Организация

Система и личность.

 

"Ничто так не вредит воображению, как определить ему цель и подчинить его системе"

                                                                                                                                    А.Барант

 

1.Система

Наше стремление создать «стройную систему подготовки резервов», так называемую «пирамиду» футбольной подготовки игроков, привело к тому, что мы потеряли сам футбол, саму ИГРУ, ее суть, одинаково и единственно ценную для всех искренне любящих футбол. Почему футбол так привлекателен для миллионов людей во всем мире? Ответ прост: он доставляет удовольствие. В нашем футболе, и в детском, и в профессиональном удовольствия нет, а ведь раньше оно было, было и на пыльных пустырях и на огромных 100-тысячных стадионах, куда приходили не потому, что некуда было пойти, а потому, что и игроки и зрители получали удовольствие.

Постепенно мы ушли от главного в этой великой и чрезвычайно доступной игре. Мы переключились на создание системы, удобной для управления и контроля, в которой главным является не футбол и его игроки, не «удовольствие», которое футбол только и должен «производить», а совершенно иное: очки, которые можно подсчитать и сделать критерием контроля; стройная система соревнований (республиканских, областных, городских и т.д.); многочисленные ДЮСШ и СДЮШОР, ЦОПы и интернаты, великолепные футбольные дворцы, комплексы и базы, количество которых можно подсчитать и, при увеличении числа которых, отрапортовать об очередном успехе в «деле развития футбола». Беда в том, что, увлекшись всеми этими грандиозными проектами и системами, мы забыли о цели, с которой принимались за дело. Ведь мы хотели одного - получить еще больше удовольствия от футбола! Чтобы его получили больше и дети, и взрослые игроки, и зрители. А чего мы добились? Главное, ради чего мы затевали все это - удовольствие от игры - исчезло из нашего футбола. Зато есть самая большая и самая организованная в мире система подготовки резервов. Но ведь правда в том, что она не дает ожидаемого результата - она мертва. Сможем ли мы вдохнуть в нее жизнь? Наверное, сделать это будет не легче, чем вдохнуть жизнь в экономику нашей страны, но пока у нас еще есть «природные ресурсы», я имею в виду наших мальчишек, пока они еще не иссякли, у нас есть и шансы на успех. Вопрос только в том, сможем ли мы использовать эти шансы? Насколько быстро мы разберемся в своих ошибках, делать которые, на мой взгляд, начали 40-50 лет назад и упорно не хотим их признавать.

Легче, конечно, кивать на независящие от нас причины - мол, время изменилось, социальные условия стали ни то лучше, ни то хуже, телевизоры и компьютеры отобрали у футбола одаренных мальчишек и т.п. Можно ссылаться на случайные неудачи и «заговор мирового футбола против России», развлекать любителей футбола обсуждением шансов претендентов на победу в финальной части Лиги чемпионов, где нас нет, или заниматься обсуждением хода розыгрышей Чемпионатов Италии, Испании, Англии, Германии, строить «воздушные замки» по поводу отборочных игр в Кубке Мира и Чемпионате Европы. Но ведь от всех этих околофутбольных разговоров и статистических подсчетов скудных очков не изменится наш отечественный футбол.

Почему-то ни компьютеры, ни телевизоры, ни наркотики, ни падение нравов молодежи не мешает росту хороших футболистов в других странах - бедных и богатых, с различными природными условиями и различными «системами подготовки резервов»? Скорее всего «Его Величеству Футболу» не страшна никакая конкуренция - удовольствие от настоящего футбола сильнее любого наркотика - но это должен быть «настоящий футбол», футбол основной целью которого является радость от игры, а не результат на табло. «Его Величество Футбол» начинается именно с этого, этим живет и к этому стремится. А результат - это всего лишь внешняя форма этой радости. Играя в футбол, все стремятся к результату, потому, что без него футбол теряет остроту цели. Но если в футболе теряется удовольствие от игры, то он теряет смысл, ибо эта игра может существовать либо как удовольствие, либо как зрелище, а для «зрелища» умение игроков получать удовольствие от игры необходимо как воздух.

2. Личность.

Убежден, что истоки падения уровня нашего футбола надо искать в организации работы с детьми. Именно там мы убиваем природу футбола - удовольствие от игры. Именно оттуда в наш профессиональный футбол приходят не игроки, а ремесленники, которые не играют на футбольном поле, а «работают». И если смотреть правде в глаза, то нужно признать, это именно мы, все те, кто имеет отношение к «системе подготовки резервов», своими недальновидными действиями грубо вмешались в продиктованную эволюцией логику формирования футбольной личности, исковеркали ее и направили в ложную сторону. И именно мы невольные виновники того глубочайшего кризиса. который поразил наш футбол.

На мой взгляд, дело обстоит так. Потенциальные возможности будущего футболиста распределяются приблизительно следующим образом: около 80% потенциала заложено в его внутренней, генной, природной основе, а 20% - может быть им приобретено извне.

Внутренний потенциал. Его невозможно «вскрыть» извне. Его может открыть только сам игрок, а ключ, открывающий его, находится внутри игрока и проявляется в чувственной форме: «нравится» - «не нравится». Если срабатывает «нравится», то потенциал открывается и начинает работать - принимать информацию, наслаждаться ею, осваивать происходящее, запоминать, накапливать, улучшать и т.д., в общем, развивать в своем внутреннем мире то, что оказалось близким и доставляющим удовольствие именно этому игроку. Понятно, что перспектива и КПД такой работы будут очень высокими. Если срабатывает - «не нравится», то внутренний, генный мир игрока не откроется и КПД, а значит и перспектива достижения совершенства в этом деле, будут очень низкими. В состоянии «свободы выбора» игрок этим просто не будет заниматься, а в условиях «учебно-тренировочного процесса», где он вынужден делать то, что говорит тренер, результат будет минимальным и ущербным, без фантазии и воображения, а значит невариативным и безличным.

Внешний потенциал. Это то, что игрок способен получить в процессе обучения. Здесь «золотым ключиком» является наличие «осознанной необходимости» освоения того или иного футбольного приема или, другими словами, навыка. Формирование у игрока «осознанной необходимости» освоения какого-нибудь элемента игры может идти по-разному, но если она не сформирована, то КПД будет очень низким, а потенциал так и останется «перспективой». В то же время, если формирование «осознанной необходимости» не подкреплено внутренней, генной частью потенциала, а основано на требовании, т.е. осуществляется «из-под палки», процесс освоения будет некачественным и медленным.

Логично было бы попытаться использовать 80-ти процентный внутренний потенциал игрока, создавая условия для полного проявления внутренних генных возможностей ребенка, скрупулезно отобранных и переданных ему по наследству предыдущими поколениями. Природа именно так и действует - дает вначале развиться внутреннему потенциалу, а затем дополняет его приобретением чужого опыта. Причем такая последовательность дает возможность перерабатывать чужой опыт в своем собственном понимании, в своем собственном механизме саморазвития, который формируется в процессе познания внутреннего потенциала. Мы же решили, что можем управлять футбольной природой игрока, сразу переключившись на освоение внешней части его потенциала и тем самым «заморозив» внутреннюю - большую его часть, недоступную извне. Нас вводит в заблуждение существенное ускорение процесса приобретения элементарных футбольных умений. Мальчишки быстро становятся похожими на маленьких профессионалов. Они быстро обучаются, но чему? и какой ценой? Насильно раскручивая наружный 20-типроцентный потенциал, мы, по-существу, лишили своих мальчишек перспективы в угоду сиюминутной выгоде - быстрому обучению элементарному механическому футболу, приносящему видимость результата. Радуясь тому, что 10-12-тилетние мальчишки быстро научились попадать по мячу, соблюдать игровую дисциплину, симулировать травмы и добывать всеми правдами и неправдами очки, теша тем самым наше взрослое самолюбие, мы все время живем в ожидании реализации «перспективы»- вот, когда они вырастут - они всем покажут, ведь они уже сейчас играют как взрослые! Но все происходит с точностью до «наоборот». Чем взрослее становятся наши «футбольные вундеркинды», тем меньше надежд они подают, а их перспектива, так и остается нереализованной. С этой нереализованной перспективой они приходят в сборную России и там мы продолжаем ждать от них ее реализации, но безуспешно. В конце концов, мы оставляем свои надежды, переключаемся на очередную группу «перспективных» молодых игроков и опять тщетно ждем реализации их перспективы. Понимаем ли мы, что при таком подходе к формированию личности футболиста (да и не только футболиста) мы никогда этого не дождемся? Ведь результат в детском футболе на самом деле не имеет смысла, он будет необходим только в серьезном взрослом футболе, а без реализации основной части внутреннего потенциала, которая возможна только в детском возрасте, во взрослом «зрелищном» футболе, в футболе по-настоящему профессиональном, делать нечего. Поэтому, все наши «звезды», начиная с Саленко и заканчивая Сычовым, так и остаются «молодыми перспективными игроками», в лучшем случае способными играть во вторых дивизионах ведущих европейских футбольных держав.

При таком подходе к формированию личности, наши игроки сразу же попадают в заведомо проигрышное положение. Какой-нибудь африканский или американский мальчишка, предоставленный на несколько лет «сам себе» и имеющий возможность просто гонять мяч во дворе, раскручивает потихоньку свой 80-ти процентный потенциал. Самостоятельно учится добывать такие сладкие крупицы удовольствия, оставив на будущее знакомство с «тренерским опытом» и «учебно-тренировочным процессом», хорошими полями, красочными турнирами и призами. Он учится главному и единственному, чему можно научиться в его положении - он учится получать удовольствие от игры, изо-всех сил напрягая свой огромный 80-типроцентный внутренний потенциал, ибо черпать ему больше неоткуда. У него нет пяти тысяч детских тренеров, которые с 7-летнего возраста уже приставлены к русским мальчишкам, его не ждут турниры и чемпионаты с призами и освещением в печати, раздачей скороспелых авансов в виде признания «лучшим игроком» и званий «перспективный». Он просто получает удовольствие от игры. И привыкает к этому так, что никто впоследствии не может его от этого отучить. Мало того, что он получает эту основу, залог его футбольного будущего, он еще раскручивает вместе с «удовольствием» свой, доступный только ему, внутренний потенциал. И, более того, он отодвигает на несколько лет свое знакомство с тренером, чтобы подойти к этому в более зрелом возрасте, с возможностью другой мотивации, другим уровнем осознания и, что очень важно, со своим, личным, взглядом на игру .

3. Тренер

Те, кто начинал еще в 50-х годах формировать систему воспитания юных футболистов, так же как и те, кто делал революцию в 1917-ом, конечно же, не предполагали, что задуманное ими превратится в элементарный «насос» по выкачиванию денег из госбюджета под прикрытием идеи построения «светлого будущего».

Почему мы все свои дела и помыслы связали с организацией и материальными условиями, а вот главное - ЧЕЛОВЕКА, ИГРОКА, его дух, его внутреннее футбольное мироощущение - отбросили, превратив в «материал» для подготовки футболистов? Наверное, потому, что именно под решение этих «материальных» задач легче всего было вынимать и, что самое главное, распределять бюджетные средства. Под «увеличение удовольствия от игры», которое измерить и проконтролировать невозможно, денег не получишь.

Ни в одной стране мира не вложено столько средств в детский футбол, сколько вложили мы, начиная с

50 - х годов. И до сих пор продолжаем вкладывать, вернее, продолжаем вынимать из бюджета. За это время создано огромное количество футбольных ДЮСШ, СДЮШОР, отделений в спортинтернатах, ЦОПов, построено громадное количество футбольных полей и спортзалов, выпущены из вузов тысячи дипломированных детских тренеров, организовано огромное количество Чемпионатов, первенств и просто турниров (есть даже «Детская профессиональная лига»).

И во всем этом огромном хозяйстве ключевая роль якобы отведена тренеру и вина за все происходящее, естественно, лежит на нем. На самом же деле тренер в нашем футболе, как в детском, так и в большом, не более чем пешка в умелых руках людей стоящих у «бюджетного ручейка» и распределяющих «ничейные» деньги, отпущенные на футбол. Нас кормят крохами от этого «бюджетного пирога», но выставляют главными действующими лицами, когда необходимо обосновать увеличение цифры в бюджетной строке или наоборот, когда необходимо найти «козла отпущения». Ну, а мы, тренеры? А мы упиваемся своим мнимым величием и из кожи вон лезем, чтобы доказать, что один из нас более значим, чем другой, надуваемся для придания веса своему «авторитету», играем роль «хозяев положения» и «больших специалистов», а на самом деле мало кому из нас действительно удается сделать то, что хотелось бы. Хотя многие, особенно те из нас, кто помоложе, вполне искренне верят в то, что делают правильное дело. Изредка мы останавливаемся, оглядываемся. Максималисты понимают, что в очередной раз ничего из задуманного не получилось, те, кто готов довольствоваться малым - надуваются от гордости за очередные успехи в чемпионате или первенстве, подготовленного для команды мастеров игрока или похвалу руководства, может даже отмеченную медалью. Но ведь все это происходит в рамках отечественного футбола, футбола весьма заурядного и, к сожалению, имеющего тенденцию к ухудшению. И команды «мастеров» у нас весьма условные, а, следовательно, и игроки в них таковы, что гордиться их подготовкой все равно, что гордиться тем, что ты больше муравья, когда рядом находятся слоны. При таких огромных материальных и, что не менее важно, духовных затратах, связанных с энтузиазмом тренеров и игроков, ожиданиями болельщиков и просто граждан нашей страны, которые тоже хотят, чтобы Россия не была окраиной футбольного мира, наш КПД уверенно приближается к абсолютному нулю.

На протяжении последних 20-30 лет наша «футбольная система подготовки резервов» по своему объему приобрела масштабы, сравнимые разве что с европейскими, если не с мировыми. Пять тысяч дипломированных детских тренеров, более тысячи детских спортивных школ, культивирующих футбол, солидная материальная база, какой нет ни в одной стране мира. Наберется ли такое количество детских футбольных дипломированных специалистов во всей Европе или даже во всем мире? Вряд ли. И что же? Каковы результаты? О результатах работы этой системы - не просто стыдно говорить, но и подумать неудобно. Раздув до грандиозных размеров свое вмешательство в процесс формирования личности футболиста, мы оказались у разбитого корыта, ничего кроме самой системы не получив. Сегодня мы пожинаем плоды своего « самого заорганизованного футбола в мире», построенного на самоуверенном и высокомерном мнении о нашем превосходстве над природой. Нам срочно необходимо избавляться от ложного величия организационного и материального факторов в футболе и понять, что выше ИГРОКА нет в футболе никого, а ценность футбола - во внутреннем мире этого игрока. Все остальное - вторично. Лучшие специалисты европейского футбола давно поняли это. Они давно стремятся «проникнуть в голову игрока», как говорил директор молодежной Академии футбольного клуба

«Ливерпуль» Стив Хэйвэй. А южноамериканцы, по-моему, об этом никогда и не забывали. Что нужно, чтобы и мы это поняли?

Отдадим ли мы когда-нибудь обратно нашим талантливым мальчишкам приоритет в выборе направления развития своих природных способностей, который отобрали у них, приставив к ним с 6-7 -летнего возраста так называемых «детских тренеров», а на самом деле - взрослых людей, решающих свои взрослые жизненные задачи? Сможем ли мы признать, что, форсируя результат и теша свое взрослое тренерское самолюбие сиюминутными успехами и победами в придуманных нами, взрослыми, детских «гладиаторских» чемпионатах и турнирах, мы ломаем и коверкаем личности маленьких русских «пеле» и «дементьевых», превращая их в лучшем случае в «перспективных молодых игроков», так никогда и не раскрывающих свою эфемерную перспективу? Поймем ли когда-нибудь, что путь, который мы избрали из благих побуждений - научить мальчишек играть в классный футбол - порочен в своем направлении, ибо выбор направления нельзя диктовать извне - его должен найти для себя лично каждый маленький «игрок»? Нашей же задачей должна быть констатация этого «личного» направления, а не указание - куда идти. И только после этого - оказание помощи в быстром продвижении по выбранному им направлению. Только тогда мы будем получать для нашего футбола «штучный товар» - футбольные индивидуальности, классных футболистов, непохожих друг на друга. Одним словом ЛИЧНОСТИ. И только тогда прекратится наше неуклонное сползание на задворки футбольной цивилизации.

4. Методика.

Еще об одном. Наверное, нетрудно заметить, что уже лет двадцать мы не пишем и не обсуждаем вопросов совершенствования методики работы с футболистами различного уровня и возраста. Думаю, это происходит потому, что обсуждать нечего. Создав «Систему», мы заложили в нее и методическое направление, которое ею же и диктуется. В рамках этой «Системы» методические отклонения невозможны - она своими условиями убивает все, что не вписывается в ее структуру.

