Методика

П.А.Пономаренко: Нынешним методикам уже лет 50.

"На эту статью я случайно наткнулся в интернете. Удивившись поразительному совпадению взгляда автора с моим и не найдя его имени, я оставил комментарий в надежде, что смогу установить с ним контакт. Уже после этого, проявив «интернетную смекалку» (я слаб в компьютерном манипулировании), я узнал кто автор."  И.Сливка.

”ФУТБОЛ-Профи”, август-сентябрь, 2005(http://old.terrikon.dn.ua)

Автор статьи – выдающийся специалист в детско-юношеском футболе, воспитавший не одно поколение игроков донецкого "Шахтера”. Среди его воспитанников – Юрий Дегтярев, Виктор Звягинцев, Юрий Дудинский, Владимир Пьяных, Вячеслав и Виктор Чановы, Анатолий Раденко, Сергей Попов, Сергей Ковалев, Сергей Щербаков. 13 мая 2005 года Петр Андреевич Пономаренко скончался. Публикуемая статья – не только дань памяти прекрасному детскому тренеру и человеку, но и возможность молодым тренерам, работающим в детском футболе, взглянуть на свою работу по-иному.

В футболе методика не изменялась более 55 лет.

П.А.Пономаренко : "НЫНЕШНИМ МЕТОДИКАМ УЖЕ ЛЕТ 50".

Более полувека существуют футбольные школы, а вопрос о технической подготовке игроков и по сей день остается открытым, хотя этому аспекту игры всегда уделялось колоссальное внимание. В чем же дело? Стало быть, есть какие-то серьезные противоречия в процессе обучения?

Сравнивая уроки по технике прошлых лет с уроками настоящего времени, анализируя методы и средства тренировочной работы педагогов разных концепций, можно убедиться в следующем. Методика технической подготовки, несмотря на происшедшие изменения в тактике ведения игры, физической подготовке, преобразования в инфраструктурах клубов, осталась почти такой же, как 50 лет назад. Упражнения и методы, которыми мы пользуемся на тренировках, превратились в некую символическую дань старой традиции. В реальной же действительности нам чаще всего приходится наблюдать, как наши воспитанники не могут реализовать свой тактический замысел из-за технического брака. Думаю, коллеги не будут оспаривать ту непреложную истину, что футбольные школы остро нуждаются в более современной системе обучения по технической подготовке. О том, какой она мне представляется, я и хочу рассказать читателям

ТЕХНИКА ДЛЯ ТАКТИКИ – КЛЮЧ ДЛЯ ЗАМКА

Известный теоретик и практик, видный немецкий педагог Карл-Хайнц Хеддерготт в книге "Новая футбольная школа” писал: "Нет ни одного вида спорта, где техника движений была бы столь многообразной, как в футболе. Чем упорнее защита, тем более умелой должна быть игра с мячом. Причем столь важный игровой компонент, как техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре. Игрок обязан научиться владеть мячом в самых сложных различных условиях действий партнеров и соперников”. Мы же технику, тактику, волевые качества тренируем в тепличных условиях, а потом удивляемся, почему футболист не может реализовать 100%-ный голевой момент, проявить умело силу воли в единоборстве, сделать своевременную и точную передачу, найти оптимальный вариант действия до приема мяча.

Футбол – это игра. Значит, и урок в детском футболе должен быть похожим на игру, даже если он проводится без мяча. Моделью же нашего тренировочного урока служит не игра, а упражнение. Отсюда и убеждение, что все происходит от идеи (упражнения), а не от природы (игры). Игру – средство для развития абстрактного мышления – мы подменяем арифметикой. Но сколько не подсчитывай ТТД – это всего лишь количественный показатель, следствие. Причину надо искать в мастерстве, а мастерство зависит от качества обучения. Чрезмерное увлечение упражнениями, отсутствие в тренировочном процессе адекватных игре обстоятельств, тенденция воспитания мастерства с акцентом на физическое, а не технико-тактическое развитие привели к сегодняшнему положению дел. Футболист, владеющий приемами техники, приобретенными в неигровых условиях, как правило, плохо видит поле из-за привычки концентрировать свое внимание на мяче, выработанной в связи с отсутствием отвлекающих факторов. Он не обладает тонким глазомером и ощущением точности и своевременности передачи мяча из-за неразвитости чувств восприятия времени и пространства. Нерационален в выборе способов и приемов из-за отсутствия навыков действий в условиях постоянно меняющихся ситуаций. Распространенное заблуждение в том и состоит, что, обучая по существу только форме движения, мы полагали, что способствуем и развитию технико-тактического мастерства.

Техническую подготовку нельзя рассматривать отдельно от тактики. Техника должна подходить к тактике как ключ к замку. Только в таком соответствии техника становится игровой. А ведь другой в футболе не бывает.

ТРИ ЭТАПА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

С методической точки зрения техническую подготовку целесообразно разделить на три этапа. Поэтапная система подготовки создает благоприятные условия для постепенного обучения. Ныне это особенно важно, потому что обучение приходится начинать с нуля, а не так, как 50 лет назад, когда в футбольные школы приходили мальчишки с 5-6-летним стажем игровой практики в так называемом "дворовом футболе”.

Задача первого этапа – заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития технического мастерства во многом зависит от уровня развития ловкости. Кроме того, если до 12-летнего возраста не заниматься развитием специальной координации, то позже овладеть этим качеством значительно труднее.

Задача второго этапа решается при помощи комплексных упражнений. Футболист должен научиться технично владеть мячом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные упражнения – одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному.

Задача третьего этапа – научить мальчишек эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях, решать тактические задачи до приема мяча. Удары у щита, передача и обработка мяча в парах, обводка стоек и т.д. при многократном повторении, конечно же, совершенствуют технический навык, но мяч здесь является всего лишь предметом, без которого нельзя добиться прочного навыка в специальном движении. Другое дело – игра. Здесь мяч – "объект борьбы”. Поэтому, до какого бы автоматизма и совершенства не доводили мы на тренировках тот или иной технический прием, это никак не гарантирует четкости и эффективности его применения в реальной игровой ситуации. Этой формы организации обучения (выполнение технических приемов в экстремальных условиях) нужно придерживаться на каждом уроке, несколько видоизменяя только содержание

ИГРА – ЛУЧШИЙ УЧИТЕЛЬ И ВОСПИТАТЕЛЬ

Ничто так положительно не влияет на воспитание юного футболиста, как урок, приносящий радость и удовольствие. И ничто так не повышает качество обучения, как хорошее душевное настроение. Как провести урок, чтобы он принес мальчишкам радость, удовольствие и в то же время был целенаправленным? Как учить играть, чтобы знания и умения приобретались с учетом природных сил и наклонностей?

Известно, что развитие видов в природе зависит от трех факторов – изменчивости, наследственности, отбора. Изменчивость создает условия для развития материала, наследственность его закрепляет, а отбор оставляет приспособленных. Чем полезнее изменения, тем плодотворнее и качественнее развивается материал. И наоборот, если изменения вредные, то виды особей обречены на постепенное вырождение. Таковы законы эволюции естественного отбора.

В основе искусственного отбора, который фактически и применяется в наших ДЮСШ, лежит инкубаторский метод развития. Он снижает, нивелирует адаптационные способности, превращает тренировки в дрессировки, а футболистов – в оловянных солдатиков. Мальчишек, играющих творчески, с выдумкой, становится все меньше и меньше, а беспрекословно выполняющих задания – все больше и больше. Дарвин назвал такое явление "массовой изменчивостью”, когда все особи данного вида, под влиянием определенной причины, изменяются одинаковым образом в одном направлении. Нечто подобное происходит и в наших футбольных школах, где процесс воспитания юных футболистов поставлен на поточный метод обучения, а главным фактором отбора, движущей силой развития игровых способностей служит упражнение. Но разве можно научить импровизации, фантазии, спонтанности, творческому мышлению при помощи системы упражнений, порядок действий которых заранее известен и одинаков для всех? Сравните возможности игры и упражнения, и вы воочию убедитесь, что в первом случае полезных условий для развития и совершенствования навыков будет намного больше. В игре, хотим мы этого или нет, одновременно развиваются все компоненты футбола, в упражнениях – только отдельные элементы техники или тактики. В игре футболист живет чувством времени и пространства, в упражнениях эти понятия относительны. Игра создает необходимые условия для развития внешнего и внутреннего внимания – качеств, способствующих воспитанию очень ценного умения: не теряя из-под контроля мяч, визуально и мысленно воспринимать игру. В упражнениях научиться искусно владеть мячом и одновременно видеть поле также невозможно, как научиться плавать без воды.

Приведу два любопытных примера. В начале 80-х годов, из-за дефицита полей и времени, я занимался сразу с двумя группами вместе. На одной половине поля тренировались ребята 11-12-летнего возраста, на другой – 10-летние. Старшей группе я уделял больше внимания и проводил занятия "по конспекту”, применяя поточный и круговой метод, а младшей группе давал мяч, и они после 15-минутной разминки самостоятельно играли в футбол. Но вот что интересно. Когда подошло время подводить итоги, то ребят из старшей группы, которые умели и быстро бегать, и ловко прыгать, и неплохо владели мячом почему-то не взяли в команду "Шахтер”, а предпочли ребят из младшей группы с единственным талантом – умением играть. Кстати, занимались в этой группе три Сергея: Попов, Ковалев и Щербаков. Думаю, комментарии излишни. Пример второй. Один мой знакомый коллега перед каждым занятием любил делить ребят на две группы – сильных и слабых. С сильной группой он занимался с большим желанием и страстью, разучивал и оттачивал в упражнениях разные технические приемы и тактические комбинации, а слабые в это же время на другой половине поля самостоятельно играли в футбол. Примерно года через два слабые подтянулись к уровню сильных, а в игровой импровизации даже их превзошли. Радуясь прогрессу слабых, он, к сожалению, не заметил причин деградации сильных, потому что видел только следствие. Я специально привел эти примеры, где связываю теорию с практикой, чтобы сравнить и определить, что же дает больше в обучении – игра или упражнение? Если игра, то почему в каждом уроке 60-70% времени отводим упражнениям? Если упражнение, то почему так плохо играем?

ТАЛАНТ НЕ МОЖЕТ РАЗВИВАТЬСЯ ПО УКАЗКЕ

Футбол, как и все в природе, имеет свои законы развития. Команды мастеров не возникают из ничего, они начинаются из футбольных школ, а школы – с улицы. Раньше улицы – "сеяли”, школы – "выращивали”, команды мастеров – "собирали урожай”. Исчез "дикий футбол”. Из цепи системы (улица – футбольная школа – команда мастеров) выпало очень важное первое звено – улица. В физиологии есть такое выражение: "Функция формирует орган”. Так вот -  улица как раз и являлась той функцией, которая формировала ярких самобытных футболистов. Посадив мальчишек за футбольные парты, заменив игру на упражнения, мы фактически обучение малышей начинаем с истребления в них всякого стимула к самостоятельному действию, отбиваем охоту к свободному мышлению, вколачиваем чувство беспрекословного выполнения задания. Напрочь забыли, что творчество детей – это самовыражение, самоутверждение, а не выучка, что означает по словарю Ожегова "приобретенное обучением умение”.

Но ведь талант – это врожденное качество, ему нельзя научить. Эволюционная особенность, универсализация специализации футбола – это накопление, обработка и передача информации из поколения в поколение. Это – адаптация игрока к природе футбола. Мы же, наоборот, приспосабливаем футбол для своих нужд, формируя его по своему подобию.

С ловкостью хирурга, расчленив на четыре части футбол, мы полагали, что каждый компонент в отдельности будет развиваться быстрее и качественнее. Увы, не получилось. Игра – живой организм футбола, в котором техника, тактика, физические и волевые качества не просто взаимосвязаны, а качественно взаимозависимы. Чем выше уровень техники, тем рациональнее расходуется физическая энергия. И наоборот, хорошая физическая готовность – залог уверенности и эффективности в технико-тактических действиях. Талант – дар Божий. Его воспитание требует определенных условий и исключений из общих правил педагогики. Талантливый футболист играет не столько по заданию, сколько по наитию, вдохновению. Его высокий класс игры определяется не "по науке”, а по творческой интуиции. Показательным примером может служить игра Пеле и Марадоны, Шевченко и Ван Нистельроя, Зидана и Анри.

Наблюдая за игрой мальчишек на протяжении многих лет, каждый раз убеждался в том, что яркими самобытными игроками становились только те ребята, которые вопреки всевидящему оку тренера, постоянным окрикам и подсказкам шли не только по проторенной школьной программе, но и по собственному, спонтанно выбранному пути.

Многолетняя практика, опыт подсказывают: пусть, став учеником футбольной школы, мальчишка продолжает делать то, что делал вчера на улице. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений. Пусть его ум воспитывается у истока мысли – игры. Не спешите одомашнивать "диких футболистов”, дайте им свободно поиграть. Все, что делается свободно – делается хорошо.

ЦЕЛЬ ТРЕНИРОВКИ – ИГРАЮЩИЙ МАЛЬЧИШКА

В моей учебно-тренировочной программе нет малых, средних, больших нагрузок. Я работаю не с мастерами футбола, а с мальчишками, которых учу учиться играть. Мой принцип: каждый все делает на оптимальном режиме индивидуальных возможностей, на грани высокой, но преодолимой трудности. Никаких упражнений на месте – все делать в движении, на скорости. Никаких дополнительных нагрузок со штангой, гирями, на беговых дорожках – все занятия проводить на футбольных площадках и как можно больше – в игровых условиях. Для мальчишки-школьника этого будет вполне достаточно, чтобы развиваться гармонично, без сколиозов, лордозов и кифозов, без патологий всех систем организма, с учетом режима дня, возрастных особенностей, исходных физических и игровых данных. Каждое упражнение, действие должно быть обосновано, продумано. Мальчишка должен знать, почему нужно выполнять тот или иной технический элемент именно таким способом, а не другим, и какая от этого польза. Технике и тактике надо учить рациональной, эффективной, как можно меньше связанной с передачей мяча ради передачи, с обводкой ради обводки. Увлекаясь на тренировках упражнениями без цели (ворот), мы отучили ребят принимать мяч в движении, с уходом в сторону или с разворотом на 180 градусов, стоять вполоборота, а не спиной к противнику, чтобы одновременно видеть мяч, своего визави и партнеров, отучили играть целеустремленно. Не по этой ли причине в играх такое изобилие передач поперечных и назад, а не за спину противника? Не по этой ли причине так мало создаем острых атак и выполняем ударов по воротам? Складывается впечатление, что команды играют не в футбол, а в "квадрат” 11х11 человек, где главное не гол, а держание мяча. Очевидное – невероятное?! Нет, закономерное явление, но нами еще не осознанное.

Идея включения урока по футболу в программу общеобразовательных школ сама по себе великолепна, но она так и останется неосуществимой, невостребованной мечтой, если урок по футболу будет начинаться с обучения. Талант не учат, а развивают. Игроки и игра определяют задачи и новые направления в развитии футбола, поэтому основной темой урока должен быть "играющий мальчишка”. Он – стимул, он – цель тренировки.

 

Спустя 6 лет после смерти Петра Андреевича Пономаренко судьба неожиданно снова свела нас с очевидной целью – помочь мне в деле, ради которого я создал свой сайт. И я рад, что продолжаю дело этого человека, разделяю его взгляды и пытаюсь вернуть нашему футболу его естество, а нам, игрокам, то, ради чего футбол существует – огромное удовольствие от игры.

Написал - «снова свела» -потому, что мне посчастливилось быть знакомым с Петром Андреевичем. Я играл за юношескую сборную Донецкой области под его руководством в 1968 году в Чемпионате Украины Играл с Дудинским и Пьяных, они были лидерами команды (Звягинцев и Вяч.Чанов в составе сборной СССР были на сборе). Конечно, мне 17-летнему пацану, тогда трудно было оценить всю значимость этого события, тем более, что я понимал, что попал в сборную авансом, недоумевая (как, кстати, и мой ждановский тренер А.И.Виниченко), как дохлый и нескоростной игрок мог кого-то заинтересовать. Причем, Виниченко, по-моему, довольно жестко сопротивлялся моим вызовам в сборную области на сборы, а потом и на игры, вполне резонно утверждая, что таких, как я и лучше, у него в «Азовце» человек десять. Позволяю себе расписывать свою биографию потому, что хочу поделиться наблюдением – мы часто недооцениваем казалось бы случайные события, а они, возможно, наносят точечные удары такой слабой силы, что начинает действовать только подсознание, толкающее тебя и твои внутренние генетические основы в неосязаемом тобой направлении. И только через десятилетия ты начинаешь осознавать это свое направление, свое видение и понимание пути, куда тебя подтолкнул случай. Я часто себе задавал вопрос, почему, еще учась в институте, я стал замечать нюансы, на которые многие не обращали внимания или не придавали им значения? Еще в институте, будучи очень далек от тренерской работы и живя одной мечтой – попасть в команду мастеров, я выделил для себя фразу Пеле: «Еще до того, как я получу мяч – я знаю, что буду с ним делать». И ответ его партнера по сборной – Тостао - на вопрос о том, совершенствует ли он свое мастерство, став чемпионом мира (на что он ответил, что учится обводить защитника не глядя на мяч). И сегодня, прочитав об этих основополагающих, на мой взгляд, «нюансах» в статье П.А.Пономаренко, начинаю подозревать истоки их появления в моем сознании.

И.Сливка

24.02.2011 г.

[все статьи]

Комментарии

Андрей:
Автор безусловно прав когда пишет о недостатках нашего учебно-тренировочного процесса. Скорее всего прав, когда говорит о том, в каком направлении он должен меняться (правда слишком много образных сравнений и философских отступлений, что делает статью трудно читаемой), и совсем не пишет о своей методике, дающей положительный результат
И. Е. Сливка:
Прежде, чем перейти к методике, необходимо определиться с принципиальными положениями этой методики, принципами формирования личности игрока, которые создадут базу для реализации предлагаемых методик (а их может быть много). Существующие в нашем детском (и недетском) футболе построены на ложных принципах. И эти принципы, подобно эскалатору идущему вниз, никогда не позволят даже самым лучшим методикам, бегущим вверх по этому эскалатору, вывести наш футбол наверх. Общее направление движения нашему футболу задано неверно. Поэтому и бессмысленно ждать чуда от методики.
Славненькая статейка! Сразу можно застолбить главную направляющую тренинга - "столь важный игровой компонент, как техника, должен вырабатываться в стрессовых ситуациях, приближенных к игре"! Скажу больше - не только приближаться, а в несколько раз превосходить по интенсивности!!! Тогда игра-соревнование будет казаться развлечением!!! В этом одно из главных положений тренинга по-Демидролу! Хорошо сказано: Талант не учат, а развивают, но ... это только слова, никак не связанные с действительностью! По автору - его тренировочный процесс - бросил мяч, а через некоторое время - отобрали В Шахту, гораздо лучше, чем направленный тренинг?! Не верю!!! Или тренер никудышний, или ...горе от ума! Не надо сетовать на систему подготовки! Всё зависит от тренера, от его любви, его желания прогрессировать, вводить новое...! На сайте http://futbol1.io.ua/story есть целый ряд статей о тренерском искусстве и главная: Основы главного тренера... Читайте и относите информацию... к себе!!! Методики сверхбыстрой подготовки, уже, есть! Но делиться буду только с теми.... С любовью, Демидрол!
Cливка:
Перечитал, очередной раз, статью и снова нашел массу полезного и фундаментального. Поистине, статью можно делать "настольной".
Георгий Люсов:
Нет и нет!... надо как-то задуматься над вопросами, а что мы вообще знаем про технику... не ключ, точно подходящий под конкретный замок, а супер отмычка, открывающая любые сейфы, после чего только и можно увидеть какая там в сейфах тактика, сколько её и почему нет еще такой и такой, которые тоже возможны! А дарвинизм уже много тысячелетий развивал гомо-игрокуса, поэтому самое то - это не эволюционировать на бегу за секунды в неведомые стороны, а за приличное время уже точно определить из чего эта техника состоит! И тогда не "дикари" будут приняты в Шахтер", а именно хорошо обученные, впрочем как и в консерваторию те, кто не сам по клавишам стучал, а занимался с лучшим преподавателем-музыкантом, для которых нет "дарвинистических" тайн в многотысячелетней музыке... истинное самовыражение не у "самобытников", которые "с кондачка", а у гениев, впитавших всё, что открыто и сделано в интересующей их сфере... ну так открывайте! Кстати и хирурги бывают гениями, но не от того, что им сразу дают скальпель и "в стрессуре" на живого человека... вот такие рациональные мысли... а технике надо бы стыдиться таких эпитетов как "рациональная"... пора ей быть виртуозной, причем без таинственности - труд, талант, знания, педагог...
* Оставить комментарий:

Имя: