Центральный мозг - обучение на футбольном поле. |
После знакомства с Мишелем Брюнинксом, автором B&M Method, появляется классический вопрос: «Возможно ли показать ваши идеи на примерах с упражнениями?» ( Мишель и его коллега по работе в топ-школе Дирк Гюселинкс применяют на практике новые методы тренировки, основанные на изучении головного мозга человека). К сожалению не все упражнения возможно показать схематически на бумаге без подробного комментария. Огромное значение и в огромном количестве вариаций заданий уделяется контролю над телом и контролю над мячом в пространстве и времени, что очень трудно изобразить на бумаге. Для того, чтобы внести ясность Мишель и Дирк желают сначала объяснить 5 рабочих принципов во время каждой тренировки. Во время обсуждений этой темы (невозможно говорить об этом в интервью), между собеседниками возникает шквал обмена идеями и аргументами, которые подтверждаются на практике игрой ФК «Барселона». После таких вот обсуждений, репортер остается с противоречивыми чувствами, как например, при получении кислорода у человека повышается пульс, но это формальное расстройство. А как это показать на бумаге? Во время занятий у Мишеля и Дирка всегда много любителей понаблюдать за их работой. Всем и всегда добро пожаловать! |
|
|
Принципы |
|
|
1. Климат или атмосфера на занятиях-тренировках. Хорошая атмосфера в коллективе при обучении дает возможность раскрепоститься и показать все, на что обучаемый способен, и это очень важно. Мишель связывает этот принцип с положительными эмоциями, что является основой эффективного поведения при обучении. Если ребенок эмоционально уравновешен, то он внимателен, сконцентрирован и сохраняет мотивацию тренироваться. Эти факторы взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Уровновешенность ребенка во многом зависит от обстановки дома. Если ребенок приходит на тренировку расстроенным, то на это надо обратить вимание тренеру в первую очередь. Преподаватель должен следить за своими эмоциями, они должны носить спокойный и безмятежный характер. Это касается всех тренеров. Посмотрим с другой стороны: если мы потеряем внимание учеников и уважение к себе, тогда наши упражнения и задания не будут выполнены.По этим причинам Мишель концентрируется не на своем внимании, а на внимании между партнерами по команде. Для этого он использует в работе игровые схемы в квадратах и «крест», где ребята, сообща, добиваются правильного выполнения упражнений. Такого рода упражнения лежат в основе современного футбола. Это ключ успеха испанского футбола, при работе над контролем времени и пространства. Такие «интеллигентные» упражнения заставляют игрока непрерывно думать или, по крайней мере, быть постоянно во внимании. Смысл заданий состоит не во взаимных единоборствах, а в использовании синхронизации. Они учат правильным взаимодействиям друг с другом с помощью бега и передач мяча в различных размерах пространства и времени. Синхронизация означает, что каждый может учиться в группе. Вследствие этого конкуренция в процессе обучения отсутствует. Конкуренция приводит к стрессу! Стресс способствует производству кортизона в организме, который препятствует работе нейронных образовательных процессов. Здесь хотелось бы подчеркнуть, что в такого рода упражнениях мы учимся работать вместе, сообща, а не против друг друга. Вернемся к нашим принципам работы и перейдем к оценке профессионального обучения игроков: Во время тренировки тренер должен вызывать положительные эмоции у игроков и следить за появлением у них внутренней мотивации. Поэтому Мишель и Дирк делают свои занятия, как можно более разнообразными, а их студенты с меньшей долей таланта работают одинаково с более талантливыми. Эти комбинации дают положительный результат в обеих группах с различными уровнями спортивной и эмоциональной подготовки. |
|
2. Увеличить использование различных органов чувств на тренировке. Мишель и Дирк желают использовать как можно больше органов чувств во время тренировки. Они работают по принципу: «чем больше, тем лучше». Например, ребята 12-13 лет по-возможности, как можно чаще тренируются босиком. Здесь задействован тактильный компонент, что способствует улучшению техники. При выполнении упражнений с Soccerpal задействованы органы слуха. Мозг реагирует на слуховую информацию быстрее, чем на зрительную. При этом не надо забывать, что наши чувства постоянно нас обманывают. У игрока создаются богатые чувствительные иллюзии и вы, как тренр, должны быть внимательны и следить за этим. Используйте видеоанализ, но следите, чтобы не было переизбытка информации. Другими словами, технику владения мячом можно визуализировать и структурировать в пространстве при помощи передач мяча. Так же мы должны не забывать о игровом ритме. Ритм в коллективном использовании является одной из форм синхронизации, а индивидуальный ритм зависит от работы сердца и эмоций, что само собой разумеется. При стрессе ритм работы сердца увеличивается, что негативно сказывается на процессе обучения.
Сегодня в футболе творчество имеет большее значение, чем когда-либо. Мы уже говорили об этом, но хотелось бы повторить, что правильное использование времени, пространства и подвижности приводят к творчеству. Мишель и Дирк предлагают огромное множество новых упражнений, при выполнении которых, всегда присутствует 100%-е внимание, а это, соответственно, приводит к правильному выполнению заданий. |
Практика |
||
4. Повторение.
Повторение – это мантра в спортивном обучении, особенно в юношеском футболе. В специфических видах спорта, в таком как футбол, повторение является очень сильным оружием. Здесь большое внимание надо уделять восприятиям органов чувств. |
A. Структуризация обучения передачи мяча. Для структуризации пространства используем кегли и воротики, где кегли обозначают позиции игроков, а воротики из кегель отоброжают траекторию паса. В упражнениях по обучению передачи мяча очень важно, что они выполняются в движении с непрерывным множеством изменений направлений движений. Игроки не стоят у кегель и не ждут, когда к ним придет мяч. Они должны предвидеть точку контакта с мячом в пространстве. При этом присутствует так же обучение технике приема и передачи мяча, на чем задания не заканчиваются. Игрокам предлагается постоянная смена направлений движения по угловым траекториям, что приводит к обучению смены направления движения. |
|
5. Логическая линия - продолжай выстраивать новое, основываясь на предыдущий учебный материал.
Что это означает?
|
|
|
Рекомендации к выполнению упражнения. |
|
|
Во время выполнения упражнения игроки должны посчитать количество сделанных передач за 1-2 мин. |
Игрок должен сам постоянно искать правильную позицию и предвидеть траекторию паса. Обучение этим навыкам можно улучшить с помощью визуализации.
|
B. Улучшение восприятия траекторий мяча и бега. В футболе используется множество упражнений, где после выполнения передач и ударов, игроки двигаются по той же траектории, что и мяч. Игрок делает пас партнеру и продолжает двигаться по направлению мяча. Мишель и Дирк выбирают другое решение, где траектории мяча и бега не совпадают. Игрок делает пас в одном направлении, а двигается в другом. Это требует от игрока большей концетрации и внимания, что способствует их развитию в контроле над пространством. Чем больше используется угловых траекторий в движении при выполнении упражнений, тем больше творческих решений. |
C. «Бесплатный» пас. Это рассказ про, казалось бы, не нужную перепасовку мяча в испанском футболе. Хави делает за игру в среднем около 150 контактов с мячом - это в 3 раза больше, чем у других футболистов. Среди них присутствует множество коротких перепасовок между партнерами, и невсегда эти передачи делаются вперед. Это сознательный способ завладеть пространством. Благодаря таким «бесплатным» передачам, он напрягает защитников, т.е. ждет, когда они покинут свою зону и нарушится оборонительная защитная схема в «линию», которую очень часто используют в современном футболе. Вытягиваешь соперников на себя и тем самым создаешь партнерам больше пространства для созидания. Это замечательно, что игроки Барселоны после дезориентированного контроля мяча, не всегда сами двигаются с мячом вперед, а ищут пасом партнеров. |
|
D. MAT - «Moving, Angles and Timing».
Упражнения выполняются в движении с использованием угловых траекторий при перемещении и скорости. Попробуем одно из упражнений проиллюстрировать. (см. рис.>>)
Игрок двигается с мячом в направлении защитника, который располагается в четырехугольнике, обозначенный стойками. Защитник ждет приближения игрока с мячом. Задача нападающего - обыграть в этом четырехугольнике защитника и ударить по воротам. Начинаем упражнение с правой стороны, защитник делает отбор в полсилы, нападающий должен обыграть его, через пас с партнером (timing). Затем защитник может сделать отбор в полную силу (angle). Наверняка у Вас имеются ещё более интересные упражнения для нападающих, которые увеличивают их шансы достижения результатов во время матча. Тренер должен подобрать такие упражнения, которые бы привели к быстрому и эффетивному обучению игрока сознательно контролировать тело и мяч в пространстве и времени (обучая футболиста через его головной мозг, тренер должен всё предвидеть). Если тренер, работая с юношами, берёт за основу только результат в конкретном матче (победа любой ценой), то он бессознательно потеряет много талантов, сделав ставку на более ранних в физическом развитии игроков. |
Сегодня в современном футболе очень важно для игрока уметь сохранять преимущество в пространстве и времени (см. Барселона).
|
Старый подход |
||
Игрок 2 (нападающий) ищет игрока 1 (защитника), чтобы обыграть. Игрок 1 защищается в углу, где имеет преимущество в пространстве и ждет игрока 2, когда он появится в зоне защиты. |
||
Новый подход |
||
Структуризация связи контроля над мячом в пространстве и времени. |
Фаза 1.
Контроль мяча = ведение мяча правой ногой / пространство = защитник двигается на встречу.
А) Нападающий (игрок1), контролируя мяч, двигается в направлении к кегле не с максимальной скоростью;
перед ним зона, где располагается защитник.
Б) Защитник двигается в направлении нападающего, с целью забрать мяч (отбор не в полную силу).
В) Нападающий, при появлении защитника, делает ускорение с мячом.
Фаза 2.
Контроль мяча = ведение правой ногой и обыгрыш защитника / пространство = защитник двигается навстречу.
А) Не меняется.
Б) Не меняется.
В) Нападающий обыгрывает защитника при его появлении.
Фаза 3.
Нападающий пробует двигаться на максимальной скорости, поэтому защитник должен тоже двигаться побыстрее.
Здесь вступает в силу такой элемент игры, как «время». Меньше времени = быстрее принять решение.
Нападающий теперь должен решить, ускоряться по прямой или обыгрывать защитника.
Результат
В результате мы обучаем головной мозг футболу, что делает игру разнообразней, высоко техничной и умной. Искусство смягчает нравы! |