Азбука тактики хоккея.
Огулов В.Н.
АЗБУКА ТАКТИКИ ХОККЕЯ.
Или практические рекомендации по индивидуальным, групповым и командным действиям и взаимодействиям хоккеистов в различных игровых сочетаниях и ситуациях с шайбой и без неё.
Проводимые автором, исследования физической работоспособности хоккеистов второй сборной команды СССР, руководимой В.В. Тихоновым и В.В. Юрзиновым, и многих других зарубежных и отечественных команд способствовали приобретению научно-методического опыта. Автор имеет практический опыт в работе с хоккейными командами мастеров «Судостроитель» г. Ленинград под руководством заслуженного тренера России Быстрова В.А.; «Химик» г. Воскресенск и «Сибирь» г. Новосибирск под руководством заслуженного тренера СССР - Эпштейна Н.С. Данная работа представляет большой теоретический и практический интерес для тренеров и игроков любительских хоккейных команд. Разделяю убеждения автора в том, что упущения в воспитании элементов индивидуального тактического мастерства игроков отрицательно влияют на эффективность и качество командных действий и взаимодействий хоккеистов во время игры.
Заслуженный мастер спорта
Заслуженный тренер РОССИИ
Доцент кафедры хоккея ГАФК им. П.Ф. Лесгафта В.А. Быстров.
Рецензия
на пособие В.Н. Огулова на тему: «Азбука тактики хоккея»
Проблема совершенствования технико-тактической подготовки хоккеистов высокой квалификации продолжает привлекать внимание учёных и тренеров. Это связано с целым рядом причин. Возрастанием конкуренции между ведущими хоккейными державами на крупнейших соревнованиях (чемпионатах Мира, Олимпийских играх), увеличением длительности соревновательного периода, интенсивности и плотности соревновательных поединков. Однако в научно-методической литературе вопросы повышения технико-тактического мастерства хоккеистов высокой квалификации освещены недостаточно. В связи с этим рецензируемое пособие представляет несомненный практический интерес. В нём систематизированы и проанализированы многочисленные данные спортивной тактики в хоккее с шайбой. Рассматриваются основы комбинаторики хоккея, индивидуальные тактико-технические действия и взаимодействия игровых функциональных групп. Изучаются различные варианты командной тактики. Главным достоинством пособия следует признать его практическую ценность. Нет сомнений в том, что он будет с интересом воспринят специалистами хоккея. Заключение. Пособие В.Н. Огулова «Азбука тактики хоккея» после незначительной редакционной доработки можно рекомендовать к изданию.
Доктор педагогических наук
Профессор
Заведующий кафедрой теории и методики ГАФК им. П.Ф.Лесгафта
Курамшин Ю.Ф.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Введение
2. Тактическое астерство
3. Тактико-техническое мастерство хоккеистов
4.Совершенствование индивидуальных действий
5. Совершенствование групповых взаимодействий
6. Совершенствование командных взаимодействий
7. Особенности игры в равночисленных составах
8. Особенности игры в меньшинстве
9. Особенности игры в большинстве
10. Разновидности ккомандной тактики 33 – 37
11. Заключение 37 -38
12. Приложения 38 -
ПРИЗНАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ В ПРАКТИЧЕСКОЙ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСТУЛАТА О ПЕРВИЧНОСТИ ОСВОЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЁМОВ В ХОККЕЕ И ВТОРИЧНОСТИ ИХ ОСМЫСЛЕННОСТИ ПРИВОДИТ К ДИСТРОФИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТАКТИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ИГРОКОВ КАК ОСНОВЫ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ КОМАНДНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
ЧЕМ СКОРЕЕ МЫ ИЗБАВИМСЯ ОТ ЭТОГО ЗАБЛУЖДЕНИЯ, КАК В ТЕОРИИ, ТАК И ПРАКТИКЕ ОСВОЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИГРЫ, ТЕМ БЫСРЕЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ХОККЕЙ ВЕРНЁТ УТРАЧЕННЫЕ ПОЗИЦИИ НА МИРОВОЙ АРЕНЕ.
Введение.
Спортивные игры, в отличие от индивидуальных видов спорта, имеют свою специфическую особенность, выражающуюся наличием и необходимостью индивидуальных, звеньевых и командных действий и взаимодействий, основанных на индивидуальном игровом мышлении. Вместе с тем современный хоккей, характеризующийся значительным увеличением игровой интенсивности, требует от игроков, прежде всего, повышения скорости игрового мышления позволяющей производить большее количество игровых действий и взаимодействий в единицу времени. Для освоения игры в учебно-тренировочном процессе принято выделять отдельно физическую подготовку на земле и технико-тактическую на льду. Техника хоккея это способ выполнения движения, а тактика - осмысленность этих движений. Словосочетание технико-тактическая подготовка утверждает первоначальное освоение техники движений и приёмов хоккея, а затем, на этапе совершенствования, подключения элементов тактики. Однако, такая теория вступает в противоречие не только с логикой игры, в которой игровое мышление, как элемент тактики, управляет техникой движений хоккеистов и их взаимодействиями, но и с законами классической и спортивной физиологии и, по сути, является сдерживающим или тормозящим фактором дальнейшего развития и совершенствования игры. Решающим фактором поведения человека является полезный результат. Для его достижения в Ц.Н.С. (центральная нервная система) формируется группа взаимосвязанных нейронов или функциональная система (П.К.Анохин 1975г.). Эффективность выполнения спортивных движений и приёмов во многом зависят от генетической способности восприятия и переработки сенсорной информации в коре головного мозга. Эти процессы обуславливают как наиболее рациональное выполнение движений или приёмов (техника), так и совершенствование тактического мышления спортсмена (Е.Б. Сологуб2007г.) В процессе освоения игры формируются не только стереотипы движений, но и стереотипы мышлений и их эффективность зависит от качества деятельности функциональной системы включающей: обработку информации, принятия решения и выполнение действия, анализ полученного результата и внесение коррекций. Ведущую и направляющую роль при выполнении каких-либо движений выполняет Ц.Н.С. и сенсорные системы коры головного мозга человека. Если тактика относится к категории сознания и мышления, а техника это наиболее экономичный и эффективный способ выполнения движений двигательным аппаратом человека то логичнее и целесообразнее данный вид подготовки именовать как ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ.
Хоккеисты различаются степенью владения элементами тактико-технического мастерства и, в первую очередь, тактического мастерства, т.к. именно оно стимулирует совершенствование освоенных игровых технических приёмов, поиск новых способов обыгрывания соперников, а также инициирует приобретение соответствующих им физических кондиций. Продолжая же систематически и последовательно придавать индивидуальному тактическому мастерству игроков, второстепенное значение, мы будем множить ряды хоккеистов с ограниченными игровыми кондициями и не раскрытыми возможностями. Не умоляя значения каждого вида подготовки в хоккее, наступила пора определиться какой из них ведущий, а какие ведомые. В тяжёлой и лёгкой атлетике понятно - локомотивом являются физико-технические кондиции спортсменов, а в хоккее? Почему Александр Мальцев умудрялся великолепно играть с любыми партнёрами по сборной с листа, а другим это вовсе не удавалось или требовалось время для притирки? В современном хоккее то же самое можно с уверенностью сказать и о Максиме Сушинском, отличающимся, прежде всего, высочайшим индивидуальным тактико-техническим мастерством на уровне импровизации, а также выдающимся дирижёрским талантом созидания во время игры и для игры. Вот, что должно отличать хоккей от перетягивания каната. Вот на кого хотят быть похожими мальчишки и вот, что хотят видеть истинные поклонники игры – хоккейный спектакль в исполнении мастеров, а не побоище!
Индивидуальное игровое мышление является основным элементом тактического мастерства хоккеиста, а его эффективность зависит от быстроты переключения зрительного контроля с шайбы на игроков. Если хоккеист видит только шайбу и клюшку то видение поля ограничено периферическим зрением, если же зрительный контроль на игроках, то полноценное видение поля способствует принятию целесообразных решений. Элементы тактического мастерства (зрительный контроль, видение поля, игровое мышление, интуиция) должны воспитываться одновременно с освоением техники хоккея и быть ведущими и направляющими в этом процессе. Если игроком или игроками тренировочное упражнение выполняется механистически или на уровне периферического зрения без подключения игрового мышления, то не происходит совершенствования индивидуальной и командной игры, т.к. формируются неполноценные не только двигательные, но и мыслительные динамические стереотипы.
Особенно это касается начального этапа освоения хоккея, т.к. именно в нём происходит закладка техники движений, игровых приёмов и основ взаимодействий. В данном контексте мы рассмотрим классические варианты целесообразных действий и взаимодействий игроков в различных ситуациях, с шайбой и без неё. Особое внимание рекомендую обратить на раздел «Комбинаторика хоккея» т.к. от его освоения будет зависеть эффективность атакующих действий команды Хоккей логичная и рациональная игра, не терпящая лишних действий и, особенно, не обдуманных. Осваивать и играть в хоккей надо осмысленно, чтобы не получить ситуацию басни Крылова «Квартет».
Тактическое мастерство игроков
«Зрительный контроль, видение поля, игровое мышление, интуиция».
Зрительный контроль.
У человека имеются пять сенсорных систем, анализирующих состояние и изменения внешней, окружающей человека, среды. Для хоккея важны два сенсорных анализатора – зрительный и слуховой. Наиболее важным является зрительный анализатор, т.е. глаза человека, обеспечивающий видение и перемещение предметов и объектов. В хоккее предметом игры является шайба, а объектами – игроки. ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ – это направленность зрительного анализатора хоккеиста или на предмет игры «шайба» или на объекты игры «игроки».
Идеальный вариант, когда зрительный контроль постоянно расположен на игроках.
Начинающие хоккеисты постоянно стремятся контролировать непослушную шайбу.
Здесь важно заставить себя, вернее, приучиться к необходимости переключения зрительного контроля с шайбы на игроков. Если над этим не работать то в результате выработается, точнее, сформируется неправильный динамический стереотип выполнения какого-либо движения. Тренер обязан постоянно напоминать об этом игрокам, а хоккеисты должны самостоятельно контролировать себя. В этой ситуации успех в освоении первого элемента тактического мастерства будет обеспечен.
Видение поля.
Видение поля это процесс контролирования зрительным анализатором какой-либо части хоккейной площадки и игроков, находящихся на ней. Чем дольше зрительный контроль удерживается на игроках и их перемещениях, тем больше время на анализ игровой ситуации.
Игровое мышление.
Игровое мышление – это процесс анализа игровых ситуаций и принятия упреждающих решений в противоборстве с соперником. Эффективность игрового мышления зависит от качества работы первых двух элементов тактического мастерства. Зрительный контроль постоянно и систематически переключается с шайбы на игроков, что обеспечивает видение игровых ситуаций, возможность анализа их изменений и принятия решения по выполнению какого-либо двигательного действия.
Можно ли воспитывать выше перечисленные элементы тактического мастерства в процессе тренировок и игр? Можно и Необходимо, т.к. только они стимулируют и направляют качественное освоение и совершенствование технических элементов игры. Здесь можно упомянуть о быстроте протекания мыслительных процессов, которая у каждого генетически индивидуальна. Но вся хитрость человеческого организма, как саморегулирующейся системы, в том, что он способен, многократно повторяющиеся двигательные действия и мыслительные решения, переводить на рефлекторный уровень, что намного ускоряет и принятие решений, и их выполнение. Этот процесс называется выработкой динамического стереотипа. Чем больше таких рефлекторных мыслительных и двигательных навыков у игрока, тем выше его тактико-техническое мастерство.
Интуиция.
Интуиция как высшая степень развития разума человека в хоккее проявляется в принятии нестандартных решений и опережающем игровом мышлении.
Если хоккеист наработал несколько динамических стереотипов обводки полевых игроков или вратаря, то в зависимости от игровой ситуации, он имеет возможность выбора наиболее оптимального решения и выполнения двигательного действия. В данном случае интуиция подсказывает верное решение, а техника владения коньками, клюшкой и шайбой игрока осуществляет экономичное и эффективное исполнение этого решения
Тактико-техническое мастерство игроков
«Манёвренное катание на коньках; игровые двигательные действия с клюшкой и шайбой; имитация и пауза; смена темпа и ритма действий и взаимодействий; импровизация».
МАНЕВРЕННОЕ КАТАНИЕ НА КОНЬКАХ.
Такие двигательные действия на коньках осуществляются для тактических перемещений по полю во время тренировок и игр. Все элементы техники катания соединены в одно целое и непрерывное движение, подчинённое осмысленным и целесообразным действиям и взаимодействиям. Открывания на свободное место, опека соперника или контролирование какой-либо зоны поля и т.д. требует от хоккеиста маневренности и мобильности.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ С КЛЮШКОЙ И ШАЙБОЙ
Такие комплексные двигательные действия, состоящие из ведения, передач и остановок шайбы, обводок, бросков и ударов, применяются для достижения успеха в противоборствах с соперником и их реализации в забитых голах.
ИМИТАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И ПАУЗА
ИМИТАЦИЯ какого-либо движения это не полное или частичное выполнение движения, а также ложный замах на удар или передачу.
ПАУЗА это задержка темпа и ритма выполнения движения, необходимая для того, чтобы игрок или игроки, обороняющейся команды, сдвинулись в направлении ложного манёвра игрока, владеющего шайбой.
СМЕНА ТЕМПА И РИТМА атаки это приём, вынуждающий обороняющихся игроков затрачивать время на принятие адекватных мер по перестроению оборонительных порядков.
ИМПРОВИЗАЦИЯ – это интуитивное выполнение двигательного действия, не укладывающегося в логику продолжения игрового момента или ситуации.
Импровизация основывается на ранее освоенных двигательных действиях и приёмах. Из нескольких вариантов действий выбирается наиболее оптимальный.
Способностью к ИМПРОВИЗАЦИИ обладают только истинные мастера хоккея, отличающиеся, прежде всего, высоко развитыми элементами тактического мастерства.
Совершенствование индивидуальных игровых действий.
«катание на коньках, передачи и остановки шайбы, ведение и обводка игроков и вратаря (1-0), удары и броски по воротам; отбор шайбы; позиционная игра; действия вратаря; (1-2; 1-3)».
Катание на коньках. (эти упр. устраняют дефекты в технике катания).
Техника катания у каждого человека специфична его морфо-функциональным особенностям, но должна обеспечивать скорость и манёвренность при перемещениях по хоккейному полю и проведении индивидуальных действий и командных взаимодействий. Для освоения элементов катания на начальном этапе необходим элементарный накат, на обычном катке в произвольной форме, в целях укрепления голеностопных суставов. С первого выхода на лёд необходимо принять за правило, как можно меньше смотреть на коньки, а свое внимание устремлять на любые объекты вокруг себя. Таким образом, будет формироваться правильный динамический стереотип движения и зрительного контроля.
Несколько упражнений для совершенствования поочерёдного и фиксированного отталкивания коньков ото льда при движении лицом вперёд:
1. Многократное отталкивание внутренней стороной конька одной ноги, без отрыва ото льда, другая фиксирована на льду носком конька вперёд. После отталкивания конёк возвращается в исх. пол. Затем смена толчковой ноги.
2. Попеременное отталкивание, не отрывая коньков ото льда.
3. После фиксированного, хорошего толчка одним коньком максимально длительное скольжение на другом.
Упражнения для освоения перебежки или движения по дуге:
1. Многократное отталкивание одним коньком, другой конёк на внешнем ребре и развёрнут носком наружу. Смена толчковой ноги.
2. То же, но только толчковая нога не возвращается в исходное положение к опорной ноге, а заводится за неё. Опорная нога, развёрнутая носком конька наружу, после толчка наружным ребром, ставится перед толчковой ногой.
3. То же. Только производится акцентированный толчок наружным ребром конька. Максимально длительное скольжение на другой ноге.
Упражнения для освоения техники движений спиной вперёд:
1. Из положения основной стойки носками коньков внутрь. Поочерёдное отталкивание коньками наружу от себя. Коньки ото льда не отрывать.
2. И.П. то же. Многократное отталкивание одним коньком и скольжение по виражу на наружном ребре другого конька. Смена толчковой ноги.
3. Перебежка спиной вперёд. После отталкивания ото льда толчковая нога не возвращается в исходное положение, а переносится внутрь за опорный конёк. Производится толчок внешним ребром опорного конька. Скольжение на внутреннем ребре конька толчковой ноги. Опорный конёк возвращается в исходное положение.
4. Повторить те же самые движения в другую сторону виража.
5. Два-три движения перебежки спиной вперёд в одну сторону, так же в другую сторону и.т.д. Эти движения позволяют набирать скорость катания спиной вперёд.
6. Повороты попеременно через правое и левое плечо при катании лицом вперёд прямо и на перебежке в ту и другую сторону. Поворот производить после лёгкого отталкивания ото льда.
7. Маневренное катание. Перебежка лицом вперёд по восьмёрке. Катание по восьмёрке спиной вперёд. Смена направления движения на вершинах воображаемой восьмёрки, т.е. одна спираль восьмёрки лицом вперёд, другая – спиной вперёд. По мере освоения размер восьмёрки уменьшается.
Остановки и передачи шайбы.
Непременным условием чёткой фиксации шайбы на крюке клюшки при её приёме или остановке является уступающее движение крюка клюшки по ходу движения шайбы с одновременным расслаблением кистей рук в момент касания и последующим её возвращением в исходное положение. Шайба зафиксирована на клюшке и мгновенное переключение зрительного контроля на партнёра.
Производим передачу шайбы партнёру броском или ударом по шайбе, провожая её взглядом, устремлённым на крюк партнёра. Освоена остановка и передача шайбы низом по льду, переходим к передаче верхом над крюком клюшки соперника. Освоены движения на месте, переходим к освоению остановок и передач в движении под зрительным контролем, вернее, при необходимости его систематического переключения с шайбы на партнёра. Уже здесь закладывается правильный или неправильный динамический стереотип движений и взаимодействий с партнёром. О передачах надо знать следующее:
Необходимость и своевременность передачи, направленность, скорость и высота перемещения шайбы зависит от логики развития игровой ситуации. По направленности передачи бывают: продольные, диагональные и поперечные. Диагональные и продольные передачи являются развивающими и атакующими, а поперечная передача применяется при позиционных розыгрышах или тактических удержаниях шайбы. Передача не должна сдерживать скорость и направление движения партнёра и адресоваться точно в крюк клюшки. Для того, чтобы шайба после передачи не кувыркалась по льду или в воздухе, ей необходимо придать вращательное движение. Шайба проводится от пятки клюшки до крюка и уходит с него резким поворотом крюка в направлении партнёра.
Игрок, владеющий шайбой, является ДИРИЖЁРОМ АТАКИ и от его передачи зависит успешное или неуспешное развитие и разрешение игровой ситуации.
Ведение шайбы осуществляется произвольно удобным для игрока способом, но зависящим от игровой ситуации. В свободной от соперников зоне можно осуществлять ведение лёгким подталкиванием шайбы вперёд поочерёдно внутренней и внешней стороной крюка клюшки, или удержанием шайбы одной из сторон клюшки на виражах и перебежках, поворотах и разворотах. Хват клюшки при свободном ведении осуществляется одной (ведущей) рукой; при обводке и в единоборствах – двумя рукам
Обводка игроков.
Обводка игрока и игроков применяется лишь в случаях невозможности продвижения к воротам соперника с помощью ведения шайбы или передач. Обводка ради обводки также засоряет хоккей, как и ненужная передача, т.к. ведёт к возможным (50% на 50%) потерям шайбы и снижению эффективности атакующих действий команды. Обводка соперника должна выполнять свою основную функцию – создания численного преимущества на каком-либо участке поля с последующей его реализацией. Основной задачей, владеющего шайбой игрока, является, при помощи обманных движений, лишить обороняющегося игрока двух опорного положения на коньках. К обманным движениям относятся:
имитация движения, ложный замах на удар или передачу, смена темпа и ритма движений, ПАУЗА. Например: имитация намерения обыгрывания в какую-либо сторону и, следующая за ним пауза, необходимая для смещения защитника в сторону предполагаемого движения нападающего с последующим подпуском шайбы под клюшку защитника и, на противоходе, уход в противоположную сторону. Чем правдоподобнее и естественнее обманные движения, т.е. их имитация, и до конца выдержана пауза, тем эффективнее обводка. Зрительный контроль при обыгрывании должен быть не на шайбе, а на движениях защитника.
Имитация одного, двух или трёх обманных движений (т.н. раскачка), с последующими паузами, является основным тактико-техническим элементом обводки. Подобным приёмом в совершенстве владел Валерий Харламов, который в 1972 году в первом матче со сборной командой профессионалов Канады, развёл поочерёдно двух сильнейших защитников от середины поля в сторону бортов, а сам уверенно прошёл по центру и забил гол!
Тактически разумнее обыгрывать соперника от борта в середину поля. Этот манёвр приближает атакующего к воротам соперника, но в этом варианте возможность потери шайбы выше, нежели при обыгрывании в сторону борта. При обыгрывании игрока достаточно каким-либо плечом выйти за спину защитника, сохраняя при этом шайбу, а дальше обороняющийся сам будет вынужден толкать нападающего к воротам, либо нарушать правила игры
Обводка вратаря.
Обыгрывание вратаря осуществляется, как правило, в тех случаях когда вратарь не находится в площади ворот. Вариантов обводки вратарей великое множество, но основными являются длинная обводка с паузой и короткая. Основная тактическая идея обводки состоит в том, чтобы при помощи обманных движений лишить вратаря двух опорного положения на коньках, т.е. лишить его манёвренности. После двигательного реагирования вратаря на одно, два или более обманных движений, производится движение с шайбой в противоположную сторону и шайба или заводится или забрасывается в незащищённое пространство ворот. В обводке вратарей равных Хельмуту
Балдересу - воспитаннику Рижского «Динамо», встречать не приходилось, т.к. этот нападающий команды ЦСКА и сборной СССР умел реализовывать все выходы один на один с любым вратарём! И это притом, что Хельмут имел некоторые дефекты зрения, играя с линзами в глазах! Секрет очень прост – контролируется не шайба, а действия и перемещения вратаря, поверил или не поверил в обманное движение нападающего. И здесь, как и в обводке полевого игрока, очень важно владеть искусством паузы. Вот чему необходимо учиться, а не бессмысленной беготне и толкотне.
КОРОТКАЯ ОБВОДКА.
Нападающий на скорости начинает обводку вратаря в правую или левую сторону ворот. Как только вратарь начал смещаться в сторону движения нападающего и разъединил коньки, лёгким кистевым броском над крюком клюшки вратаря или между коньком и клюшкой, послать шайбу в образовавшееся пустое пространство между коньками в т.н. «домик»
ДЛИННАЯ ОБВОДКА.
Нападающий начинает обводку в какую-либо сторону. Вратарь начал смещаться в сторону движения шайбы, Притормаживая, нападающий делает паузу, необходимую для того, чтобы вратарь полностью завершил смещение к штанге и, как правило, улёгся на лёд, закрывая двумя щитками нижний угол ворот. Резким кистевым броском под верхнюю штангу шайба посылается в свободное пространство ворот. Зрительный контроль на действиях вратаря. Пауза ровна времени укладывания вратаря на лёд и не более т.к. в противном случае вратарь снова окажется в основной стойке и будет готов к защите ворот.
Вариант обводки, применяемый В.М. Бобровым.
Производя длинную обводку, Всеволод Михайлович, вместо длинной паузы, объезжал вокруг ворот и заводил шайбу в дальний от вратаря пустой угол ворот.
Вариант обводки, применяемый Александром Мальцевым.
Производя длинную обводку по схеме В.М. Боброва, А. Мальцев, двигаясь за воротами, примерно на середине делал торможение и, возвращая клюшку к ближней штанге, заводил шайбу в свободный угол ворот.
Вариант обводки, применяемый Максимом Сушинским.
Вратари, зная варианты обводки В.М. Боброва и А.Мальцева, имели навыки противодействий этим приёмам. Максим, выполняя приём В.М. Боброва, выезжал из-за ворот не к ближней или дальней штанге, а на центр перед воротами и забивал шайбу между коньков удивлённому вратарю.
Удары и броски по воротам.
Удары и броски по воротам являются наиболее важным тактико-техническим действием игрока т.к. они завершают атакующие усилия всей команды. Эффекта от технического, т.е. «слепого», выполнения броска или удара, как мы знаем, мало. Необходимо добавить к технике элементы тактического мастерства и бросок или удар станет зрячим, т.е. направленным в незащищённое место ворот.
Это первое и самое важное требование к броскам и ударам. Второе и третье требование точность и сила. Точность броска зависит от координированных действий рук и направленности зрительного контроля «глаз игрока» в место ворот, куда необходимо послать шайбу. Полная аналогия с прицеливанием в стрельбе. Мало того, ещё очень важно проследить взглядом полёт шайбы до момента её попадания в цель! Сила броска или удара зависит от количества повторений бросков в целенаправленном и осмысленном режиме.
Отбор шайбы.
Отбор шайбы у соперника можно производить либо выбиванием или отбором шайбы с клюшки; либо отсечением соперника от неё с помощью силового приёма. Во всех случаях необходим точный расчёт момента атаки и выбора варианта отбора. Атаковать соперника тактически правильнее с виража, чтобы в случае неудачи в единоборстве не быть отыгранным, т.е. остаться вне зоны игровой ситуации.
Позиционная игра.
Позиционная игра хоккеистов, не владеющих шайбой, в зоне защиты заключается в контролировании участка поля согласно создавшейся игровой ситуации и подходящих для неё классических схем расположения игроков. В средней зоне и зоне нападения позиционная игра заключается в необходимости:
- Обязательного встречного движения к адресованной вам шайбе
- Маневренного катания с постоянным зрительным контролем шайбы и игроков
- Открываться для получения шайбы на возможно большем игровом пространстве
А также должны осуществлять:
- Отвлекающие манёвры.
- Закрывание видимости вратарю.
- Выкатывание на рикошет или на изменение направления движения шайбы, посланной партнёром в сторону ворот.
- Устремлённость на добивание шайбы после отскока от вратаря.
- Блокирование или заслон игрока соперника.
Действия вратаря.
В контексте данной работы можно дать несколько советов человеку решившему встать в ворота. Игровое мастерство будет обязательно повышаться по мере устранения допускаемых ошибок на тренировках и, особенно, в играх, а советы по тактическим действиям ускорят освоение игры:
- Необходимо предугадывать способ завершения атаки соперника: ударом, броском, обводкой или замыканием штанги.
- Всегда выкатываться на дальний бросок или удар соперника, сокращая этим угол попадания в створ ворот.
- В любых ситуациях, угрожающих взятию ворот, действовать первым номером, вынуждая соперника реагировать на твои действия, а не наоборот.
- Руководить защитниками по опеке соперников.
Действия защитника в ситуациях 1-2 и 1-3
Подобные ситуации возникают, как правило, в зоне защиты, но иногда происходят и в средней зоне в результате скоростной атаки соперника. В любой ситуации защитник обязан перемещаться к своим воротам спиной вперёд, чтобы находиться лицом к нападающим и контролировать их действия. Непосредственно в зоне защиты необходимо соблюдать следующие правила:
- Не закрывать обзор вратарю
- Угадать направление главного удара. Атаку, как правило, завершают игроки, не владеющие шайбой.
- Владеющий шайбой игрок перепоручается вратарю.
- Играть первым номером. В критической ситуации необходима имитация атаки игрока, владеющего шайбой, с целью инициирования передачи и последующей попытки её перехвата или блокирования игрока завершающего атак
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРУППОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ.
Для того чтобы осуществлять взаимодействия игроков, необходимо знать по каким законам и пространственным (геометрическим) схемам оно может и должно осуществляться. Для этой цели пришлось объединить материал по данной тематике под названиями комбинаторика и геометрия хоккея, которые рассматривают законы и схемы взаимодействий, их вариативность в зависимости от количества игроков, участвующих во взаимодействиях. Функциональная группа образуется в зависимости от необходимости решения каких-либо конкретных игровых задач. Это и есть принцип целесообразности групповых взаимодействий.
ОСНОВЫ КОМБИНАТОРИКИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ комбинаторики является временной промежуток реакции, т.н. запаздывание, обороняющихся игроков на действия атакующих. Использовать данное преимущество во времени, игроки атакующей команды, могут лишь в том случае, когда их действия производятся по заранее наигранным на тренировках схемам, причём, в одно, максимум два, касания.
ОСНОВНОЙ ЗАДАЧЕЙ комбинирования или взаимодействия игроков
является создание численного преимущества в завершающей фазе атаки с помощью передач или обводки и его реализации.
ЗАКОНЫ КОМБИНАТОРИКИ:
1. Команда, владеющая шайбой, с помощью ведения и передач в функциональной группе осуществляет продвижение к воротам соперника. Обводка, как правило, применяется в случае невозможности дальнейшего развития атаки с помощью передач или для создания численного преимущества в позиционной атаке.
2. Игроки, не владеющие шайбой, осуществляют открывания на свободное место для её получения и продолжения атаки. В зоне нападения освобождение от опеки производить встречным движением к шайбе, чтобы лишить защитников возможности игры на опережение.
3. Хоккеист, владеющий шайбой, обязан сделать передачу партнёру, находящемуся в более выгодной позиции для продолжения атаки или её завершения. Нельзя делать передачу игроку, не готовому к приёму шайбы.
4. Завершающая стадия атаки должна проходить, как правило, в одно касание для того, чтобы лишить обороняющихся времени для принятия адекватных мер противодействия.
5. Импровизация допустима только в пределах ранее разученных (не менее двух) схем взаимодействий (комбинаций), в противном случае она будет носить хаотичный характер.
Чтобы избежать подобного хаотичного движения на уровне периферического зрения, необходима кропотливая учебно-тренировочная работа по освоению и совершенствованию осмысленных взаимодействий.
ГЕОМЕТРИЯ ХОККЕЯ.
Для удобства в освоении законов комбинаторики и пространственных схем взаимодействий на хоккейном поле, в котором игроки являются вершинами подвижных и видоизменяющихся геометрических фигур, а хоккейная площадка является ограниченным геометрическим пространством - возникает необходимость ввести термин «Геометрия хоккея». Этот раздел хоккея обосновывает целесообразное пространственное расположение хоккеистов, входящих в игровую функциональную группу и схемы по которым эффективнее действовать в тех или иных ситуациях.
Мы видим, что два игрока не обладают полем взаимодействий и поэтому имеют всего лишь один неповторяющийся вариант - передача между собой.
Три хоккеиста, функционируя, образуют форму треугольника и имеют семь неповторяющихся вариантов взаимодействий.
Четверо игроков образуют форму четырёхугольника и обладают 28 вариантами.
Пятеро – пятиугольник и 56 неповторяющихся вариантов взаимодействий.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что в основе взаимодействий команды во время игры лежит подвижный, видоизменяющийся по форме функциональный треугольник (трое игроков), имеющий семь неповторяющихся вариантов взаимодействий, которых достаточно, при умелом исполнении, чтобы переиграть любого соперника. Два игрока, открывающихся одновременно для получения паса – основа успешного комбинирования.
Заметим, что у двух взаимодействующих игроков возможности выбора нет, но это не исключает эффективные передачи между собой при ситуации 2-0 и 2-1, а также при тактическом удержании шайбы.
Таким образом, устанавливаем, что основой комбинирования во время игры является функциональный треугольник, состоящий из трёх хоккеистов.
Четвёртый и пятый игрок, подключающийся к комбинации, увеличивает количество вариантов взаимодействий, но также увеличивает возможность потери шайбы. Естественно, что чем выше тактико-техническое мастерство игроков, тем большее количество игроков участвуют в разыгрывании комбинаций и тем сложнее сопернику разгадывать их.
(Классические схемы расположений игроков в различных зонах поля при игре в различных численных сочетаниях смотри ниже в разделе ПРИЛОЖЕНИЯ).
ГРУППОВЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с шайбой.
«2-0; 2-1; 2-2; 3-0; 3-1; 3-2;»
У команды, владеющей шайбой, в различных зонах поля в зависимости от игровой ситуации возникает необходимость во взаимодействиях двух, трёх и более игроков.
Для выхода из зоны защиты и развития атаки в середине поля существует множество вариантов, в частности Н.Г.Пучковым для его команды СКА г. Ленинград, их было придумано двенадцать (Смотри приложения).
Для нас наиболее важными являются взаимодействия в зоне завершения атаки или в зоне реализации. Итак: В результате атакующих действий команды в завершающей фазе атаки возникают различные сочетания атакующих и обороняющихся. Внутри них и между ними происходят взаимодействия, т.е. функционирование. Для удобства в изучении и освоении законов взаимодействий внутри таких групп их принято выделять в отдельный раздел и называть групповыми. А.В.Тарасов ввёл термин звеньевые взаимодействия, подразумевая под звеном трёх хоккеистов, а под группой – двух игроков.
ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ 2-0
Здесь и далее первая цифра обозначает количество атакующих игроков, а вторая – количество обороняющихся игроков. Ноль обозначает, что защитников нет кроме вратаря. Памятуя о том, что хоккей не любит лишних движений, хоккеист, владеющий шайбой, движется на вратаря с намерениями забить гол. Свободный игрок открывается для получения передачи на дальнюю штангу ворот и тем самым отвлекает внимание вратаря. У игрока, владеющего шайбой, три варианта действий:
- непосредственная атака ворот броском, ударом или обводкой
- передача партнёру после ложного замаха на бросок или удар
- после передачи партнёру занять позицию для получения обратной передачи или для добивания шайбы после отскока от вратаря.
(нельзя выключаться из игры до конца игрового эпизода, а также всегда помнить, что вратарь попытается сыграть на опережение).
СИТУАЦИЯ 2-1
Задача атакующих игроков осложняется появлением у вратаря помощника в лице защитника. Здесь продолжается игра в кошки-мышки, т.е. кто кого перехитрит.
Владеющий шайбой игрок также атакует вратаря. Если защитник не вступает в борьбу за отбор шайбы – продолжаем атаку вратаря, если атакует игрока, владеющего шайбой, попытаться сделать передачу партнёру, направив шайбу между коньком и клюшкой защитника, т.е. произвести тактический размен с защитником, выключив его из активной обороны.
Тактический размен есть основа разыгрывания численного преимущества до логического завершения атаки броском, обводкой или замыканием штанги.
СИТУАЦИЯ 2-2
Здесь, как и везде, при позиционной атаке, т.е. в равно численных составах, необходимо обыгрывание одного из защитников для создания численного преимущества с последующей реализацией по законам комбинаторики.
СИТУАЦИЯ 3-0 и 3-1
То же самое, что и в 2-0 и 2-1. Здесь можно и нужно проявить способность хорошего взаимодействия. Желательно в одно касание.
СИТУАЦИЯ 3-2 или классика хоккея.
Вход в зону с шайбой. Ближайший, к владеющему шайбой, игрок, выкатывается ему за спину для получения шайбы. После оставления шайбы нападающий устремляется к ближайшей штанге ворот и разворачивается лицом к владеющему шайбой игроку для её обратного получения. Второй партнёр устремляется к другой штанге ворот и также разворачивается лицом к шайбе для её получения. Эти два манёвра ставят защитников перед выбором: либо опекать нападающих, расположившихся около боковых штанг ворот, либо кому-то атаковать владеющего шайбой. Владеющий шайбой игрок движется к воротам, вынуждая защитников к активным действиям. Защитник начал атаковать, владеющего шайбой игрока, тогда нападающий, после паузы, производит тактический размен передачей шайбы под клюшку защитнику. После этой передачи возле ворот возникает ситуация 2-1, а как её разыграть смотри выше. В данной игровой ситуации необходимы два тактических размена, т.е. по одному на каждого защитника, но это классика, которая не исключает более быстрого решения. Чтобы найти оптимальный вариант нужно хорошо знать и уметь выполнять классику, читать ситуацию, т.е. видеть перемещения соперников и, заметив ошибку в их действиях, умело воспользоваться ею. Владеющий шайбой игрок помимо передачи может произвести:
- прямой бросок в незащищённое место ворот, остальные на добивание
- бросок или удар на рикошет или на изменение направления движения шайбы
- обводка одного или двух защитников
Нападающий, находящийся около боковой штанги, после получения шайбы имеет возможность:
- забить гол обводкой, прямым броском, постановкой клюшки на рикошет или на изменение направления движения шайбы
- переадресовать шайбу игроку, находящемуся в более выгодной позиции для взятия ворот. Семь неповторяющихся вариантов взаимодействий возможны у трёх нападающих, составляющих игровой функциональный треугольник.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БЕЗ ШАЙБЫ (2-2 и 2-3)
СИТУАЦИЯ 2-2
Действия обороняющегося игрока в ситуациях 1-2 и 1-3 мы рассмотрели в разделе индивидуальные действия хоккеистов. Теперь необходимо рассмотреть взаимодействия обороняющихся игроков.
От координированных действий обороняющихся во многом зависит исход противоборства. Маневрируя и откатываясь к своим воротам, защитники выбирают наиболее подходящий момент для атаки владеющего шайбой соперника. Ближайший к шайбе защитник устремляется в единоборство с целью овладения шайбой или её выбиванием с клюшки нападающего или отсечением нападающего от неё с последующим подбором шайбы партнёром. Второй защитник должен одновременно контролировать свободного нападающего, а также следить за развитием единоборства. В случае отсечения нападающего от шайбы произвести её подбор, а в случае обводки партнёра по защите нападающим соперника приступить к действиям (1-2), описанным выше.
СИТУАЦИЯ 2-3
На предыдущей странице мы рассматривали взаимодействия трёх нападающих против двух защитников, и каким образом их можно переиграть. Теперь нам требуется организовать игру защитников таким образом, чтобы нейтрализовать усилия нападающих. В ситуациях 0-1, 1-2, 1-3 мы выяснили, что лучшим способом обороны является имитация атаки на нападающего, владеющего шайбой. Защитник, производя имитацию атаки, вынуждает игрока, владеющего шайбой, делать или передачу или обводку. Мы помним, что вероятность потери шайбы во время обводки выше, чем при передаче и логичнее предположить, что нападающий выберет передачу. От правильного расположения второго защитника будет зависеть вероятность перехвата шайбы. Синхронное И здесь мы убеждаемся в том, что возможность выигрывания игровой ситуации зависит от правильного расчёта действий соперника и принятия, целесообразных мер противодействия, зависящих, в первую очередь, от степени развития игрового мышления.
Чтобы выиграть или переиграть надо, прежде всего, перехитрить соперника.
Опережающее игровое мышление проявляется в имитации активных оборонительных действий, вынуждающих соперника действовать по вашему сценарию.
Заканчивая главу групповых взаимодействий и вспоминая индивидуальные действия хоккеистов, убеждаешься в том, что разделение игры команды на функциональные группы продиктовано целесообразностью игровой ситуации, т.к. взаимодействия возникают по мере необходимости продвижения игрока, владеющего шайбой, к воротам соперника. Если, владеющему шайбой, игроку достаточно одного партнёра для взятия ворот соперника – то второй будет лишним и т.д. и т.п.
Командные тактико-технические ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
(3-3; 4-4; 5-5; 4-3; 5-3; 6-3; 6-4; 6-5; 3-4; 3-5; 3-6; 4-6; 4-5).
Успех командной тактики зависит не только от правильных действий и взаимодействий игроков, направленных на преодоление сопротивления соперника, но и от того насколько соперник позволяет осуществлять задуманное. Современный хоккей характеризуется выравниванием физико-технических возможностей команд. В таких условиях ведущую роль в обеспечение успеха команде, играет уровень индивидуального тактического мастерства игроков и качество, наигранных на тренировках, схем взаимодействий. И, что особенно важно, способность игроков, звеньев и команды в целом перестраиваться не только по ходу матча, но и в течении одной игровой смены. Командные взаимодействия возникают из индивидуальных действий. К игроку, владеющему шайбой, по мере необходимости присоединяются один, два и более игрока, которые образуют временные функциональные группы для решения конкретных игровых ситуаций.
Основой взаимодействий, как мы определили выше, является взаимодействие трёх игроков, образующих игровой функциональный треугольник, который имеет игровое пространственное поле и семь неповторяющихся вариантов взаимодействий в нём. Успех взаимодействий зависит от строгого выполнения законов комбинаторики, т.е. законов взаимодействий.
Функционально командную игру можно сравнить с работой амортизатора или пружины, которая сжимается под натиском соперника и разжимается в контратаке или пытается дожать противника позиционным розыгрышем шайбы.
Философия командной игры в том, чтобы больше забить и меньше пропустить.
Философия тренировки это освоение или репетиции фрагментов игры, а также исправлением ошибок в индивидуальных действиях, звеньевых и командных взаимодействиях допущенных в предыдущих играх.
Изучение и освоение тактико-технических фрагментов игры производится на тренировке, а совершенствование возможно только в двухсторонних играх. Итак:
Команда, владеющая шайбой, имеет три варианта действий:
- скоростная контратака
- позиционная атака
- тактическое удержание шайбы
Команда, не владеющая шайбой, имеет также три варианта действий:
- активный отбор (силовое давление и персональная опека)
- пассивный отбор (игра от обороны и позиционная игра)
- ситуационный отбор (вступление в борьбу за шайбу по игровой ситуации)
Игра в равночисленных составах
Игра 3-3
Редко встречающаяся игровая ситуация, возникающая в результате ожесточённого противостояния команд и естественных удалений игроков с поля за нарушения правил игры. В такие моменты на поле должны находиться игроки, владеющие высоким индивидуальным тактико-техническим мастерством. Команде, владеющей шайбой, необходимо создать условия для контратаки и реализовать её, а обороняющейся команде не увлекаться единоборствами на чужой половине поля.
Классическая расстановка треугольник. Два защитника сзади, один нападающий спереди.
Игра 4-4
В таких составах играют овертаймы. Как и в игре 3-3 здесь требуются скоростные и техничные игроки, умеющие за счёт высокого тактического мастерства создать численное превосходство и реализовать его. Классическая расстановка четырёхугольник. Два игрока сзади и два спереди. Двое нападающих имеют всего один вариант взаимодействий между собой – это передача или игра в стенку, что не исключает их эффективности. Но для полноценного взаимодействия нужен третий игрок, т.е. необходимо подключение одного из защитников, что чревато оголением тылов и опасностью контратаки соперника.
В Игре 3-3 и в игре 4-4 нет полноценного взаимодействия игроков и соответственно ограничены комбинационные возможности команд, что вынуждает воспринимать такие игровые сочетания как временную передышку перед основными сражениями в игре 5-5.
Игра 5-5
56 неповторяющихся вариантов взаимодействий у команды, владеющей шайбой.
Можно закружить и запутать любого даже самого сильного соперника. Но хоккей очень рационален и для достижения результата требуется минимальное количество игроков и минимальные усилия. Если возможен индивидуальный проход к воротам соперника и его успешная реализация, то лишними будут передачи и другие действия, если это не игра на публику. Взаимодействия должны быть продиктованы логикой развития игровой ситуации, как наступательной, так и оборонительной.
Например. Овладел шайбой защитник. Его первое действие поднять глаза и оценить игровую обстановку. Если открыт для получения шайбы кто-либо из нападающих и готов к её приёму – нужна передача. Если нападающие не успели освободиться от опеки соперника, то возможна передача партнёру по обороне, если и он не готов к приёму шайбы, то необходимо тактическое удержание шайбы или выброс её из зоны или, в крайнем случае, прижатие шайбы к борту. Только не отбрасывать шайбу не глядя, т.к. это равносильно передачи шайбы сопернику. Теряет шайбу один, а отбирают все! Именно отсюда начинаются ошибки в организации командных взаимодействий. Открылся кто-либо из партнёров, желательно на скорости, следует удобная передача, другие нападающие, также на скорости, открываются на возможно большем пространстве поля для получения шайбы, вот и пошла организованная атака или целесообразное взаимодействие.
В игре 5-5 побеждает тот кто:
- имеет более высокое индивидуальное тактико-техническое мастерство
- строго соблюдает законы комбинаторики
- имеет в арсенале большее количество наигранных комбинаций
- умеет экономить собственные силы, изматывая соперника тактически
- имеет более высокую функциональную подготовленность, приобретённую в процессе тренировок и игр на льду, а также, в отсутствии льда, в игре на роликах или игр в баскетбол, ручной мяч, футбол и т.д. и т.п.
В случаях снижения игровых и функциональных кондиций по каким-либо причинам
(болезнь или временное отсутствие в хоккее) возможны дополнительные занятия по восстановлению физической работоспособности или приведению функциональных систем организма к состоянию, обеспечивающему дальнейшее освоение и совершенствование игры.
Игра в меньшинстве
Игра 3-4
Играя в меньшинстве команды, как правило, находятся без шайбы, что не исключает её овладением с помощью отбора или перехвата. Такой удивительной способностью отличался игрок московского Спартака В. Старшинов, умевший за счёт ложных манёвров и имитаций перехватывать передачи между защитниками и убегать один на один с вратарём.
Классическое расположение треугольник вершиной в середину поля. Здесь важным моментом является способность не поддаваться на попытки соперника растащить и ослабить жёсткость треугольника, в котором каждый игрок обороняет только свой участок поля, ограниченный окружностью диаметром полтора-два метра. Обороняющиеся игроки осуществляют маневренное катание в пределах своих зон и контролируют действия атакующих. Активное противоборство сопернику осуществляется только в случае проникновения соперника в охраняемую зону.
Игра 3-5
Такая игровая ситуация встречается чаще, чем игра 3-4. В такой игре должны обороняться наиболее мужественные и хладнокровные игроки. Расположение и схема действий точно такая же, как и в игре 3-4. Здесь нужна предельная концентрация зрительных и периферических анализаторов игроков подвижного, в пределах своих зон, функционального треугольника. Овладев шайбой нужно выбросить её из зоны подальше от своих ворот, чтобы спокойно перевести дух, а можно и подержать шайбу, если позволяют силы и соперник, как бы проверить соперника на прочность или пощекотать нервы зрителям.
Игра 4-5
Одна из самых распространённых ситуаций при игре в меньшинстве. Бывают игры, когда такое сочетание занимает больше времени, чем игра в равночисленных составах. Здесь легче действовать игрокам, т.к. дополнительным помощником становится принцип каретки. Принцип каретки показывает возможность и необходимость подстраховки и взаимной выручки друг друга путём одновременного перемещения всех игроков по часовой или против часовой стрелки в случае игровой необходимости. Кто-то из обороняющихся игроков проиграл позицию или единоборство, и игрок соперника реально угрожает взятием ворот. Ближайший, к месту событий, игрок обороны покидает своё место и вступает в единоборство с соперником, а остальные игроки его команды перемещаются по кругу, заполняя, образовавшиеся на мгновенье, пустоты.
Тактическое оборонительное расположение – квадрат. Два игрока сзади и два – спереди. Возможность поймать соперника на ошибке в передачах или обводке выше, чем в предыдущих игровых ситуациях 3-5 и 3-4, т.к. пятёрка атакующих игроков, расположившихся для разыгрывания численного преимущества, находится в почти статическом положении.
Игра 3-6; 4-6; 5-6.
Такие игровые сочетания возникают, как правило, на последней минуте матча, когда одной из команд необходимо забить гол, чтобы уйти от поражения или вырвать победу. Производится замена вратаря на шестого полевого игрока. Принципиально схемы расположения обороняющихся игроков остаются такими же. Трое защитников образуют треугольник; четверо – квадрат, а пятеро – классический конверт или четырёхугольник с пятым игроком внутри по центру квадрата. Чтобы хорошо обороняться, надо знать возможные варианты действий атакующих игроков. Два нападающих соперника обязаны располагаться около боковых штанг ворот и отвечать за завершение атаки замыканием штанги, добиванием, отскочившей от вратаря, шайбы, постановкой клюшки на рикошет или изменение направления движения шайбы. Два других нападающих, расположенных в зоне дальнего пятака помимо игры на рикошет и изменения направления полёта шайбы, посланной защитниками, могут и должны осуществлять прямую атаку ворот, а также закрывать обзор и видимость шайбы вратарю. В создавшихся условиях обороняющимся игрокам необходимо делать попытки разрушить схему тактического размена. Для чего, в удобных ситуациях, делать имитацию атаки, владеющих шайбой, игроков. Такими обманными действиями можно временно заставить соперника играть по вашему сценарию, а при хорошем исполнении игры на опережение можно и овладеть шайбой, а не только стелиться под неё.
Имитация защитником атаки игрока, владеющего шайбой, а также игра на опережение – основа действий команды, играющей в меньшинстве.
Здесь уместно вспомнить, что один обороняющийся игрок способен, при умелом маневрировании, нейтрализовать двух нападающих простым перехватом шайбы, применяя имитацию и игру на опережение. При синхронном взаимодействии три защитника могут противостоять даже шестерым игрокам соперника. Четверым игрокам ещё легче вести оборону своих ворот, а у пятерых обороняющимся вовсе не должно быть проблем. Конечно, это относится к квалифицированным командам, но для этого и существуют тренировки, чтобы все эти хоккейные премудрости освоить, а в играх закрепить.
Игра в большинстве.
Игра 5-3
При таком подавляющем численном преимуществе в два игрока и даже притом, что трое обороняющихся не будут поддаваться ни на какие уловки по разрушению жёсткости треугольника, есть два верных варианта успешного завершения атаки.
Во-первых, это тактический размен одного, а лучше двух обороняющихся игроков.
Во-вторых, это постоянные, целенаправленные прямые броски, броски и удары на рикошет или на изменение направления движения шайбы с последующим добиванием после отскока шайбы от вратаря. Никакого растягивания защитников, никаких других лишних действий. Или тактический размен, а если он не пошёл по каким-либо причинам, то зрячие, целенаправленные удары и броски. Конечно, мы забыли про импровизацию, но это уже из области высшей математики.
Игра 5-4
В такой игровой ситуации возможны точно такие же действия, что и в игре 5-3.
Единственным условием успешного завершения атакующих действий быстрота их выполнения в режиме одного касания. Одно или два тактических размена и скоростное завершение возникших ситуаций 4-3 или 3-2. Численное преимущество необходимо разыгрывать быстро пока обороняющиеся игроки не успели принять адекватные меры противодействий, т.е. вернуться в классическое построение защитных рядов. Нельзя терять темп атаки. И здесь возможен вариант импровизации с применением пауз и ложных замахов на удар или бросок.
Игра 4-3
Игра 4-3, по сути, ничем не отличается от игры 5-4, т.к. и здесь и там численное преимущество в одного игрока. Но в этой ситуации больше игрового пространства и поэтому предпочтительнее выглядит вариант тактических разменов. Целесообразны также броски и удары: и прямые, и на рикошет, и на изменение направления движения шайбы с последующими добиваниями, отскочившей от вратаря, шайбы.
Игра 6-3, 6-4, 6-5.
Когда рассматривались варианты действий игроков в численном меньшинстве против шестерых соперников, были подробно рассмотрены действия атакующей команды (см. стр.28). При игре 6-3 и 6-4 целесообразнее пробовать в начале вариант тактического размена, а затем уже удары и броски. При игре 6-5 бесспорным выглядит вариант ударов и бросков с рикошетами, закрыванием видимости вратарю и т.д. и т.п.
Таким образом, выявлены основные варианты действий команды, имеющей численное преимущество:
- выведение защитника на прямой удар или бросок по воротам с последующим добиванием в случае необходимости
- целенаправленный удар защитника на рикошет или на изменение направления движения или полёта шайбы
- тактический размен, т.е. временное выведение защитника из активной обороны игроком, владеющим шайбой.
- импровизация
Во всех случаях применяются заслоны видимости вратарю, тактические заслоны игроков соперника для облегчения действий игроку, владеющему шайбой.
Для удобства в освоении все тактические схемы действий команд в большинстве и в меньшинстве рассмотрены в зоне реализации или завершения атаки.
(продолжение следует)