О приоритетах и взаимодействиях
доклад на Международной конференции "Спортивные игры", СПб, 2009г.(опубликован в н.-методическом журнале "Культура физическая и здоровье", №6, 2009г.)
ОГУЛОВ ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ – Тренер x\к «Мегафон». Методист СДЮШОР – 1 СпБ.
РУБИН МАРК АБРАМОВИЧ – Профессор кафедры теории и методики футбола НГУ им. П.Ф. Лесгафта; заслуженный тренер России; кандидат педагогических наук.
К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ В ПОДГОТОВКЕ, В ДЕЙСТВИЯХ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ ХОККЕИСТОВ.
Приоритетность, или временное выделение как главного, какого-либо из видов подготовки, должна соответствовать объективным реальностям данного этапа развития хоккея и отражать логическую необходимость в совершенствовании игры с целью достижения максимальных результатов.
В начале, процесс освоения хоккея с шайбой в нашей стране, для игравших в хоккей с мячом спортсменов, не представлял особой сложности, хотя размеры поля, форма клюшки и сам предмет игры – шайба, были непривычными. Тогда и возник первый приоритет в подготовке – освоение техники владения клюшкой и шайбой.
Новая игра стала приобретать популярность, и особенно, среди детей, т.к. играть в неё можно было на любой маленькой площадке имеющей лёд. Именно на них вырабатывалась самобытная техника и игровая смекалка хоккеистов послевоенного поколения. Начали возникать многочисленные хоккейные клубы и команды мастеров, призванные готовить игроков, способных выигрывать крупные международные турниры. Но при отсутствии льда большую часть года, игроки команд мастеров были вынуждены, в основном, заниматься повышением физических кондиций и функциональных систем организма, а также совершенствованием техники владения клюшкой и шайбой. Таким образом, был установлен приоритет физической подготовки над техникой и тактикой.
В теории хоккея выстроилась логическая последовательность: технические приёмы - основа тактических действий, а основой техники являются физические качества хоккеиста. Выстроенная система приоритетов продолжала существовать, и после появления возможности тренироваться на льду почти круглый год, т.к. были результаты, а когда они есть, то зачем что-то менять. В команду ЦСКА, являющейся основой сборной команды страны, приглашались (призывались в армию) от природы талантливые и самобытные, физически одарённые хоккеисты, которым требовалось лишь поддержание игровых кондиций и совершенствование групповых и командных взаимодействий. В.В. Тихонов продолжил славные традиции А.В. Тарасова, в течение которых и после, происходило почивание на лаврах победителей времён СССР. Заглянуть в будущее развития игры, определить, что же является ведущим, определяющим и направляющим видом подготовки, а что ведомыми, мешала инертность и консерватизм в мышлении. Тем временем соперники, и в первую очередь скандинавы, искали и нашли противоядие от нашей системы игры в силовое давление в тактике игры по ситуации, исповедуемой командой «Химик» г. Воскресенск при Н.С.Эпштейне. Систематичность и последовательность поражений главной команды страны на протяжении 15 лет привела к необходимости пересмотра приоритетности основных составляющих игры. Главным видом подготовки была признана технико-тактическая направленность, а физические качества и функциональные кондиции игрока становились фундаментом, обеспечивающим стабильность выполнения приёмов игры в течение всего матча. Но и эти перестановки не привели и не могут привести, на наш взгляд, к положительным результатам, потому что понятие тактики, скопированной у воинов древнего Рима, как вида подготовки, до сих пор понимают как рациональное построение и организацию коллективных и индивидуальных действий, основой которых являются технические приёмы игры. Однако, техника, как наиболее рациональный и экономичный способ выполнения движения не может осваиваться, формироваться и проявляться в игре без сенсорных коррекций в блоке программирования и регуляции движений коры головного мозга. Качество работы единой функциональной системы, включающей: сенсорные анализаторы, кору головного мозга и проприорецепторы мышц, является основой эффективности техники. Попробуйте завязать хоккеисту глаза и посмотрите, какая сформируется техника движений и индивидуальное оперативное мышление. Если признать факт того, что тактика является не только рациональной расстановкой игроков на поле и схем взаимодействий, но и категорией сознания и мышления человека, с помощью которых формируются и сами движения, и целесообразность их выполнения, то, следуя логике, необходимо признать первичность тактики и вид подготовки переименовать в тактико-технический. Данная перестановка не является переменой слагаемых, от которых сумма не меняется, это переход в более высокое качество хоккея, основанного на эффективном игровом мышлении. Что думают по этому поводу представители фундаментальных наук о спорте и специалисты хоккея?
Учёные, занимающиеся проблемами общей и спортивной психологии, считают, что проявление мышления у ребёнка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку имеет практическую направленность. Вместе с тем специалисты в области спортивной физиологии утверждают, что только около 30% занимающихся обладают лабильностью и подвижностью нервных процессов, необходимых представителям игровых видов спорта. Экспериментально доказано, что в процессе освоения техники движений формируются не только двигательные стереотипы, но и синхронно с ними мыслительные стереотипы, а эффективность их освоения во многом зависит от генетической предрасположенности восприятия и переработки сенсорной информации в коре головного мозга(А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб 2005г.)
Специалисты хоккея В.П.Савин и Ю.В.Никонов, признают факт того, что движение начинается с образования условно-рефлекторным путём программы в коре головного мозга. Но при этом, авторы рекомендуют занимающимся, в одном месте – после, в другом - параллельно с освоением технических приёмов, учиться их целесообразному использованию, или развивать оперативное мышление. Этими рассуждениями авторы признают игровое мышление основным элементом индивидуальной тактики, но почему-то не признают её первичности в процессе формирования техники. В результате имеем, как правило, не эффективную игровую технику и хаотичные взаимодействия.
Подготовка игроков высокого класса, во всем мире - процесс долгий и нелегкий. Перепрыгивание через ступеньки хоккейного образования в угоду сиюминутному результату привело к тому, что большинство игроков, оканчивающих спортивные школы, имеют существенные пробелы в тактической и технической подготовке. Многие хоккеисты, заполняющие сегодня составы наших многочисленных профессиональных команд, не могут качественно выполнять не только зрячий приём обводки вратаря, но и полевого игрока соперника, что резко снижает эффективность атакующих действий команды.
Суть основной проблемы возрождения славы отечественного хоккея состоит в том, что и физико-техническая и технико-тактическая направленность подготовки, имеющих ограниченное, структурированное начало, исчерпали себя и отстают от развития современного хоккея, основой которого, являются зрячие, осмысленные и помехоустойчивые действия и взаимодействия игроков, сочетание наигранных комбинаций с импровизацией. Очевидно, что более эффективное выполнение приемов хоккея и, соответственно, результат игры, может быть обеспечен только более быстрым и эффективным игровым мышлением, чем у соперника. Игровое мышление, как элемент тактического мастерства игрока, возникает в результате правильно работающих зрительных анализаторов, обеспечивающих видение поля и перемещений партнёров и соперников в нём. Настала пора признать факт руководящей и направляющей роли тактики, как категории сознания и мышления в процессе формирования техники игры с первых шагов в хоккее.
Наша точка зрения заключается в том, что если тренер не акцентирует внимание занимающихся на необходимости переключения зрительного контроля с предметов тренировки (шайба, коньки, клюшка) на игроков, то рефлекторно вырабатывается динамический стереотип низко опущенных глаз, который сужает видение поля и ограничивает игровое мышление, стало быть, игровой потенциал хоккеиста. Вот откуда возникают хоккеисты с ограниченными игровыми кондициями и нераскрытыми возможностями.
При формировании детских команд надо знать, что главным критерием отбора детей для игровых видов спорта становится генетическая предрасположенность к игровому мышлению, формирование которого начинается со своевременного и правильно поставленного зрительного контроля. Нам представляется, что правильную постановку зрительного контроля или высоко поднятой головы, на начальном этапе обучения в хоккее, лучше всего производить во время, доступных детям, подвижных игр на земле или в зале.
Таким образом, будет осваиваться не просто техническое мастерство как набор приёмов, а ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО игрока, подразумевающее зрячее, а значит осмысленное и целесообразное комплексное игровое двигательное действие, которое в процессе совершенствования поднимается до уровня импровизации.
Только после переосмысления тренерским корпусом приоритетов и акцентов в видах подготовки у нас вновь появятся игроки уровня Харламова, Мальцева и пятёрки Ларионова. Появление таких игроков не только повысит уровень мастерства отечественных команд и авторитет тренеров, но и привлечет на трибуны истинных поклонников игры и новых болельщиков.
Хоккей должен стать в будущем ледовыми шахматами на коньках. Примитивные системы игры, которые специалисты меж собой называют «бей – беги» должна уйти в прошлое. Такая игра вряд ли увлечёт за собой самих спортсменов и зрителей. А вот, интеллектуальное соперничество умов на уровне филигранной техники и непредсказуемой импровизации будет интересно для всех.
О ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ В ХОККЕЕ.
Взаимодействия возникают для решения конкретных оборонительных или атакующих игровых задач. Количество взаимодействующих игроков зависит от целесообразности разрешения игровой ситуации. Качество и эффективность групповых и командных взаимодействий зависят от степени развития индивидуальных тактико-технических способностей хоккеистов и целесообразности их применения. Наибольший интерес для нас представляют действия команды, владеющей шайбой, т.к. процесс созидания намного интереснее и сложнее, чем разрушение, хотя и в нём имеются свои особенности. У атакующей команды целью взаимодействий является создание численного преимущества в завершающей фазе атаки и его реализация. Существуют три способа получения численного преимущества:
- Контратака.
- Обводка в позиционной атаке и быстрый розыгрыш численного преимущества в одно касание.
- Импровизация в передачах или обводке.
Так как игра команды, владеющей шайбой, предполагает взаимодействие, т.е. комбинирование, то такие взаимодействия можно называть КОМБИНАТОРИКОЙ.
Команда, владеющая шайбой, всегда имеет временное преимущество перед обороняющимися игроками, которым требуется определенное время для разгадывания ходов атакующих и принятия мер противодействия. Данное временное преимущество является физиологической основой комбинаторики, которым необходимо научиться пользоваться с помощью наигранных до автоматизма целесообразных взаимодействий и комбинаций. Существуют, уже выработанные в процессе эволюции хоккея, законы комбинирования, направленные на эффективное выполнение игровых действий и взаимодействий. Надо знать, что:
1. Не целесообразно идти в обводку, если существует возможность продвижения к воротам соперника с помощью передач.
2. Хоккеист, владеющий шайбой, обязан сделать передачу игроку, готовому к её приёму и находящемуся в более выгодной позиции для продолжения атаки или её завершения.
3. Нельзя делать передачу игроку, не готовому к её приёму и если на линии, предполагаемого движения шайбы, расположен соперник.
4. Открывание для получения шайбы в зоне нападения производить встречным движением к ней с тем, чтобы лишить защитников возможности игры на опережение.
5. Завершающая стадия атаки должна проходить, как правило, в одно касание для того, чтобы лишить обороняющихся времени для принятия адекватных мер противодействия.
6. Розыгрыш численного преимущества, как правило, производится с помощью тактического размена.
7. Импровизация при взаимодействиях допустима только в пределах ранее разученных схем (не менее 2-х). В противном случае она будет носить хаотичный характер. Индивидуальная импровизация не имеет ограничений.
Для освоения законов комбинаторики и схем взаимодействий на хоккейном поле, в котором, игроки являются вершинами подвижных и видоизменяющихся геометрических фигур, возникает необходимость, ввести термин «ГЕОМЕТРИЯ ХОККЕЯ». Этот термин, может дать начало, новому разделу подготовки, основная задача которого – научить целесообразному пространственному расположению игроков, входящих в функциональную группу и схемам, по которым эффективнее действовать, в той или иной игровой ситуации.
Два игрока имеют всего лишь один неповторяющийся вариант взаимодействий – передача между собой.
Три хоккеиста образуют форму подвижного и видоизменяющегося треугольника и имеют уже семь неповторяющихся вариантов взаимодействий. У четверых игроков их – 28, а у полной пятерки – 56! Основой комбинирования в игре, исходя из практики хоккея, является функциональный треугольник, состоящий из трёх хоккеистов, имеющих достаточное количество вариантов взаимодействий, чтобы запутать соперника. Каждый последующий игрок, подключающийся к атакующей комбинации, увеличивает количество вариантов взаимодействий, но и увеличивает возможность потери шайбы.
Чем выше индивидуальное тактико-техническое мастерство игроков, тем быстрее и разнообразнее разыгрываемые комбинации, и выше сложность для соперника разгадать их. Это не означает, что нельзя в одиночку решить исход матча, или разыграть «стеночку» вдвоём. Лишнее действие или взаимодействие лишь засоряет игру, лишает её логичности и целесообразности.
ДЕЙСТВИЯ КОМАНДЫ ПРИ ПОТЕРЕ ШАЙБЫ.
В зоне нападения возможны три варианта действий:
- Игра от обороны, при которой хоккеисты возвращаются на свою половину поля и активно вступают в борьбу за отбор шайбы в своей зоне защиты.
- Игра в силовое давление, при котором игроки, потерявшие шайбу, мгновенно вступают в борьбу за её отбор.
- Игра по ситуации, при которой возможны два варианта действий:
А – Если игрок соперника, овладевший шайбой, расположен лицом к борту, то его следует атаковать как при силовом давлении.
Б – Если игрок соперника устойчиво контролирует шайбу и расположен лицом в поле, то ближайший к нему игрок атакует его позиционно, мешая развитию атаки с расчётом на ошибку в обводке или передаче. Остальные игроки обороны осуществляют персональную опеку игроков соперника с намерением перехвата шайбы игрой на опережение или вступлением в единоборство.
Наши убеждения, изложенные выше, сформировались на основе многолетнего опыта игровой и тренерской практики. Написанная ранее работа «Азбука тактики хоккея» может служить для специалистов, разделяющих наши взгляды, учебным пособием для обучения и совершенствования различных действий и взаимодействий в хоккее.
Тренерам, работающим с детьми, необходимо сделать акцент, на преобладание в учебно-тренировочном процессе элементов тактико-технического мастерства, добиваясь от игроков зрячего, а значит осмысленного, выполнения всех приёмов игры. Эффект от такой работы обязательно будет. Если сегодня вершиной хоккейной и футбольной тактики является игра в одно касание «на третьего» - то данная методика позволит осуществлять игру в одно касание и на четвёртого и пятого игрока функциональной группы взаимодействия. Юные хоккеисты научатся проявлять свое понимание игры и тогда, вновь, начнут появляться талантливые и самобытные хоккеисты, которые смогут возродить былую славу отечественного хоккея!
Зрительный Видение Игровое Индивидуальное тактико-техн. Групповые и командные
контроль поля мышление мастерство взаимодействия
(интуиция) (импровизация)
Сама собой отпадет надобность в иностранных тренерах.
март-апрель 2009г.