Стимуляция и личность.
РАСКРЫТИЕ ПОТЕНЦИАЛА ИГРОКА и СТИМУЛИРОВАНИЕ В ФУТБОЛЕ.
Относительно стимулирования в футболе процесс раскрытия потенциальных возможностей игрока идет в два этапа.
1 этап. Этап РАЗВИТИЯ на основе интереса к процессу игры в футбол Он характеризуется отсутствием внешних, искусственных стимулов. Единственный стимул (внутренний, естественный) - удовольствие от процесса игры.
Промежуточный этап. Он характеризуется добавлением внутреннего морального стимула. По мере повышения футбольного мастерства игрока и его признания партнерами и соперниками, он получает удовольствие от их похвалы или восхищения его игрой. Это может происходить редко или часто, но в детском футболе происходит обязательно со всеми.
2 этап. Этап ПОТРЕБЛЕНИЯ на основе материального стимулирования достижения результата в игре. Он характеризуется продажей накопленного футбольного мастерства. Игрок начинает получать материальное вознаграждение в том или ином виде. Это могут быть деньги (чаще всего), элитная спортивная экипировка, бесплатное питание, выезды на соревнования и т.д., т.е. атрибуты профессионального футбола. Если игрок попадает, по тем или иным причинам, на второй этап, не достигнув высокого уровня мастерства (т.е. преждевременно), то у него наблюдается резкая остановка в футбольном росте. При этом те, кто находится рядом, но менее стимулирован, продолжают прогрессировать. Т.е. лидеры останавливаются в росте первыми. Остановка происходит оттого, что игрок не осознает и не видит связи между уровнем его футбольного мастерства (которого еще нет или его уровень невысок) и материальным стимулированием. Он думает, что материальное стимулирование - это непременный атрибут футбола, что ему платят не за мастерство, а за то, что он занимается футболом, т.е. за то, что он находится в "системе подготовки резервов". Он думает - "ЕМУ ДОЛЖНЫ" за то, что он "ЗДЕСЬ", а не - "ОН ПОЛУЧАЕТ" за то, что он "УМЕЕТ".
В нашей "системе подготовки резервов" происходит необоснованный, преждевременный переход на второй этап стимулирования. Это существенно затрудняет рост мастерства юных футболистов. Если на первом и промежуточном (естественных) этапах стимулирования за счет чистого интереса к процессу игры, накоплен достаточно высокий уровень мастерства, то он позволяет сформировать устойчивый интерес к повышению мастерства и на втором этапе. Тогда искусственное материальное стимулирование не превалирует над естественной потребностью игрока в получении удовольствия от процесса игры, а гармонично усиливает его, создавая дополнительные условия для роста футбольного мастерства. Игрок понимает, что платят ему именно за его мастерство, рост которого позволяет ему самому наслаждаться игрой и этим доставлять удовольствие партнерам и зрителям. Именно в осознании игроком взаимной связи роста мастерства, получаемого удовольствия от игры и материального стимулирования находится ключ к раскрытию потенциала игрока. Своевременность стимулирования, как и своевременность действий игрока в футболе, - важнейшая составляющая процесса формирования личности футболиста и неотъемлемая составляющая роста его спортивного мастерства.
Но, так же, как преждевременные роды наносят вред младенцу, так и преждевременное искусственное стимулирование пагубно отражается на росте мастерства игрока. И это одна из причин несостоятельности нашей советско-российской "системы подготовки резервов".
Выходов из создавшегося положения два и оба связаны с необходимостью изменений в нашей "системе подготовки резервов":
1. Не привлекать юных футболистов к занятиям в существующей "системе подготовки резервов" до достижения ими уровня мастерства, способного заинтересовать профессиональные футбольные клубы на уровне профессионального контракта.
Путь осуществления: развитие дворового, массового футбола (как это происходит, скажем, в Латинской Америке или Африке).
2. Изменить характер обучения и формирования личности футболиста в "системе подготовки резервов", нивелировав потребительскую направленность педагогического процесса, связанную, в настоящее время, с необходимостью участия и достижения результата в многочисленных и регулярных многодневных соревнованиях.
Путь осуществления: отмена детских соревнований до 14-15 лет, кроме однодневных турниров, изменение параметров оценки результатов работы детских и юношеских тренеров, изменение регламента и направленности работы с детьми и юношами в сторону уменьшения количества занятий и формирования умения получать удовольствие от процесса игры (как это происходит, например, в западно-европейских странах).
И.Сливка,
тренер ФК"Победа" Санкт-Петербург
2011г.