К вопросу о тактике
К вопросу о тактике игры и видах подготовки.
Во-первых, необходимо определиться в том, что тактика игры команды, звена или одного игрока это одно, а вид подготовки это несколько другое, вернее, совсем другое мероприятие.
Во-вторых, определимся наконец-то в том, что технико-тактической подготовки, равно как и чисто технической вообще в природе не существует и существовать не может по причине того, что не может телега управлять лошадью, а ноги игрока его головою, или двигаться сами по себе. Не логичнее ли принять за основу обратное, при котором всё-таки телегу тащит лошадь, а голова управляет всеми действиями человека.
Как может спортсмен осваивать технику движения без участия его коры головного мозга, сознания и мышления? – никак, потому что иначе это уже будет не освоение, а хаотичные двигательные действия.
Сознание и мышление игрока являются атрибутами тактики, а если это так, то утверждение или постулат о возможности освоения чистой техники не имеет право на существование, вернее возможно, но в виртуальном варианте. Освоение техники движения предполагает коррекцию к его улучшению, к доведению движения до наиболее экономичной и эффективной формы его проявления, что, подтверждается спортивной наукой. Но все как бы забывают о рефлекторно работающих сенсорах, а сенсоры это мышление, а мышление это уже тактика. Значит надо принять за аксиому то, что при освоении движений недопустимо теоретически разделять или отделить технику от тактики ( телегу и лошадь; голову и ноги), т.к. это единая функциональная система, такая же как сердце и лёгкие, которые не могут существовать раздельно. Словосочетание технико-тактический вид подготовки антинаучен и не должен более употребляться по причинам указанным выше.
Вывод: Любое освоение двигательного действия всегда сопровождается сенсорным контролем, при необходимости вносятся коррекции по его оптимизации и экономизации. Если работают сенсоры – происходит мышление в сознании, что уже является тактикой. Для игровика важно как работают сенсоры, если зрительные анализаторы обеспечивают видение поля – значит, включён механизм освоения тактического мастерства, к элементам которого относятся: зрительный контроль, видение поля, игровое мышление и импровизация. Термин технико-тактическая работа антинаучен и парализует рост игрового мастерства, снижает его эффективность и качество. Давно настала пора разобраться в этом чисто теоретическом вопросе, потому как существующая система подготовки резервов в спортивных играх практически наплодила столько «полуфабрикатов», её кпд настолько низок, что приходиться удивляться, откуда появляются приличные игроки мирового уровня.
Огулов В.Н.
12.01.2011.