Предположим, вы захотите проверить идею, высказанную выше, т.е. дать возможность мальчишкам в возрасте 6 -13 лет в «свободном футбольном полете» найти свое, личное направление в понимании игры в футбол, одновременно раскручивая внутренний механизм самосовершенствования и самообучения, жизненно необходимый игроку на протяжении всей его футбольной карьеры.

Для этого необходима футбольная среда, где мог бы осуществляться этот «свободный полет» и время (5-6 лет), в которое его не будут «беспокоить». «Система» не даст вам ни того, ни другого. Необходимую среду, а это обычный массовый, дворовый футбол, с его доступностью, абсолютной демократичностью, наглядностью и привлекательностью, наша пресловутая «Система» «убила» и продолжает «добивать» тем, что выдернула и забрала к себе ее основу - дворовых игроков-лидеров, которые были и катализатором и организатором массового дворового футбола. И времени «Система» вам тоже не даст, потому, что рядом с вами всегда найдется либо клуб, либо спортивная школа, которая тут же втянет талантливых мальчишек в свою орбиту, они еще и понятия о футболе не будут иметь, как, либо их родители, либо предприимчивый детский тренер, либо слух о выдаваемой футбольной форме заманят их свои ряды. Ну, а там ни о каком «свободном полете» и речи быть не может - останется только ждать указаний тренера, основной задачей которого является отнюдь не выявление направления развития футбольной гениальности Вани или Пети, а максимально быстрое создание команды, способной набирать очки в соревнованиях.

Поэтому нам и нечего обсуждать с точки зрения методики тренировки или обучения. Мы работаем на конвейере. Штампуем так, как позволяет «Система», и из ее «любящих» объятий никому не вырваться: ни тренерам, ни игрокам, ни родителям. Жесткость и единообразие «Системы», с ее всеобъемлющими соревнованиями, задающими общее для всех тренеров направление достижения цели (занятое место), закрывает перспективу совершенствования и изменения средств, методов и, самое главное, направления развития детского, а с ним и всего нашего футбола. Мы давно не просто топчемся на месте, благодаря нашим мнимым достижениям в «системе подготовки резервов», а стремительно, благодаря ей, деградируем.

И зря мы ждем, как «манны небесной», появления «наверху» «Бесковых», «Лобановских», «Севидовых», «Масловых», «Качалиных»,»Елисеевых»,»Аркадьевых»...(удивительно - сколько их было и все разные, как и их команды). Эта «Система» задала нашему футболу такое направление, в котором такие Тренеры появиться не могут, ибо «штампованные» игроки порождают и «штампованных» тренеров - всех на одно лицо. И это не их вина, а наша общая беда.

5.Легионеры.

Появление в нашем футболе большого количества посредственных по своему уровню «легионеров» - ни что иное, как появление «нештампованных» игроков, которых мы не выпускаем из своих многочисленных «системных» школ. Естественный их дефицит на нашем футбольном рынке сегодня начал активно заполняться - рынок есть рынок. И этот поток, хлынувший на наши футбольные поля, есть следствие нашей несостоятельности и профнепригодности, как бы громко мы ни кричали о самой передовой «системе подготовки резервов». И самый посредственный «легионер», имевший в детстве несколько лет «свободного полета» всегда будет интереснее наших лучших «штампованных» игроков. А если с ними будет работать тренер, умеющий использовать приобретенные во время «свободного полета» навыки футбольного воображения и раскрученный при этом механизм самосовершенствования, то эти «посредственности», реализуя свою «посредственную перспективу», будут превращаться в «звезд» российского футбола, а наши «молодые перспективные звезды», как оставались, таки и дальше будут оставаться «перспективными». Потому, что отсутствие игрового воображения и оставшийся в зародышевом состоянии заржавевший внутренний «механизм самосовершенствования» закроют им дорогу к реализации их природной перспективы, как до них закрыли уже многим нашим «колывановым», «кирьяковым», «саленко», «радимовым», «радченко», "пановым"...(список тех, кто у нас ходил в «перспективных звездах» можно продолжать долго, но, к сожалению, безрезультатно). И это закономерно.

И.Сливка
тренер ФК «Победа», Санкт-Петербург

[все статьи]

* Оставить комментарий:

Имя: