оставить комментарий:

Имя: