Аналитика

Бутафория вместо удовольствия (часть 1)

 ( еженедельник "Футбол" №№ 16,17,18 Москва, 04.2000г.)

"История российского футбола достаточно самобытна и оригинальна, в ней затаено немало явлений, не лежащих на поверхности, до сих пор не раскрытых, не истолкованных должным образом".
Л. Филатов

На протяжении последних 30-ти лет четко прослеживается тенденция к катастрофическому исчезновению ярких, самобытных игроков в российском футболе. Падение зрительского интереса к отечественному футболу и отсутствие наших футболистов в числе "звезд" даже средней величины на европейском уровне, не говоря уже о мировом, подтверждает это.

В то же время, мы можем вспомнить немало ярких игроков в нашем футболе 40-60-х годов, среди которых были звезды европейского и мирового уровня. А успехи сборной тех лет, ни в какое сравнение не идут с нынешними. Сегодня мы не попадаем в число 32-х в Кубке Мира и 16-ти в Европе, А ведь в 1956г. мы были олимпийскими чемпионами, 1960-м чемпионами Европы, 1964-м - серебряными призерами Европейского чемпионата, 1966-м бронзовыми на Чемпионате мира.

C конца 60-х годов уровень нашего футбола постепенно снижается и сегодня мы со всей очевидностью стоим перед фактом отсутствия в нем ярких игроков, опустевших трибун стадионов и удивительной беспомощности огромной армии футбольных специалистов и функционеров перед лицом проблемы подготовки футболистов высокого класса.

Если сопоставить численность профессионально занимающихся футболом в России специалистов (тренеров, административных работников многочисленных федераций и т.п.) в разные временные отрезки - до середины 60-х годов и в настоящее время - с соответствующими этим отрезкам достижениями, то не трудно прийти к выводу: чем больше специалистов, тем меньше достижений! Не правда ли, удивительный вывод? Что это? Совпадение? или следствие каких-то определенных осознанных действий, приведших к такому результату? А если сюда добавить, что по количеству профессиональных футбольных тренеров работающих с детьми мы намного опережаем не только любую страну мира, но и все европейские страны вместе взятые, то возникает желание спросить: "А чем же мы, тренеры, занимаемся с нашими детьми, если достигли таких " успехов"?".

Ответ на этот вопрос, на мой взгляд, даст куда более полную и объективную картину реального положения дел в нашем российском футболе, чем традиционное объяснение причин кризиса отсутствием у мальчишек былой мотивации, вследствие появления дискотек, компьютеров, наркотиков и т. д. или нехваткой полей, спортзалов, инвентаря и т.п. Мы умудряемся найти массу всяких причин, объясняющих наступивший кризис, но почему-то все эти причины имеют одну общую черту - все, что происходит, происходит, якобы независимо от нас и мы ничего не можем изменить. Так ли это? А, может, не будем валить ответственность за элементарную недальновидность и непрофессионализм на "происходящее в стране" и, конечно, от нас не зависящее. Давайте возьмем на себя смелость и попробуем разобраться объективно в причинах углубляющегося кризиса в нашем футболе. Может быть еще есть возможность изменить то, что мы с таким "успехом" настроили в советское время.

На проходившей в октябре в Санкт-Петербурге Конференции УЕФА по юношескому футболу тренер мюнхенской "Баварии" Вернер Керн настойчиво и эмоционально пытался привлечь внимание аудитории к вопросу развития дворового футбола. Его попытки перекликались с достижениями на международной арене ирландского юношеского футбола, имеющего полудворовую основу, и высказываниями с трибуны Конференции маститых тренеров о необходимости свободы творчества, обязательном присутствии удовольствия от игры и развитии воображения, как основы на которой строится футбольная личность ребенка. В предлагаемой вашему вниманию статье предпринята попытка сравнительного анализа среды "дворового футбола", в которой происходило формирование личности будущих "звезд " нашего футбола, таких как Федотов, Бобров, Дементьев, Яшин, Стрельцов, Воронин, Нетто, Шестернев ...(всех не перечислишь), и "организованного детского футбола", возникшего у нас в начале 60-х годов с появлением футбольных школ, групп подготовки и подобных им детских футбольных образований, а в 70-80-х годах пополнившегося СДЮШОР, спортинтернатами, ЦОПами и т.п.

Как известно, фундамент личности, ее костяк, определяющий направление и принципы развития человека в будущем, формируется до 14 - 16 лет. Дальше идет развитие и шлифовка заложенного в детском и подростковом возрасте. Давайте посмотрим, что же изменилось за последние 40-50 лет в среде, формирующей в период до 14-16 лет личность потенциального футболиста.

Если сравнивать среду, в которой выросли наши "звезды" 40-60-х годов, с теми условиями, в которых мы "готовим" сейчас молодых футболистов, то обнаружится, что среда и принципы формирования личности не просто изменились, а искусственно изменены нами по направлению воздействия в прямо противоположную сторону. Вспомним, в какой среде у детей формировался характер и отношение к футболу в 40-60-х годах. До 13-14 лет этой средой был "дикий", «дворовый" футбол. Сегодня же мальчишки уже с 7-8 лет попадают в среду "организованного футбола": ДЮСШ, СДЮШОР, футбольные секции, клубы и т.д. В результате "организации" нашего футбола мы на 6-7 лет раньше стали забирать из дворового футбола лучших наших мальчишек и руководить их футбольным развитием, да и не только футбольным. Попробуем определить основные, принципиальные особенности дворовой среды, дававшей нам классных игроков и посмотрим, как они выглядят в организованном футболе сегодня.

1. БРАТЬ ИЛИ ОТДАВАТЬ?                                                                         

Дворовый футбол ничего не давал мальчику авансом, от него можно было получить лишь одно - удовольствие от игры, причем, только приложив большие усилия, как организационного, так и чисто игрового плана. Необходимо сразу обозначить определяющий стержень футбола, его главный козырь, притягивающий к нему совсем юных и удерживающий игроков до старости - этот козырь - удовольствие, получаемое от игры, и именно его, и только его, можно было получить от дворового футбола.

Организованный футбол в отличие от дворового с первых же шагов начинается для мальчика с "дармового" получения очень многого. Его сразу одаривают внешними футбольными атрибутами и бутафорией: настоящий тренер, стадион с настоящим (а то и искусственным) полем, спортзал, форма, мячи, соревнования (даже международные, с выездом за границу), настоящие тренировки - как у взрослых профессионалов (со свистком, конспектами, секундомером, тренажерами и т.д.). В этом же направлении действуют и родители, которые со своей стороны стремятся сделать все, чтобы создать условия своему ребенку в обучении футболу - ведь его пригласили в настоящую футбольную школу. Мальчику остается только брать то, что ему дают, привыкая к мысли, что все, что надо для футбола, он получит или от тренера, или от родителей. Сами того не ведая, мы закладываем фундамент потребительского отношения мальчика к футболу. Но и это, наверное, не самое страшное, страшно то, что давать все это мальчику, мы, тренеры, вынуждены - иначе он от нас уйдет. Почему? Потому, что мы не можем ему обеспечить то, ради чего он пришел в футбол - удовольствие от игры. Мы не можем обеспечить ему "организованное" удовольствие, в отличие от дворового футбола, обеспечивавшего ему "дикое" удовольствие. И мы вынуждены "покупать" расположение мальчика, привлекая его внешним антуражем, бутафорией футбола, искусственно создавая ажиотаж среди родителей, ища у них помощи в заманивании талантливых и способных мальчишек в придуманный нами взрослыми "организованный детский футбол".

Вывод: в организованном футболе потеряна цель, направление усилий в нем смещено по сравнению с дворовым. В дворовый футбол мальчик приходил с одной целью - получить удовольствие от игры - для этого он был готов ОТДАТЬ все свои силы, и получал это удовольствие, честно вложив свой труд, что заставляло его приходить снова и снова. В организованном футболе мы, не имея возможности привлечь мальчика к игре за счет удовольствия, вынуждены стимулировать его внешними, рассчитанными на потребительский инстинкт, атрибутами футбола. Это формирует его, как "игрока - потребителя", с первых же его шагов в футболе привыкающего БРАТЬ, смещает цель его познания футбола из области желания получать удовольствие от игры в область получения материальных благ от своего присутствия в футболе.

2. НАУЧИТЬ ИЛИ НАУЧИТЬСЯ?                                                         

"Знание, которое более всего небходимо для человеческой жизни, - это познание самого себя."Б.Фонтенель.

В дворовом футболе мальчика никто не учил, наоборот, дворовая среда заставляла его - выверни себя наизнанку и научись сам, сам проанализируй и сам попробуй, если, конечно, ты способен, если у тебя есть к этому талант. Действуя таким образом, мальчик постепенно "запускал", "раскручивал" свой внутренний механизм саморазвития и самосовершенствования, маховик которого в дальнейшем невозможно было остановить. Вот откуда у старых мастеров была незатухающая жажда самосовершенствования, выражавшаяся в самостоятельных дополнительных занятиях, отсутствии пресыщения футболом, стремлении к поиску новых приемов, в творческом отношении к самой игре.

В организованном футболе, наоборот, мальчика уже с 7-8 лет начинают учить игре, а вернее навязывать взрослую, тренерскую точку зрения на детскую игру в футбол. Это у нас считается передачей опыта. Только мы упускаем, что для того, чтобы мальчик вырос в индивидуальность необходимо, чтобы он нашел СВОЕ удовольствие в футболе, СВОЕ понимание его сущности и его законов, ведь без этого он не станет самобытной личностью, способной изменить наше представление об игре. А для этого он должен быть свободен в своем самовыражении в игре и иметь время для отделения "зерен от плевел" в его, только ему присущем, понимании футбола. Иначе мы получим то, что имеем сегодня - футбольные полуфабрикаты, гибриды из личности ребенка и тренера, уродливо и неорганично сросшиеся фрагменты тренерского опыта из взрослого "футбола за деньги" и детского понимания футбола, как" игры для удовольствия". Но мы не получим главного- ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ, пришедшей в игру для своего удовольствия, а с приобретением опыта, научившейся доставлять своей игрой удовольствие партнерам и зрителям.

Как же сказывается на формировании личности футболиста отсутствие у него возможности в детском возрасте самому разобраться в игре, попробовать ее со всех сторон и найти в ней СВОЕ удовольствие, которое впоследствии может дать ИГРОКА, понимающего футбол не совсем так, как его понимают другие, и способного внести в игру что-то необычное, оригинальное? Думаю, что заменив девиз дворового футбола: "Научись сам!", на лозунг: "Мы тебя научим!", мы существенно повлияли на возможность появления в нашем футболе ярких, самобытных, нестандартных личностей, игроков со своим взглядом на игру. И, наоборот, создали среду, в которой довольно легко штампуются игроки, подобные нам, тренерам, но не копии, ибо они живые люди и, естественно, сопротивляются нашему насилию. В общем, "ни то, ни се".

Вывод: с появлением у ребенка в раннем возрасте тренера, в современном его виде, изменилась естественная структура процесса познания футбола, исчезла основная, фундаментальная часть этого процесса - возможность, включив внутренние свои природные способности исследовать и примерить "на себя" футбольную игру, пропустить ее через свои способности и включив ВООБРАЖЕНИЕ попытаться найти свое место в этой игре. Ущербность нашего "организованного" подхода к воспитанию юных "звезд" состоит, в том, что мы сами "отрезаем" лучшую, содержащую перспективу развития индивидуальности, генную основу личности ребенка, не давая ей возможности даже немного развиться и окрепнуть. Процесс самостоятельного познания невозможен без анализа, а стремление к самостоятельному овладению приемами игры невозможно без развития воображения, трудолюбия, настойчивости, целеустремленности. Весь букет этих великолепных и так недостающих нашим футболистам качеств, опирающихся на интерес к футболу и удовольствие , получаемое от игры, невозможно воспитать там , где нет личного участия "воспитуемого"в формировании самого себя. Лишив ребенка возможности включить свой внутренний механизм саморазвития и самосовершенствования, мы отняли у него возможность использовать свой внутренний потенциал (а он, чаще всего, гораздо больше нашего тренерского) и оставили ему возможность пользоваться только знаниями получаемыми извне. И даже, если кто-то не согласен с утверждением Эйнштейна о том, что "воображение важнее знания", все равно он должен согласиться с тем, что без воображения футбол из творческой игры превращается в ремесло, что, кстати, мы и имеем в итоге.

3. ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА

В дворовом футболе мальчик был свободен в выборе того, что ему предлагал футбол и брал он только то, что соответствовало его личностным особенностям, что было нужно именно ему, что было адекватно возможностям и потребностям его внутреннего мира. Поэтому, такая избирательность, исходящая из многообразия и непохожести индивидуумов, давала абсолютно непохожих футболистов, т.к. каждый создавал себя сам, исходя из внутреннего своего "устройства". А возможность выбора в дворовом футболе, обеспечивалась его независимостью участия в игре, обилием самобытных приемов игроков разного возраста и мастерства, исполняемых рядом и "всерьез", возможностью тут же попробовать их исполнить и решить - стоит ли брать тот или иной прием в свой арсенал.

В организованном футболе мальчик не выбирает то, что ему нравится, да и выбирать особенно не из чего. Начнем с того, что сам подход к обучению не дает ему права выбора - дядя тренер решит все за него. Поэтому мальчик не примеряет на себя тот или иной прием, а берет то, что ему даст тренер. Но даже если у мальчика и возникнет желание научиться самому, то выбирать ему будет, особенно, не из чего. Во - первых, все в группе одного возраста и приблизительно одного уровня опыта и мастерства. Во-вторых, тренировка - не игра, и в ней не увидишь прием в том исполнении и содержании, которого требует игра, а играть в занятиях стали в 5-10 раз меньше, чем в дворовом футболе - львиную долю времени занимает отработка элементарных приемов и работа над развитием физических качеств. Да и в самих играх [контрольных, товарищеских, не говоря уже о соревнованиях] тренер не даст мальчику экспериментировать - ведь это скажется на результате игры!

Вывод: отсутствие у мальчика свободы в выборе из игры того, что ему интересно, что привлекает именно его, что близко его пониманию футбола, существенно затрудняет формирование у него "осознанной необходимости" освоения того или иного приема. Конечно, тренер заставляет мальчишек выполнять и разучивать требуемое, но выполняется это скорее автоматически, неосознанно, т.к. необходимость освоения не подкреплена личным опытом и личным выбором, основанном на личном интересе. Мы стремимся поскорее научить наших подопечных футбольным навыкам, минуя стадию формирования у мальчишек осознанной необходимости включения их в свой арсенал. Почему? Нам некогда, мы торопимся поскорее получить результат - научить бить, быстро бежать с мячом и т.д. И достигаем этого результата: многие у нас бьют сильно, далеко и относительно точно, но беда в том, что делают они это все одинаково, шаблонно, без индивидуального блеска и нестандартности. Думаю, что это происходит потому, что формирование навыков идет у нас не через "голову", осознанно, " для себя", а шаблонно, автоматически, т.е. неосознанно, "для дяди тренера". Европейские тренеры, как говорит Стив Хэйвей, бьются над проблемой "проникновения в голову молодого футболиста", а мы этот вопрос решаем просто - голову игрока рассматриваем только как предмет, которым можно бить по мячу, а что там внутри - нас не интересует - мы действуем через ноги.

4. РАЗНОВОЗРАСТНОСТЬ И НЕПОСТОЯНСТВО СОСТАВОВ.

Еще одной важной особенностью дворового футбола была "разновозрастность" дворовых команд. Игра в такой команде, где собирались игроки разного возраста и различного уровня исполнительского мастерства, давала возможность непосредственно в игре учиться у более старших и более умелых и, в то же время, пробовать свои приемы на младших и более слабых игроках. Кроме того, эмоциональная окраска игры с участием игроков разного возраста стимулировала младших, стремившихся показать себя перед старшими, а старшим давала возможность в борьбе с более слабым противником достичь состояния "куража", исполнить, не боясь ошибиться, самые рискованные приемы, да еще с особым блеском, получая при этом не только удовольствие, но и результат. (" Кураж "- это настолько значимое для проявления запредельных возможностей игрока состояние, что возможность его испытать трудно переоценить. Умение вводить себя в состояние " куража" дано не каждому и, по-видимому, прямо зависит от настоящего игроцкого таланта и мастерства.). В такой обстановке легко появлялись новые приемы работы с мячом, порождаемые "выкрутасами" и фантазией более сильных игроков, а стремление младших к подражанию и копированию давало возможность им тут же пробовать и " примерять" на себя технически и координационно сложные приемы.

В организованном детско-юношеском футболе разновозрастных команд нет. Кроме организационных удобств никаких плюсов от этого мы не приобрели. Зато потери очевидны. Помимо вышеназванных мы теперь получили проблему "липачей" по возрасту, в которой даже подделка свидетельств о рождении стала обычным делом. Естественно, что это ухудшает и без того сложную моральную обстановку в нашем детском футболе, т.к. все эти "околофутбольные дела", лишний раз показывают мальчишкам, что мастерство - не главное в нашем футболе.

В командах, где собраны мальчишки одного возраста, по-существу, учиться не у кого, единственным человеком, у которого можно чему-либо научиться, является тренер, но и он не всегда способен и может участвовать в играх, где только и можно увидеть полноценное исполнение приема.

В дворовом футболе не было постоянных команд. Были "команды - однодневки" (а, бывало, составы менялись по нескольку раз в день), игра в которых не ложилась тяжким бременем ответственности за результат на хрупкие плечи ребенка, хотя и не была абсолютно безразличной. Количество игроков в командах также не было постоянным: от 2-х до 11-ти, в зависимости от числа имеющихся на данный момент игроков и размеров площадки. Это приучало мальчишек к игре с партнерами, обладающими совершенно разными характерами и уровнем мастерства, заставляло их оценивать возможности того или иного партнера и, соответственно, выбирать способы взаимодействия с ним, заставляло приспосабливаться к игровой обстановке, т.е. развивало его воображение, прогнозирование, расширяло его игровой кругозор, требовало вариативности поступков и игровых приемов. И, в то же время, прививало такие качества, как готовность играть в любой команде, с любыми партнерами и играть всерьез, не тушуясь и не боясь результата, а выкладываясь до конца. Различное количество игроков в командах тоже ставило различные требования перед мальчишками. Способы взаимодействия в 2-х, 3-х, 4-х и т.д. отличаются друг от друга и требуют существенного напряжения интеллектуальных, физических и технических возможностей.

Вывод: мы организовали (вернее, заорганизовали) свой футбол таким образом, что лишили мальчишек возможности наблюдать и общаться, непосредственно в игре, с более опытными игроками, перенимая у них интересные приемы игры, и, в то же время, отняли у них возможность пробовать и шлифовать свои приемы, используя младших, как спарринг - партнеров. Кроме того, имеющееся сегодня, искусственное разделение футбола "по возрастам" и скороспелое создание команд (по-существу, с первых же шагов ребенка в футболе), исказило саму суть процесса познания игры. Ведь, для начала, ребенку необходимо познакомиться с игрой, примерить ее на себя, найти в ней свой интерес и только с этим интересом, получая удовольствие от "игры в мяч ногами", двигаться дальше в своем личном и глубоко индивидуальном направлении получения этого удовольствия. Наши действия лишают его этой возможности. Мы и здесь торопимся, превращая детскую игру в подобие профессионального взрослого футбола. Дошли уже до детского профессионализма ! Мы хотим, чтобы цыплята не проходили стадию высиживания яйца, а выпрыгивали прямо из курицы. Конечно же, курица своими куриными мозгами не смогла додуматься до этого, то ли дело мы... Беда только в том, что то, что выпрыгивает прямо из курицы совершенно непохоже на ожидаемое нами, но мы с упорством, продолжаем верить, что следующий миллион цыплят будет таким, как мы задумали. Хотя "цыплята" становятся все хуже и хуже.

5. Нужен ли футболу "отбор"?

"Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере - ребенок."А.Шопенгауэр.

Дворовый футбол не делал отбора - он брал всех: "способных" и "неспособных", хулиганов и "маменькиных сынков", худых и толстых, быстрых и медленных, умных и глупых. Всем им в дворовом футболе находилось место. Больше того, каждый был нужен, каждый играл в нем свою роль: один был нужен для того, чтобы его обыгрывали, как "стойку", другой чтобы у него можно было подсмотреть хитрый прием, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов, четвертый - чтобы было над кем по-футбольному "покуражиться" и т.д. Критерием отбора для дворового футбола был один показатель - желание играть. Не учиться играть в футбол, а просто в него играть. Удивительная привлекательность и популярность футбола в том и состоит, что в него не нужно учиться играть - в него может играть любой, и любому игроку всегда находилось место в нашем дворовом футболе, как оно находится любому бразильскому мальчишке на пляже Копакобаны. И лишить футбол возможности участвовать в нем всех желающих - это значит лишить его корней, той основы, на которой держится его популярность, и, самое главное, питательной среды, микроклимата, дающего начало, толчок участию любого мальчишки в самой демократичной игре в мире.

Но мы умудрились и здесь вмешаться в естественный ход развития футбола и " улучшить" его путем "обрезания" этих самых корней, конечно же, из благих побуждений - ведь мы хотели как лучше! Правда, получилось - как всегда. В нашем, организованном футболе вопрос: играть или не играть? сегодня решает не игрок, а тренер, который уже в 7 -летнем возрасте определяет тех, кто может, а кто не может играть в футбол, ибо не имеет перспективы стать профессиональным футболистом. Итогом такого искусственного отбора становится ошибочное отлучение огромного количества способных мальчишек от игры, посредством навешивания ярлыка "неспособного" и одновременное уничтожение питательной футбольной "мальчишеской массы", чрезвычайно важной для формирования индивидуальности будущих футбольных звезд и звездочек. В результате появления фигуры тренера, детский футбол превратился из доступной и привлекательной игры "для всех", в игру " для избранных", для тех, кого "возьмут в футбол" и из кого " будут делать профессиональных футболистов".

Но на этом негативные последствия такого отбора мальчишек в организованные футбольные структуры не заканчиваются. Самая большая беда в том, что мы не только лишаем "отобранных " нами наиболее одаренных мальчишек необходимой для формирования их футбольной личности питательной среды, но и оставляем во дворах, где живут эти мальчишки "выжженную землю", уничтожая основу дворового футбола. Потому, что именно те мальчишки, которых мы забираем, вырастая и становясь игроками, являлись тем стержнем, на котором и держался дворовый футбол. Уходя за тренерами в ДЮСШ, СДЮШОР и т.п., с их ежедневными тренировками, фактически круглогодичными соревнованиями, тратя огромное количество времени на ежедневные переезды и не меньшее количество нервной энергии и физических сил, мальчишка уже не в состоянии выходить во двор, ему некогда, да и желания, чаще всего, нет - объем принудительной футбольной работы дает о себе знать. Лишившись лидеров, "заводил" и "звезд" местного масштаба, дворовый футбол прекращает свое существование, в лучшем случае, держась на случайных энтузиастах, к сожалению, не делающих "погоды". Подрубленные нами под корень, многолетние традиции " дикого" футбола, с его разновозрастными стержнями и стерженьками, сегодня почти захирели и плодов, как раньше, дать не могут. Зато мы пожинаем плоды, созданного своими руками "организованного" футбола, с его многочисленными ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОП, УОР и т.д. Чего мы только не напридумывали в своем неуемном и неумном стремлении "управлять футболом". И, нужно признать - нам это удалось. Иначе, чем объяснить столь разительное отличие результатов, достигнутых "диким" футболом, от результатов, достигнутых под нашим энергичным руководством? Остается только надеяться, что достигнутые на этом поприще "грандиозные успехи", заставят нас опуститься с "высоты" 33-го места на эту "выжженную землю" и покаяться. Пока мы не "взлетели " еще " выше ".

Вывод: вмешательство в естественный ход развития футбола путем организации "отбора" с целью повышения качества приходящего в футбол "мальчишеского материала", привело к возникновению проблемы формирования личности "будущих звезд" и исчезновению дворового футбола. А, вместе с ним исчезла и среда, в которой естественно и очень разумно сочетались возможность получать удовольствие и, одновременно, трудиться "в поте лица", незаметно и настойчиво двигаясь к "большому футболу". Помимо этого, мы оттолкнули от футбола большую массу мальчишек и вскоре нам пришлось решать проблему "отвлечения их от улицы " в масштабах страны. Во многом потому, что дворовая среда превратилась без лучших своих представителей в вотчину хулиганов и алкоголиков, им- то исчезновение "здоровой "части дворовой среды, каким был дворовый футбол, было только на руку.

Дворовый футбол, беря всех желающих, действовал безошибочно - в нем никто не пропадал из тех, кто по-настоящему любил футбол и готов был прежде всего "отдавать ", а не " потреблять". Мы же, стремясь побыстрее получить "звезду" и, путем отбора, отбрасывая большую часть мальчишек, другими словами - "сливая ненужную воду", вместе с нею выплеснули и ребенка - эту самую "звезду", которую хотели получить побыстрее /

6. КУДА ПОДЕВАЛИСЬ ЛИДЕРЫ?

Подвижность и непостоянство состава команд в дворовом футболе давали возможность многим его участникам проявлять, а, значит, и развивать свои лидерские качества. Зачастую обстановка требовала проявления этих качеств даже от тех, у кого они были слабо выражены в силу возраста или особенностей характера (скромность, нерешительность и т.д.). Это давало толчок к развитию лидерских качеств, вначале эпизодически (когда отсутствовали старшие, более авторитетные игроки), а, затем, по мере накопления опыта - более часто. Это, конечно, касается тех, кто обладал задатками лидера, а именно они и становились " звездами". Кроме того, огромное количество различных команд (маленьких и больших, постоянных и случайных по составу) давало очень многим мальчишкам возможность проявлять свои лидерские качества, т.к. для каждого из них всегда находилась небольшая команда, где они реально могли быть лидерами.

Ну, а в нашем организованном футболе? Здесь все наоборот! Вместо того, чтобы создать условия для развития лидерских качеств как можно большему количеству мальчишек, имеющих задатки лидеров, мы уже в 7-8 лет лишаем их такой возможности, концентрируя их из дворовых команд в различные более и менее престижные клубы, и футбольные школы. Не трудно сообразить, что собирая потенциальных лидеров, с еще только наметившимися лидерскими качествами, в общую группу из 20-ти человек, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному из них, теряя, таким образом, 19 потенциальных лидеров и уменьшая их количество в 20 раз! Затем, лет в 12-13, тех немногих, кто проявил в этих новых командах свои лидерские качества, снова собираем, создавая им "еще лучшие условия" в более сильных клубах или СДЮШОР, например, таких как наши петербургские "Смена " и "Зенит", снова в 20 раз сокращая возможность возникновения лидеров!. Ну, а когда лет в 14-15 те перспективные мальчишки, которых так "скрупулезно" отбирали, становятся "вдруг" бесперспективными - их меняют на тех , кто уцелел после двух предыдущих "созидательных отборов", еще раз собирая из, так называемых, "низовых коллективов", образовавшихся там новых "лидеров". Можно продолжать и дальше, но если даже ограничиться вышеизложенным, то можно сказать: сколько бы ни было у нас талантливых мальчишек - мы их все равно загубим. Ведь при такой постановке "дела" в нашем детском футболе к 16-ти годам остается, примерно, в 8 тысяч раз ( ! ! ! ) меньше потенциальных лидеров, чем их было бы в дворовом футболе! Думаю, принимая во внимание такие "высокие" показатели, нам не стоит огорчаться тому, что мы не попадаем в число 16-ти лучших сборных в Европе и досрочно вылетаем из европейских кубков. Нам надо радоваться, что нас еще кое - где принимают всерьез (правда, и это - благодаря заслугам российского футбола прошлых лет).

Вывод: и в вопросе формирования лидерских качеств, " организованный футбол" явно проигрывает "дворовому". Причем проигрывает не только по количественному, но и по качественному показателю. Дворовая среда, в отличие от "организованной", неизмеримо разнообразнее и серьезнее, ситуационные эпизоды в ней не контролируются "сверху" и лидеру приходится рассчитывать только на собственные силы, а это ключевой момент в формировании настоящих лидерских качеств.

7. УДОВОЛЬСТВИЕ ИЛИ РЕЗУЛЬТАТ?

"Вам никогда не удастся воспитать мудрецов, если вы с детства будете убивать в них шалунов."Жан-Жак Руссо.

Пожалуй, главным принципом дворового футбола был принцип УДОВОЛЬСТВИЯ. Без удовольствия в футбол во дворе не играли - в этом не было смысла. Футбол и удовольствие были неразрывны, они приходили к мальчику с первыми ударами по мячу и, затем, никакие обстоятельства не могли отобрать у игрока желание играть, получая удовольствие.

Начиная с удовольствия от "игры для себя", мальчик постепенно переходил к удовольствию от "игры с партнерами", ведь при этом уровень получаемого удовольствия существенно возрастает. Давайте задумаемся над вопросом: от чего футболист получает удовольствие в игре? Конечно, для разных игроков и в различные периоды их игровой зрелости существуют сугубо индивидуальные оттенки и нюансы игровых эпизодов, доставляющие им это ощущение. Но, на мой взгляд, есть общий "фундамент", на котором основывается УДОВОЛЬСТВИЕ ИГРОКА. Осмелюсь сформулировать его суть, отнюдь не претендуя на безаппеляционность: игрок получает удовольствие от игры тогда, когда то, что он задумал и делает, понимают и подхватывают его партнеры, но не успевают понять соперники и, тем более, не могут этому противодействовать. Именно совместные и согласованные, неожиданные и хитрые действия, вызывающие непонимание и неразбериху в действиях соперника доставляют наибольшее удовольствие игрокам, способны ввести их в состояние куража и даже эйфории. А ведь только в таком состоянии игроки способны доставлять удовольствие зрителям, только в состоянии воодушевления и подъема они интересны, ибо способны на нечто большее, чем могут, а, значит, они НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ. А непредсказуемость зрелища лежит в основе зрительского интереса.

Именно из-за удовольствия, перерастающего, сначала в редких случаях, а, затем, все чаще, в состояние воодушевления и куража, мы приходим в футбол. И, именно, из-за этого, ни с чем не сравнимого, ощущения, мы в него играем, пока есть силы. Когда игрок не находит удовольствия в игре - он либо уходит из футбола (что и происходит со многими талантливыми мальчишками в наши дни), либо превращается в ремесленника, использующего футбол для зарабатывания денег. Но он никогда не станет творцом игры, способным создать что-то новое, непохожее и непредсказуемое - то, что и отличает просто "игру в мяч ногами " от "ФУТБОЛА" с большой буквы.

Но все дело в том, что научиться получать удовольствие от игры чрезвычайно трудно - это процесс тонкий и кропотливый, сугубо индивидуальный, идущий в глубине сознания каждого игрока. Он медленно шел эволюционным путем в дворовом и, по - существу, не идет в нашем "организованном" футболе, организованном, как ни странно, именно для того, чтобы ускорить этот процесс.

Ведь маленький мальчишка тянется к мячу лишь с одним желанием - получить удовольствие от общения с ним. Куда же исчезает это желание и что занимает его место? Что заставляет мальчика продолжать играть в футбол, не получая удовольствия? (Говоря об отсутствии удовольствия от игры, я, конечно, не имею в виду его полное отсутствие. Удовольствие от игры, в той или иной мере, получают все игроки. Но уровень получаемого нашими игроками удовольствия от игры ни в какое сравнение не идет с удовольствием, которое можно получать, и которое получали игроки, воспитанные в дворовом футболе. И не только игроки. Удовольствие, и какое!, получали и зрители.)

Давайте посмотрим, почему из нашего организованного футбола исчезло удовольствие, которое игрок должен не только уметь получать от игры, но и развить это умение настолько, чтобы было чем поделиться с партнерами и зрителями.

С появлением тренера в футбольной жизни мальчика изменяется естественное направление его устремлений в футболе, в детском сознании происходит ломка понятия о предназначении футбола. Это уже не просто детская игра, существующая для получения удовольствия, а работа, работа над элементами техники, работа над развитием физических качеств, работа над повышением мастерства и т.д., одним словом - "работа". Мы свято верим, что необходимо "учить работать" с первых же шагов мальчишек в футболе и делаем это вот уже несколько десятков лет, лишая самых одаренных и талантливых из них радости участия в самой интересной детской игре - футболе, подменяя игру "работой во имя светлого профессионального футбольного будущего". Ну а то, что ничего из этого не выходит - не страшно, зато все мы при деле.

8. ЧТО ЖЕ ЗАСТАВЛЯЕТ ТРЕНЕРА ЗАНИМАТЬСЯ ЭТОЙ "РАБОТОЙ"?

Нам необходимо побыстрее научить мальчика побеждать, обучая его приемам игры, которые дают быстрый результат. И в этой погоне за быстрым результатом, мы упускаем самое главное. Первое и, возможно, единственное, в чем действительно нуждается мальчишка, еще не знакомый с настоящим футболом, это в ответе на вопрос : что доставляет наибольшее удовольствие в игре?, в каком направлении искать его?, как научиться достигать состояния вдохновения в игре, которое, однажды почувствовав, игроки стремятся пережить снова и снова, а зрители за это готовы отдать и время и деньги? Но, если начинать с этих вопросов, то не скоро получишь от своих питомцев результат на футбольном поле. Да и ответить на эти вопросы непросто. Не говоря уже о том, чтобы терпеливо ждать, когда мальчишка найдет свое понимание удовольствия, свойственное только ему и основанное на его собственном опыте и восприятии игры. Гораздо легче не принимать во внимание "сопливую личность" c ее детским пониманием футбола, а взять и "научить" тому, что умеешь сам, а умеем мы, конечно, гораздо больше, чем 7-летний мальчишка. И результат, кстати, это дает довольно быстро. А то, что "cопливая личность ", перенимая годами наш "опыт", не раскрыла свои собственные внутренние возможности (может быть даже футбольную гениальность), так это невозможно утверждать наверняка и, тем более, проверить . Одно можно с уверенностью сказать: результат ,который мы получаем, всеми правдами и неправдами обучая "футбольным победам" наших мальчишек, никого не устраивает - такое "обучение" не дает нам ни ярких игроков, ни зрелищного футбола. Наши многочисленные СДЮШОР, ДЮСШ, ЦОПы, УОРы, футбольные клубы и просто футбольные коллективы очень уверенно перемалывают огромную массу способных и талантливых 7-8 - летних мальчишек, постепенно год за годом превращая их в однообразную, безликую массу, неспособную к полету воображения и игровой фантазии, примитивно и механически выполняющую не очень интересную работу под названием "футбол".

Но вернемся к вопросу о процессе превращения наших одаренных и талантливых мальчишек (а их у нас, поверьте, очень много) в эту серую, безликую массу. Кропотливая и длительная "работа над элементами техники и развитием физических качеств" в многочисленных тренировках и эпизодических играх, требующих в свою очередь строгой игровой дисциплины, не допускающих рискованных экспериментов и, тем более, мальчишеского баловства, приводит к тому, что, постепенно, из сознания мальчика вытравливается то, за чем он первоначально пришел в футбол - желание получать удовольствие от игры. А, чтобы он не бросил занятия, удовольствие подменяется футбольной бутафорией - красивой формой, участием в составе настоящей команды в соревнованиях с настоящими судьями, призами, выездами в другие города и страны, ажиотажем родителей-болельщиков и т. д. Но мальчик не просто не находит удовольствия от того суррогата, который мы ему подсовываем вместо игры в футбол, последствия гораздо хуже - он постепенно приходит к выводу, что это и есть настоящий футбол и удовольствие получаешь только от результата - когда выиграешь. А результата, как известно, можно добиться различными способами и, если в основании отношения к футболу лежит не "удовольствие от процесса игры", а "результат на табло", то тогда сама игра, ее красота, содержание, уходит на задний план, а вперед выходят околофутбольные способы добывания очков, начиная с простого и невинного "не дай ему сыграть" и заканчивая "работой с судьями" и "договорными играми". Ну, а в промежутке - переманивание игроков и даже перевод их целыми командами из клуба в клуб, обвинение судей в причинах поражений, отказ играть с соперником, который опоздал немного больше, чем положено по регламенту, выискивание в протоколах и Положениях возможности поставить свою команду в более выгодные условия игры, а то и вовсе получить очки не играя, призывы тренеров и родителей, "сломать","убить" опасного игрока соперников и т.п. Все эти "дурно пахнущие", околофутбольные маневры невозможны были в дворовом футболе по одной простой причине - в дворовой игре в футбол всем ее участникам нужно было только одно - УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА ИГРЫ. Результат там был на втором плане. И именно такая расстановка обеспечивала здоровое и нормальное понимание сути футбола, отметала от игры и игроков весь околофутбольный мусор, которым сегодня мы засыпаны по самую макушку. Сегодня наши футболисты выходят на поле не получать удовольствие от игры, а работать на результат, биться за очки, потому что, пройдя многолетнее обучение в наших многочисленных футбольных школах и клубах, они так и не научились главному - получать удовольствие от игры. Мы сетуем, что мало зрителей на трибунах, ради которых и существует профессиональный футбол, предъявляем претензии организаторам, упрекая их в плохой рекламе, отсутствии пива на стадионе, шоу с девочками в перерывах и т.д., а причина этого даже не кроется от нас, она ясна, как день: удовольствие от игры наших футболистов получить очень трудно, если не сказать невозможно - они ведь и сами его получить не могут. Конечно, есть исключения. Это, прежде всего команда Константина Ивановича Бескова и Олега Романцева "Спартак" последних 20-ти лет, да, пожалуй мелькнувшее в начале 80-х, минское "Динамо" Эдуарда Малафеева. Но даже то, что сделал К.И.Бесков огромным усилием своего тренерского таланта и пониманием ключевой роли, которую играет умение игроков взаимодействовать между собой, доставляя огромное удовольствие себе и зрителям, даже его работа была бы ярче и весомее по результатам, если бы в его распоряжении были игроки, пришедшие в команду с уже найденным своим пониманием удовольствия, а не футболисты, которых пришлось "реанимировать", возвращая свойственное им от природы, но почти забытое за ненадобностью, чувство красоты игры. Сделанное К.И.Бесковым для нашего "бледного" футбола трудно переоценить. И, тем не менее, это ясное и понятное направление, подкрепленное конкретными результатами и, самое главное, зрелищной игрой, мы умудрились не заметить, как не смогли оценить в свое время призыв Эдуарда Малафеева к "искреннему футболу", футболу идущему от души, футболу, основанному на удовольствии от игры.

Вывод: удовольствие от игры, которое терпеливо и настойчиво закладывалось в основание футбольного дарования мальчика дворовым футболом, приводило его в зрелые годы к пониманию настоящей красоты игры, давало возможность делиться им с партнерами и болельщиками. Детский футбол сегодня, превратившись в подобие взрослого, лишил мальчишек возможности познать основы удовольствия от игры и сразу перескочил к результату, тем самым существенно повлияв на изменение природной, естественной схемы процесса формирования футболиста:

от получения удовольствия от игры в детстве ---- через приобретение индивидуального опыта ---- к игре на результат для зрителей.

Получение удовольствия и приобретение индивидуального опыта мы свели до минимума, подменив их "работой над элементами футбола " и "передачей опыта тренерского ". А для зрителей мы уже давно не играем, даже не пытаемся, считая, что это невозможно по каким-то, ни - то экономическим, ни - то политическим, причинам, от нас, конечно, никак не зависящим. Короче говоря, схему мы здорово упростили, а заодно и футбол. Теперь схема формирования футболиста в нашем "высокоорганизованном" футболе выглядит так:

от работы над элементами футбола в детстве - через тренерский опыт - к игре на результат.

Нетрудно заметить, что в современном процессе формирования личности футболиста исчезли три понятия - "удовольствие", "индивидуальность", "зрители". Не кажется ли вам, что это, как раз то, чего так не хватает сегодня нашему футболу?

9. ИГРА - БЛАГО ИЛИ БЕДА?

"Его Величество Очко" встал на пути к совершенствованию мастерства в нашем детском футболе! "  Е.И.Елисеев, з.м.с., з.тр. СССР.

Игра - единственное, по - существу, что использовал дворовый футбол для подготовки игрока (эпизоды когда мальчик бил по воротам, учился водить мяч, жонглировал и т.д. были, но в 90% объема это была просто игра в двое ворот). Но это была особая игра. В ней удивительным образом сочетались элементы соревнования и тренировки, создавая особую среду, в которой у каждого игрока была возможность выбора комфортных условий участия в игре. Аморфность этой среды, необязательность участия в игре на каких - то жестких условиях, давала возможность не выкладываться и не очень жестко соблюдать игровую дисциплину.

Но, одновременно, согласие принять участие в игре, накладывало негласные обязательства на игрока, даже если он не был настроен серьезно. Поэтому участие в игре, мотивом которого было желание получить удовольствие, всегда сопровождалось комфортной, или близкой к комфортной, психологической обстановкой, что чрезвычайно важно, как для укрепления желания дальнейшего участия в играх, так и создания хороших условий для формирования новых и закрепления старых игровых навыков. Игрок выбирал себе, в зависимости от настроения, самочувствия, амбиций и т.п. , линию поведения на эту игру и чувствовал себя комфортно, ибо уровень его игрового психологического напряжения соответствовал уровню его притязаний. Конечно, не всегда его отношение к игре устраивало партнеров, но совместная небольшая корректировка почти всегда приводила к приемлемому результату и не ломала главного - возможности получать удовольствие от игры.

В дворовом футболе потребность победить очень редко превышала внутреннюю потребность в победе конкретных игроков команды, другими словами, она была адекватна их уровню притязаний на победу. Это не создавало запредельных психологических воздействий на неокрепшую личность мальчишки и давало возможность в игровых условиях осваивать и закреплять футбольные навыки.

Игра в дворовом футболе выполняла двойную функцию - она была одновременно и игрой, и тренировкой, тренировкой, максимально приближенной к игровой обстановке. Это то, к чему мы так стремимся в нашем организованном футболе, стремимся - но достичь не можем.

Если в дворовом футболе игра, по-существу, была единственной формой, в которой происходило формирование личности будущего футболиста, то в организованном футболе она приобрела, скорее, статус "исключения" из множества учебно-тренировочных занятий, причем, по своему содержанию, у нее появились четко выраженные признаки соревнования - очень высокая, не зависящая от игроков, степень психологической нагрузки, связанная с высокой ценой ошибки; повышенная потребность в победе и многократно возросшая значимость игры, как теста или контрольной работы на приобретенные в учебно-тренировочных занятиях навыки.

Давайте посмотрим, в каких играх участвуют мальчишки сегодня. В 10-11 лет они уже участвуют в официальных соревнованиях, а до этого, начиная с 8-9 лет, наигрывают множество товарищеских игр и принимают участие в различных турнирах, иногда даже за границей. И во всех этих играх потребность в победе, т.е. психологическая нагрузка, уже не определяются самими игроками. Эту потребность существенно усиливают престиж клуба, в футболке которого они играют, присутствие тренера, для которого результат игры чаще всего - оценка его работы и вопрос престижа, болельщики-родители, которым поскорее хочется убедиться в талантливости своих детей.

Сегодня ни о каком психологическом комфорте для ребенка в его "игре в футбол" и разговора быть не может. Это уже не его игра - ею руководят и в ней все определяют взрослые, а взрослым побыстрее хочется всех убедить, что они лучше других разбираются в футболе и именно их дети, их команда, лучше других. Сегодня детский футбол в нашей стране является площадкой для самоутверждения и компенсации неудовлетворенного самолюбия взрослых людей - тренеров, футбольных специалистов, как мы себя называем, и родителей, которые не смогли сами, но требуют неосуществленного от своих детей. О самих детях мы давно забыли. Нужно признаться себе, что детский футбол - это игра для взрослых и куклами в этой игре являются наши дети, которыми мы управляем, дергая за ниточки.

В организованных нами детских играх, превращенных в подобие взрослых игр профессионалов (с таблицами результатов в газетах, судьями в форме "Адидас", бутсами за 100 долларов, призами, ажиотажем тренеров и болельщиков и т.п.) ничего от сути детской игры не осталось. Огромный пресс психологической нагрузки взваленный нами на плечи ребенка вызывает у него, чаще всего запредельное торможение или ненормальную суетливость, скованность или несобранность в игре. В такие моменты ребенок идет по пути упрощения игры. Те, кто мог бы проявить творчество, а оно всегда сопряжено с риском ошибиться, - отказываются от него, игра приобретает рациональный характер, где содержание уже не важно - главное результат. И, если во взрослом футболе результат более или менее отражает уровень игровых умений футболистов, что и является целью взрослой игры - подвести итоги многолетней работы сложившихся игроков, то подведение таких итогов в детском возрасте выглядит не просто неуместным и преждевременным, а я бы сказал, неумным и чрезвычайно вредным для психики детей.

Детская игра в футбол должна быть средством для развития игрового футбольного воображения, являющегося фундаментом для формирования индивидуального мастерства будущего взрослого игрока. Мы же пытаемся, подменив на скорую руку настоящее, фундаментальное мастерство, бутафорским натаскиванием на исполнение " футбольных приемов" и поверхностным знакомством с законами игры, уже в детском возрасте подводить итоги, играя на результат. И мы их действительно, по-существу, подводим, лишая наших мальчишек возможности развить свое футбольное воображение и, тем самым, заложить перспективную основу своего мастерства. На этом этапе мы, фактически , ставим крест на их индивидуальности и самобытности. Дальше они будут развиваться только физически и функционально. Все остальное, чисто футбольное, то что называется оригинальным мастерством, им, по-существу, заказано, ибо футбольное воображение, лежащее в основании этого мастерства - это та станция которую мы все вместе проезжаем мимо.

Вывод: игра во дворе и игра в нынешнем виде в детском футболе - две совершенно разные вещи. В дворовом футболе - это детская игра, в которой без надрыва и постороннего ажиотажа происходило формирование, развитие и самосовершенствование личности. В современном детском футболе игра - это насилие над несложившейся личностью, требование играть в условиях, неадекватных ее внутренним установкам и потребностям. Запредельная психологическая нагрузка, связанная с потребностью в победе, отсутствие условий для проявления инициативы и творчества, являющихся неотъемлемой частью любой детской игры, `ведет к постепенному угасанию интереса к футболу и даже страху перед игрой, т.к. получать удовольствие от игры с таким психологическим потенциалом под силу только сложившимся личностям, с определенным, довольно высоким уровнем мастерства. Подмена несерьезной детской игры, серьезными соревнованиями существенно ограничила возможности мальчишек развивать свое детское футбольное воображение. Тем самым значительно сократились потенциальные возможности проявления и развития индивидуальных способностей будущих футболистов. И здесь, мы, неосторожно поторопившись, вместо положительного эффекта получили отрицательный.

10. УДОВОЛЬСТВИЕ ИГРОКА В ДЕТСТВЕ - ОСНОВА ЗРЕЛИЩНОСТИ ЕГО ИГРЫ В БУДУЩЕМ,

Комбинационный стиль, который с успехом более двадцати лет демонстрирует московский "Спартак", раньше был более распространен в нашем футболе. Сегодня кроме "Спартака" назвать просто некого. Прямолинейность, примитивизм, скромно называемый рационализмом, стремление вместо созидания своей игры заниматься в основном разрушением игры соперника, полное отсутствие непредсказуемости в командных и групповых действиях и, как следствие, потеря зрелищности игры и пустые трибуны - это наш футбол сегодня. Почему мы к этому пришли? Вернее, как дошли до такого футбола? Самый распространенный ответ - в стране разруха, поэтому и футбол такой, дайте нам много денег и мы сделаем хороший футбол. Так ли это?

Давайте попробуем последовательно разобраться в самой природе явления нашего неинтересного футбола.

На чем основывается "интересный" футбол? На мой взгляд, основа футбола, который интересно смотреть, в непредсказуемости действий игроков. Если зритель не может или не успевает понять логическую связь происходящего в том или ином игровом эпизоде, а понимает ее только после завершения действия или эпизода - это и есть то интересное, за чем он идет на стадион. Зрителю неинтересно смотреть на то, что он и сам знает или может предвидеть. Смотреть на то, что ты и сам умеешь (а футбольный зритель измеряет зрелище не столько движением сколько представлением и предвидением действий) - неинтересно, а результат игры можно узнать и из газет. Стремление игроков к непредсказуемости и, одновременно, стремление зрителей предсказать, угадать предстоящие действия игроков создают игру между футболистами и зрителями, в которой тоже есть свой счет, но результат измеряется понятиями "интересно" - "неинтересно" и выигрывают или проигрывают здесь не игроки, и не зрители, а футбол. Вот здесь, по-моему, и кроется причина нашего глубокого кризиса. Дело в том, что за ФУТБОЛ у нас заступиться некому, и в игре, как в явлении, которое изначально призвано только к одному - к созиданию УДОВОЛЬСТВИЯ для ее участников (игроков и зрителей), у нас, к сожалению, не заинтересован никто. Очевидно, сегодня в российском футболе возможностей найти деньги, не создавая зрелища, т.е. не продавая билетов, прав на телетрансляции, рекламу, не создавая весомого имиджа своему клубу и т. д., вполне достаточно, чтобы не заниматься созиданием игры, которая может это все обеспечить. И здесь даже ярчайший пример "Спартака" не может противостоять соблазну "халявы" - этой не менее яркой особенности нашего национального характера. Коснувшись нашего менталитета, нельзя не заметить, что отказаться от нашей национальной черты попользоваться "на дармовщинку", нам все таки придется, по той простой причине, что пользоваться будет нечем. Мы уже сегодня живем за счет зарубежного футбола, используя его авторитет, его зрелищность и его финансовые успехи для воздействия на сознание людей, стоящих у финансовых "распределителей". Но вряд ли мы долго продержимся на этом ветхом фундаменте сегодняшней российской экономической неразберихи. А, когда придет порядок в экономику - никто "за красивые глаза" нам денег не даст. Нужно будет зарабатывать самим. А зарабатывать в футболе - это значит продавать зрелище. Кроме "Спартака" никто у нас этого делать не умеет и, похоже, в скором времени делать не собирается. Видимо будем, как всегда, ждать, когда "клюнет жареный петух". Жаль только, что сегодня мы безжалостно разбазариваем то, что десятилетиями бережно собиралось естественной эволюцией российского футбола и, что завтра будем горестно оплакивать, ссылаясь на независящие от нас причины катастрофы.

Но вернемся к нашему сравнительному анализу дворового и организованного футбола.

Огромный потенциал зрелищности футбола заложен во взаимодействии игроков. Еще раз сошлюсь на "Спартак" и футбольный гений К.И.Бескова, т.к. больше у нас ссылаться, с моей, провинциальной точки зрения, не на кого. Игра поставленная Бесковым в "Спартаке", построена на тонком взаимодействии игроков, направленном на введение в заблуждение соперника неожиданными, скрытыми, хитрыми, но сознательными действиями. Поставить такую игру очень непросто, более того, игроки должны обладать определенными качествами для овладения ею. В дворовом футболе рождалось много таких игроков, а такие связки, как Стрельцов - Иванов, сегодня нашему футболу и не снились. В чем же секрет развития качеств, необходимых для достижения высокого уровня взаимопонимания игроков и умения взаимодействовать между собой?

Играя в футбол во дворе только в свое удовольствие, мальчик не мог рассчитывать на то, что его будут брать в свою команду старшие ребята, а ему этого хотелось. Попадая в такую команду, он вынужден был свое личное удовольствие совмещать с тем, чтобы его игра доставляла удовольствие старшим. Тем самым обстановка толкала его к интенсивным поискам приемов взаимодействия, развивала навыки паса и стремление к пониманию, предугадыванию действий партнеров. Играя против физически и технически более сильных соперников, мальчик естественным путем приходил к необходимости взаимодействия c партнерами, прогнозированию своих и чужих действий, скрытности, хитрости и неожиданности действий. Это вело к появлению новых приемов в арсенале мальчика, расширению способов взаимодействия с партнерами, которые одновременно доставляли удовольствие и партнеру и самому игроку, а их эффективность подталкивала к поиску новых, зачастую оригинальных и зрелищных.

Таким образом в дворовом футболе переход от игры для "своего удовольствия" к "игре для партнеров" происходил естественно и органично, при этом не терялось главное - "удовольствие для себя", ибо процесс этот был со стороны мальчика "осознанной необходимостью".

В организованном детском футболе процесс обучения приемам взаимодействия игроков находится на таком низком уровне, что вернее сказать - он вообще отсутствует. Таким основополагающим моментам взаимодействия, как умению постоянно играть "на выборе", прогнозированию своих действий, действий партнеров и соперников, чувству темпа и ритма игрового эпизода, принципам взаимодействия игроков, даже просто приемам взаимодействия в парах или тройках 99 % детских тренеров (да и не только детских) вообще не учат. А у юных футболистов нет необходимости этому учиться - тренеры не требуют, а обстановка в одновозрастной команде - группе этого делать не заставляет, нет угрозы не угодить авторитетным и более опытным игрокам - таких нет.

Вывод: в дворовом футболе умение взаимодействовать с партнерами ценилось так же высоко, как и индивидуальное мастерство, ибо в нем была естественная потребность. В организованном футболе эта сторона игры явно упущена. Осмелюсь предположить, что это упущение является одной из основных причин нашего, ставшего уже хроническим в последние годы, отставания. Именно в уровне взаимодействия игроков заложен огромный потенциал интенсификации и зрелищности футбола.

11. "Трудно в ученье - легко в бою".

"Не переусердствуйте, защищая детей от жизненных проблем. Дети должны обретать жизненный опыт, чтобы потом смогли выжить и добиться успеха."Э.Кюблэр-Росс.

Есть еще, на мой взгляд, существенная особенность дворового футбола, влиявшая на формирование футбольной личности ребенка - это "плохие" условия для игры: неприспособленные маленькие площадки, плохая обувь, мячи и т. п.

На первый взгляд, все это отрицательно сказывается на приобретении футбольных навыков, но, проанализировав последствия игры в таких условиях, начинаешь понимать, что такая "необустроенность" имеет гораздо больше плюсов, чем минусов. Природа и здесь распорядилась мудро: в самом начале пути мальчику необходимо было сдать тест на преданность и верность футболу. В таких условиях не выживали случайные, не имеющие глубокого и инстинктивного предрасположения к футболу мальчишки. Необходимость приложения больших усилий в овладении элементарными приемами игры сразу же задавала определенный тон во взаимоотношениях мальчика с футболом: умение играть легко не придет, нужно будет трудиться, настойчиво и терпеливо, самому себя заставляя, спотыкаясь о кочки, бегая за неровным мячом с непредсказуемым отскоком, выслушивая нотации от родителей и т.д.

Кроме того, плохое поле заставляло "распылять" внимание, отрываясь от мяча, чтобы не споткнуться о камень, скамейку, а то и песочницу, находившиеся прямо на площадке. Это давало впоследствии неоценимое умение не концентрировать внимание только на мяче, оглядываться, оценивая ситуацию на поле. Причем, "распылять" внимание приходилось и действуя с мячом, что помогало в дальнейшем овладеть умением работать с мячом без зрительного контроля (еще одно чрезвычайно важное качество, присущее классным игрокам). Наличие "посторонних " предметов и теснота на площадке заставляли игрока, владеющего мячом, держать его близко к себе, чтобы не наткнуться на препятствие, а это готовило базу под овладение таким нужным качеством, как умение работать с мячом с высокой частотой касаний. При передачах мяча, дополнительно к определению и расчету таких параметров, как скорость и направление движения партнеров и соперников, необходимо было учесть еще и наличие естественных препятствий, что существенно влияло на исполнение ударов - обводящих, перебрасывающих и т.д.

Наш детский организованный футбол "помог" мальчишкам избавиться от трудностей и неустроенности дворовых площадок. Сегодня 7-8-ми летние мальчишки получают возможность с первых же шагов в футболе играть на идеально ровных площадках спортивных залов и манежей, одеваться в настоящие бутсы и форму. Им не мешают ни камни, ни песочницы, мячи "адидас" не прыгают, а катятся в заданном направлении, отвлекаться на посторонние предметы не нужно, как не нужно корректировать свои удары, подстраиваясь под неровности поля или мяча, в общем взрослые постарались убрать все трудности с футбольного пути начинающей "звезды". И, видимо, вместе с трудностями убрали и умения, которые вырабатываются только при наличии этих трудностей.

Вывод: нельзя с уверенностью утверждать, что плохие площадки, инвентарь, обувь играют отрицательную роль на первом этапе становления футбольной личности, как нельзя назвать разумными и дальновидными наши титанические усилия по созданию идеальных условий для мальчишек, делающих первые шаги в знакомстве с футболом (вспомним, хотя бы спортзалы наших петербургских СДЮШОР "Зенит" и "Смена", наше всеобщее стремление поскорее надеть настоящие бутсы и форму на ничего не умеющих и, по-существу, не знакомых с футболом 7-8-9-летних мальчишек). Разумнее было бы перенести знакомство с хорошим полем, настоящей футбольной обувью и формой на более поздний срок, когда ребенок превратится в "футбольную личность", которая уже сыграет в любых условиях и для которой хорошее поле, бутсы и одинаковая с партнерами, удобная форма, нужны не для "завлечения в футбол", падкого на бутафорию ребенка, а для того, чтобы дать дополнительный толчок к дальнейшему совершенствованию и проявлению качеств, приближающихся к настоящему футбольному мастерству.

К сравнительной  характеристике дворовой и организованной систем можно добавить такие приобретенные детским футболом отрицательные черты, как переманивание игроков из клуба в клуб и из команды в команду, начиная c 7-8 летнего возраста, ведущее в конечном итоге к полной девальвации такого понятия как патриотизм; активное, даже грубое вмешательство родителей в детский игровой процесс, требующий самоуглубления и самоанализа ребенка; появление спецклассов, ставящих желание мальчишки поиграть в футбол в жесткие рамки расписания и превращающих футбол в принудительную работу, не говоря уже об огромной потере времени и сил на переезды к местам учебы и тренировки, ломки всего уклада детской жизни, что явно не способствует нормальному развитию личности ребенка и отрицательно влияет на его отношение к футболу, ведет к моральной и физической усталости от него. Об этом, кстати, говорилось на недавнем Конгрессе УЕФА по юношескому футболу. К сожалению, перечень негативных явлений, пришедших в детский футбол после нашего "позитивного" вмешательства можно продолжать еще и еще. (продолжение см. "Бутафория вместо удовольствия ч.2)

Сливка И,Е., тренер ФК "Победа", Санкт-Петербург

2000г.

[все статьи]

Комментарии

Прочитал, надо думать...
автор:
приятно, что есть над чем...
Евгений Мищенко:

как раз бьюсь, в рамках общественной работы, над возрождением дворового футбола. пытаюсь найти дворовые команды детские. результат, увы, плачевный. люди не хотят понять, что в свои годы я получал от игры в футбол во дворе УДОВОЛЬСТВИЕ!!!

автор:
Евгений, давайте познакомимся поближе, может удастся помочь друг другу в этом "безнадежном" деле? Расскажите о себе или здесь или по e-mail/ Обо мне Вы знаете из сайта. Откуда Вы?
наталья:
Сын болен футболом. Ему 13 лет. Тренеруется в команде. Иногда, по школьным делам пропускаем тренеровки. Тренер говорит,что раз нам нухна учеба - до свидания...К учебе ребенок равнодушен,хотя и не бестолковый. Боюсь, что и в школе будет отстовать и в футболе мало чего добьется. Что делать?
автор:
Во-первых, извините за сбой на сайте (шла перенастройка и несколько статей покромсали - в том числе и эту). Исправлюсь. Не вдаюсь в уровень таланта Вашего сына - это определить точно невозможно. Главное у него, судя по всему есть - большое желание играть в футбол. Но это "главное" не гарантирует успеха - к этому нужно приложить еще много чего. Самое основное - нужна среда для приложения. Я ее себе представляю так: есть возможность много играть в футбол. Для этого нужна более или менее хорошая футбольная компания в своем или соседнем дворе, чтобы не терять время на переезды на тренировки. Это, кстати , добавит время и на учебу, если в Вашем сыне есть качество "ответственность". Без него в футболе делать нечего - безответственные игроки в команде не нужны, а футбол игра командная. Попробуйте это объяснить сыну, выстроив логическую цепочку: футбол-команда-ответственность перед партнерами и тренером-человек не может быть ответственным только в игре- нужно быть ответственным и в жизни, в т.ч. и в учебе. Я тоже никогда не относился к учебе(и в школе и в институте) с благоговением, но всегда "закрывал" ее без особых вопросов и самостоятельно, хотя это давалось не очень легко. А для сочетания двора и "организованного" футбола поищите команду рангом пониже и тренера с меньшими амбициями, чтобы тренировки были не чаще 2-3 раз в неделю - этого вполне достаточно для 13-15 летнего мальчишки (при условии, что он сможет организовать в другие дни свой футбол во дворе). И пусть чаще играет со старшими.
Людмила:
Мой муж работает с дворовыми ребятами. Занимается много, но потом приходят разные "дяди" и сманивают детей в спортшколы. Причем, втолковывают родителям,что чем раньше,тем лучше.
автор:
К сожалению, "система подготовки резервов"-это то, единственное, что оставило советское время от футбола, естественного футбола. Монополия на футбол нашей "системы подготовки" создавалась полвека и процветает до сих пор, а на ней паразитирует много "футбольного народа", в том числе и тренеры. И у нее нет конкурентов, вернее вообще нет противников (единицы, как Ваш муж, не считаются). Реальную силу сегодня могут представлять только родители. Но их уровень любви в своим детям настолько низок, что они даже не утруждают себя мыслью разобраться в том, куда они сами отдают, тащат, приводят, записывают, устраивают и т.д своих чад. Они руководствуются престижем, меркантильностью, амбициями и желанием освободиться от труда и риска(воспитание требует риска) в формировании личности своего ребенка, переложив ответственность на чужого дядю. И неважно, что результат будет отрицательным-главное, что не они, родители, виноваты, они сделали все. "Что могли".
Демидрол:
Опять неплохо изложена основная мысль - российский футбол в загоне из-за нас, тренеров! Какие мы - такой футбол! Это напоминает сказку о трёх братьях6 два - умицы, третий - футболист! Мы пожинаем плоды нашей системы тренерской подготовки! Мы пожинаем плоды нашего многолетнего бескультурия, невежства и тупости! Нет, советская системав работала на совершено другой основе! Там, хоть и футболист, а старался книжечки почитывать! Там, хоть, и знаменит, а быстро мог загреметь... под фанфары! И, опять, что предлагает автор? Возродить дворовой? Так в дворовой сейчас шпилятся все, кому не лень, а, особенно, учащиеся футбольных школ! Проблема кроется ... в нижайшем, ниже плинтуса, уровне профессионализма тренерско-преподавательского состава! Демидрол со своим видением проблемы на http://futbol1.io.ua !
Демидрол:
Моё предложение ко всем здравомыслящим! Давайте объединяться! Надо создать организацию! Общие цели/задачи, стратегия с тактикой! По одиночке мы - никто! Вместе - мы сила! Заходи на мой сайт и выходи на скайп, пообщаемся, поплачемся в жилетки друг дружке и ...будем искать решения!!!С любовью, Димедрол!
сливка:
Готов поговорить, мой скайп islivka51
Юрий:
Вот и у меня начинаются проблемы.Набирал пацанов с детского сада,сейчас они у меня уже 4 год занимаются.В прошлом году впервые поехали играть за 300 км на турнир.Из за того что ровесников рядом не было (не набирают ДЮСШ в таком возрасте),пришлось играть с ребятами на 1 год старше.Получали по 24 гола за игру.Сейчас пацаны подросли ,теперь играем со старшими на 1 год рядом.Начали уже выигрывать.Вот и появился "добродетель" в лице завуча...говорит будем строить пирамиду.ИДИОТ.У меня всего 12 пацанов 2006 г.р.А для пирамиды нужно человек 60 минимум одного возраста и постоянные игры...НО НЕ НА РЕЗУЛЬТАТ.Спорю с родителями,доказываю что сейчас не главное результат.Вооружился вашими статьями.Но очень сильно подливает масла в огонь ЗАВУЧ-ИДИОТ,...со своим ---ГЛАВНОЕ РЕЗУЛЬТАТ. Обращаюсь к автору сайта -может есть какой либо документ ,который не позволит проходимцу переводить моих детей к себе в группы ?Мы не ДЮСШ ...мы МУП...оказываем услуги населению в области массового спорта.Спасибо.
Сливка И:
К сожалению подобных документов нет. Спасением от подобных действий может быть только поиск взаимопонимания с родителями и мальчишками. Сочувствую Вам, но это "система", именно она и губит наш футбол. И вне ее у нас футбола нет - она монополист и перемалывает все, что не вписывается в это "прокрустово ложе", выпускающее "безногих" и "безголовых" футболистов.
* Оставить комментарий:

Имя: