Программа развития дворового футбола в Красносельском районе Санкт-Петербурга
Паспорт проекта
Наименование проекта – «Возрождение массового дворового футбола в Красносельском районе Санкт-Петербурга».
Основные разработчики проекта – Сливка Игорь Евгеньевич, тренер по футболу.
Основные организации исполнители проекта – ГУ «Центр физической культуры, спорта и здоровья», Муниципальные образования Красносельского района, ДЮСШ Красносельского района, подростковые клубы Красносельского района.
Основание для разработки проекта – Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 04.12.2007г. №329-ф3.
- Стратегия государственной молодежной политики в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Утверждена распоряжением правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 18.12.2006г. №1760-р.
- Решение Государственного Совета РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 30.01.2002г. "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян".
- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ на 2006-2015годы» Утверждена постановлением Правительства РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 11.01.2006г. №7.
- закон «О физической культуре и спорте в Санкт-Петербурге» от 22.04.2002 №177-14.
- Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2007-2009годы.
-Национальный инвестиционный проект «Подарим детям стадион».
- Программа Губернатора Санкт-Петербурга «Мой первый школьный стадион».
- Целевая программа Санкт-Петербурга «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи в Санкт-Петербурге на период с 2006 по 2008г". Закон Санкт-Петербурга №147-20 от 23.03.2007.
- Закон Санкт-Петербурга №40-8 от 16.02.2006г. «Об основных направлениях молодежной политики Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы».
Период реализации -
Цели проекта
1. Возрождение самодеятельного массового спортивного движения по месту жительства, способного составить конкуренцию негативным общественным явлениям – пьянству, наркомании, хулиганству, пустому времяпровождению.
2. Формирование среды обитания, способствующей восстановлению правильной последовательности в развитии личности футболиста в детском и подростковом возрасте.
3. Развитие массового дворового футбола, как базы для повышения уровня футбола и спорта вообще.
Источники финансирования - районный бюджет, муниципальный бюджет, привлеченные внебюджетные средства спонсоров.
Ожидаемые результаты.
1. Организация среды и условий для более качественного формирования личности.
2. Оживление и оздоровление дворовой среды посредством интенсификации позитивных процессов общения и частичного заполнения существующего вакуума в жизнедеятельности двора.
3. Физическое оздоровление населения района.
4. Создание реальных условий для профессиональной ориентации подростков и молодежи в спортивной деятельности.
5. Снижение уровня алкогольной, наркотической зависимости и преступности в молодежной среде жителей Красносельского района.
6. Повышение уровня активности и самодеятельности населения в вопросах благоустройства и оздоровления микроклимата дворовых территорий.
7. Систематизация управления развитием спорта в районе.
8. Обеспечение доступности всех слоев населения к игре в футбол.
9. Повышение качества и количества простейших спортивных сооружений массового использования.
ВВЕДЕНИЕ
Программа направлена на решение основной задачи, являющейся фундаментальной в вопросе оздоровления дворовой среды и вовлечения детей, подростков и молодежи в здоровую досуговую деятельность. Эту задачу можно сформулировать так – «Поддержка и развитие массового дворового футбола с целью усиления его влияния на оздоровление среды дворовых территорий».
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ
Острая необходимость возрождения дворового футбола сегодня диктуется следующими обстоятельствами:
1. Неуклонное падение интереса к активным двигательным досуговым развлечениям в детской и молодежной среде.
2. Рост преступности, наркомании, хулиганства в молодежной среде и непосредственно в дворовых микрорайонах, что во многом связано с отсутствием серьезного противовеса негативным явлениям улицы.
3. Неспособность существующих механизмов оздоровления молодежной среды решить поставленную перед ними задачу гармоничного развития личности. Детские и подростковые учреждения, действующие под лозунгом: «Оградим детей от влияния улицы!» не могут справиться с этой задачей, что оказывает существенное негативное влияние, как на состояние детей и молодежи оставшихся во дворах, так и на формирование личности той части детей и молодежи, которая «уведена» с улицы.
4. Падение уровня спорта высших достижений. Как сказал в1986г. главный тренер национальной Федерации футбола Голландии Ринус Михелс: «Уличный футбол исчез, а с ним в голландском футболе исчезли личности». Деградация отечественного футбола (с 1места в Европе в 60-е годы до 20-го места в настоящее время) и отсутствие в российском футболе игроков европейского уровня, так же во многом связаны с исчезновением дворового футбола, являвшегося важнейшим звеном в процессе формирования личности и индивидуального мастерства футболиста.
(Подробный анализ возможностей дворового футбола вы найдете в прилагаемых к Программе статьях «Бутафория вместо удовольствия», еженедельник «Футбол» №№ 16-18 за 2000г., «Развивать дальше» или просто развивать?» еж. «Футбол» №5, 2003г.).
В настоящее время развитие футбола в России и Санкт-Петербурге осуществляется на базе детских государственных организаций – ДЮСШ, СДЮШОР и т.п., а также профессиональных, полупрофессиональных и любительских взрослых команд. Спортивные школы взяли на себя и задачу массового охвата детей в занятиях футболом, начиная с 7-8-летнего возраста, и подготовку футболистов для профессиональных команд. Очевидно, что с обеими задачами они не справляются. Существующего количества ДЮСШ по футболу явно недостаточно, чтобы охватить без потерь всех желающих играть в футбол. И причина не только в ограниченном количестве футбольных спортивных школ и клубов (их в Санкт-Петербурге -32), но и в содержании их работы. Работа спортивных школ фактически имеет одну цель – успешное выступление в соревнованиях различного ранга. А это ведет к стремлению максимально быстрого отбора наиболее физически одаренных детей и созданию из них футбольных команд для участия в соревнованиях, начиная с 8-9-летнего возраста. В среднем ежегодно в ДЮСШ Санкт-Петербурга поступают около 1,5 тысяч 7-8- летних мальчишек, но уже через 1-2 года, в связи с необходимостью создания боеспособных команд, из них в лучшем случае остается половина. Остальные уходят из футбола, получив первый негативный урок в виде признания «неперспективными». Чаще всего этот первый урок становится и последним, ибо футбола за пределами ДЮСШ у нас, по существу, нет.
Явный перекос в сторону «организованного» или «внешнего» воздействия на ребенка, начиная с 7-ми летнего возраста, привел к нарушению последовательности в процессе формирования личности ребенка. Естественный процесс формирования его личности начинается с самостоятельного познания и, что чрезвычайно важно, формирования и запуска личного механизма самопознания и самосовершенствования. В процессе знакомства с футболом в ДЮСШ мы не даем ребенку времени на самостоятельное его познание и, тем самым, лишаем возможности формирования личного механизма самосовершенствования. Он попадает под мощное влияние взрослых воспитателей, не успев узнать, что такое футбол. Он познает его, не пропуская через свой генетически накопленный опыт, опыт, принадлежащий и доступный только лично ему, а получает информацию, переработанную тренером. Поэтому, личное понимание футбола остается для ребенка нераскрытым и непознанным. А чужой опыт, навязанный извне, чаще всего отторгается. Отторгается не сразу, ведь для 7-летнего ребенка «дядя тренер» – несомненный авторитет. Но со временем внутреннее личностное содержание берет свое и начинает отторгать то, что не отвечает личным потребностям «натуры» конкретного ребенка. В итоге, мы получаем "полуфабрикат", а не цельную, яркую, индивидуальность, которую хотели бы получить. А именно такие яркие индивидуальности, проще сказать «звезды», рождались в нашем дворовом футболе 40-50-х годов.
Заключая ребенка в рамки «организованного» воспитания, мы заставляем его брать то, что дают учителя, тренеры, воспитатели, брать «насильно», часто против воли ребенка, а потому воспитательный эффект от такого обучения очень мал. К тому же немалая часть детей, особенно подростков, вообще не терпит над собой диктата и слабо поддается традиционным формам воспитательного воздействия. Именно эти дети и являются основной дворовой массой. Их очень сложно вовлечь в секции и клубы, они почти не поддаются управлению. И только «на улице», в естественной среде, где нет диктата взрослых, возможно осторожное и ненавязчивое влияние на таких детей. Через дворовый футбол это возможно.
Дворовый футбол, несущий несомненный положительный заряд, создает атмосферу истинных ценностей и способен составить конкуренцию негативному удовольствию от наркотиков, алкоголя и курения. Но, необходимо отдавать себе отчет в том, что уровень нынешнего дворового футбола настолько низок, что ему не под силу достойно противостоять негативным явлениям улицы. Ему необходима поддержка и помощь. Но помощь и поддержка дворового футбола должны быть очень осторожными. Это чрезвычайно тонкий процесс, требующий глубокого понимания уличных отношений и знания уличной среды. Любое вмешательство посторонних, чуждых ей элементов вызовет, скорее всего, реакцию настороженности и отторжения. Здесь не может быть спешки и неукоснительных запланированных мероприятий. Здесь необходима гибкость, постоянный творческий поиск и вариативность методов и способов действия по месту событий.
Дворовая среда дает ребенку возможность свободно выбирать для себя нужное действие или занятие, созвучное внутренним потребностям ребенка, а потому всегда осознанно необходимое для него. Принятие самостоятельного решения, пропущенного через свое сознание, всегда усваивается как необходимый опыт и существенно влияет на формирование личности ребенка. Это основное отличие и преимущество дворовой среды от организованного воспитательного процесса. И наша задача, чтобы в этом опыте было больше положительного, чем отрицательного.
Существенное влияние на падение интереса к футболу оказал отрыв детского футбола от взрослого. Раньше все внимание дворовых мальчишек было направлено на старших игроков, игравших за взрослые команды в официальных соревнованиях и часто принимавших участие в дворовых футбольных играх. Они тянулись к хорошим игрокам, учились у них, старались им подражать. Невнимание к развитию взрослого массового футбола и, как следствие, отсутствие достаточного количества взрослых футболистов, живущих в твоем дворе, являющихся ненавязчивым, но очень мощным примером для подражания (и даже выбора жизненной цели), существенно влияет на дворовую футбольную среду, а значит и на общедворовую атмосферу. Теперь детский футбол полностью изолировался от взрослого и у мальчишек, разбитых на возрастные группы, свои соревнования, не пересекающиеся даже с соседними (старшими или младшими на год) возрастами. Исчезла очень важная возможность взаимного влияния старших и младших, объединенных общим интересом, интересом к футбольной игре. Необходимо использовать это влияние. Для этого нужно реанимировать среду, в которой тесно переплетались бы интересы всех возрастов. В том числе всячески способствовать развитию взрослого футбола всех уровней, от дворового, до профессионального. Ведь лучшего естественного примера, чем пример увлеченности старших братьев, отцов и товарищей (а именно этим и является взрослый футбол) вряд ли можно придумать. Естественной средой для этого является дворовая территория, а катализатором может быть общий интерес к футболу. Причем, во взаимообогащающем интересе к футболу, на дворовой территории переплетаются все возрастные категории и все уровни футбольного мастерства. Необходимо найти только способы и приемы их соприкосновения и взаимного влияния друг на друга. К сожалению, существующие организационные структуры мало способствуют объединению жителей дворовых территорий, скорее наоборот.
Поставленная задача создания естественной разновозрастной среды, способной ненавязчиво, негласно и очень осторожно позитивно влиять на формирование личности ребенка, даст возможность растить ярких, нестандартных, увлеченных, самостоятельных и инициативных детей со своим внутренним механизмом саморазвития и самосовершенствования.
Возрождение дворового футбола, как массового развлечения для всех возрастных групп населения может решить и задачу вовлечения детей 6-10 летнего возраста в регулярные занятия физкультурой и спортом. Решить ее в гораздо большем объеме и более качественно, чем это происходит сейчас силами детских спортивных школ.
И, в то же время, возрождение дворового футбола сегодня невозможно, если в этом процессе не будут участвовать учащиеся спортивных школ, их выпускники и взрослые футболисты. Все они должны стать той осью, вокруг которой вращается дворовый футбол. Потому, что именно вокруг хороших игроков-лидеров и концентрируются остальные, пока еще неопытные и мало что умеющие игроки. Если нам удастся соединить дворовый футбол с футболом спортивных школ и взрослых футбольных команд, то мы сможем вдохнуть в него жизнь, а это обязательно позитивно скажется на состоянии всего нашего футбола вообще и каждого двора в частности.
В этой связи очень важным звеном в развитии дворового футбола является наличие серьезных взрослых любительских и полупрофессиональных команд, а также команд ветеранов, базирующихся и выступающих в соревнованиях в непосредственной близости от дворовых территорий. Игроки этих команд играют очень важную роль в вовлечении детей, подростков и молодежи в футбольную игру, показывая привлекательные стороны игры, возможности получения от нее удовольствия, вызывая у детей и подростков желание научиться играть так же хорошо, как это умеют делать старшие. Огромна роль опытных игроков в становлении перспективных юных футболистов – они показывают путь, по которому молодой игрок может двигаться повышая свое мастерство. Наличие взрослых команд, выступающих в районных, городских и республиканских соревнованиях, игроки которых живут и играют рядом с тобой, дает реальную возможность попробовать свои силы на более высоком уровне, создает традиции и среду, объединяющую дворовые территории позитивными стремлениями и здоровой спортивной конкуренцией.
Дворовая среда в прошлом выполняла достойную роль, отведенную ей в воспитании молодежи вообще и ярких футболистов в частности. Возрождение дворового футбола повлияет на оздоровление дворовой среды, построенной на принципах самодеятельности, инициативности, удовольствия от общения и совместной деятельности. А это необходимо не только футболу, но и всему нашему обществу. Дворовый футбол – это реальная сила, способная противостоять наркомании, преступности и бесцельному времяпровождению в детской и молодежной среде.
Концептуальный подход к процессу формирования личности ребенка через дворовую среду и, в частности, через дворовый футбол можно сформулировать так: «Личность ребенка должна формироваться «изнутри», согласно ее внутренним потребностям и заложенному природой генному опыту предыдущих поколений. Внешняя среда вначале должна помогать раскрытию личностных качеств и лишь после этого очень осторожно «подталкивать» к развитию их позитивных сторон. Дворовый футбол – это
инструмент, с помощью которого мы можем создать среду, способствующую проявлению и самостоятельному развитию природных личностных качеств, одновременно дающую возможность их позитивной корректировки».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Целью «Программы» является массовое вовлечение детей, подростков и молодежи в самодеятельную досуговую деятельность, а также оздоровление дворовой среды в Красносельском районе Санкт-Петербурга посредством поддержки и развития дворового футбола.
Задачи «Программы»:
1. Основной задачей программы является достижение поставленной цели на основе получения удовольствия от игры в футбол.
2. Четкое соблюдение принципиальных особенностей самодеятельного дворового футбола: культ удовольствия от самого процесса игры, разновозрастность и непостоянство составов команд, отсутствие регулярных соревнований и турниров, доступность для каждого, комфортность, связанная с отсутствием психологической соревновательной нагрузки, осознанная необходимость участия в игре, самообучаемость и личностное восприятие футбола.
3. Создание минимальных условий для игры в футбол во дворах на существующей спортивной базе, а также постепенное ее улучшение.
4. Возрождение Чемпионатов Красносельского района по футболу среди мужских команд и команд ветеранов.
5. Создание условий для возникновения в районе полупрофессиональной и профессиональной футбольной команды для участия в Первенстве России.
6. Объединение всех заинтересованных организаций и лиц, способных оказать позитивное влияние на процесс достижения цели «Программы».
Целесообразно привлечь к участию в «Программе» (организационному и финансовому):
- Депутатов ЗакСа С-Петербурга от Красносельского района
- Администрацию Красносельского района.
- Муниципальные образования Красносельского района
- Районный отдел народного образования
- ДЮСШ Красносельского района
- Подростковый центр «Лигово»
- Общеобразовательные школы района
- Райотдел МВД
- Наркологическую службу района
- Райвоенкомат
- Райздравотдел
- Промышленные предприятия района
- Районные и городские СМИ
- Районное отделение садово-паркового хозяйства СПб
- ГУ «Центр физической культуры, спорта и здоровья» Красносельского района
Практический Механизм реализации программы.
- Создание на базе ГУ ЦФКСиЗ Красносельского района подразделения по практическому осуществлению «Программы» с соответствующим штатом.
- На первом этапе необходимо выделение 14 ставок «педагогов-организаторов по работе с населением» (в штате ГУ ЦФКСиЗ) для работы в МО (2 ставки на 1 МО) по развитию дворового футбола. В основном в качестве «педагогов-организаторов» должны быть игроки различного уровня, обладающие организаторскими способностями и проживающие на территории МО. Территория района делится на 14 участков по числу педагогов-организаторов.
- Поиск педагогами-организаторами игроков-лидеров (волонтеров) из числа проживающих на этих участках и направление их на существующие дворовые площадки, пригодные для игры в футбол, с целью организации дворового футбола. С учетом того, что волонтеры живут в этих дворах и сами являются игроками, реализация данной задачи реальна и привлекательна. В обязанности самих педагогов-организаторов также входит участие в играх наряду с волонтерами. Такой подход создает не только реальные предпосылки осуществления идеи, но и делает ее привлекательной в силу повышения качества игры, ведь оба участника (волонтер и педагог-организатор) обладают хорошим для такого уровня игровым потенциалом, с ними интересно играть, у них есть чему поучиться.
- Обеспечение волонтеров мячами и накидками с логотипом (гербом города, района, МО и т.п.) сделает игру более привлекательной, дополнительно стимулирует игроков, что увеличивает на первом этапе мотивацию и эмоциональную привлекательность дворового футбола.
- В дальнейшем предпринимаются меры по улучшению качества игры на спортивных площадках в следующих направлениях:
- качественное улучшение состава игроков (привлечение игроков-участников чемпионата СПБ из ФК «Дружба», ПЦ «Лигово», Красносельской ДЮСШ проживающих рядом с площадкой, игроков мужской и ветеранской команд ФК «Победа», ФК «Запад», бывших футболистов).
- привлечение для проведения «мастер-класса», участия в матчевых встречах «двор-на-двор», показательных выступлениях и т.п. игроков мужской команды ФК «Победа», ФК «Запад», игроков команд мастеров ФК «Зенит», «Динамо».
- содействие налаживанию и развитию связей с командами и игроками соседних площадок.
- содействие проведению внутридворовых турниров и матчевых встреч дом-на-дом, парадная-на-парадную, семья-на-семью, улица-на –улицу и т.п.
- содействие в организации футбольных внутридворовых праздников.
- на существующих площадках: ремонт-установка ворот для футбола, улучшение покрытия, ремонт ограждения площадок, ремонт-установка освещения и т.п.
- Создание сайта «Поддержки и развития массового дворового футбола в Красносельском районе» необходимого для расширения и оперативной доставки информации волонтерам, игрокам и всем интересующимся дворовым футболом. Кроме того, интернет-информация может нести познавательную и воспитательную направленность.
- Создание новых простейших площадок для игры в футбол: по мере увеличения желающих играть в футбол изготовить и оснастить футбольными воротами различных размеров площадки, пригодные для игры в футбол на внутридворовых территориях района (с помощью МО, ГУ ЦФКСиЗ, спонсоров).
- Обеспечение участия молодежной и ветеранской команд ФК «Победа» и "Автомобилист" в Чемпионате и Кубке С-Петербурга.
9. Организация и проведение Первенства Красносельского района по футболу среди взрослых команд и команд ветеранов.
Источники финансирования.
Мероприятия по реализации данного проекта предполагают финансирование из бюджетных средств района, муниципальных образований района и привлеченных внебюджетных средств спонсоров.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
1.Участие в регулярных играх дворового футбола от 3 до 5 тысяч жителей Красносельского района.
2. Оживление и оздоровление дворовой среды посредством интенсификации позитивных процессов общения и частичного заполнения существующего вакуума в жизнедеятельности двора.
3. Физическое оздоровление населения района.
4. Создание реальных условий для профессиональной ориентации подростков и молодежи в сфере спортивной деятельности.
5. Снижение уровня алкогольной, наркотической зависимости и преступности в молодежной среде жителей Красносельского района.
6. Повышение уровня активности и самодеятельности населения в вопросах благоустройства и оздоровления микроклимата дворовых территорий.
7. Частичное восстановление футбольной дворовой среды, способствующей возврату к естественному состоянию последовательности процессов развития личности ребенка.
8. Создание предпосылок к повышению уровня футбола в районе и появления игроков-лидеров с потенциалом футболистов высокого класса.
9.Получение практических сведений для анализа причин кризиса российского футбола и выхода из него.
Приложение:
1. Примерная годовая смета расходов.
2. Примерный перечень обязанностей штатных должностей «Программы».
Разработано 20.04.2008г. Сливка И.Е.
Сливка Игорь Евгеньевич,
Контактные телефоны: 89213136525, тел\факс 5134204
e-mail: slivka51@mail.ru
сайт: www.slivka.spb.ru
Приложение 4.
Примерный перечень обязанностей педагога-организатора по работе с населением.
1. Поиск и привлечение волонтеров (игроков-лидеров) для организации игры в футбол на закрепленной территории.
2. Оказание организационной помощи волонтерам в решении поставленной перед ними задачи (личное участие в дворовых играх, наглядная агитация, разъяснение перспективы участия в различных дворовых соревнованиях в рамках двора и муниципального образования)
3. Оказание помощи спортивным инвентарем волонтерам в их деятельности.
4. Всемерная поддержка самодеятельных инициатив занимающихся и волонтеров, направленных на развитие дворового футбола и дворового спорта вообще.
5. Наблюдение и определение потенциальных лидеров-организаторов с целью привлечения их к волонтерской деятельности.
6. Скаутская деятельность по выявлению перспективных игроков и спортсменов с последующими рекомендациями для занятий на более высокой ступени спортивной деятельности.
7. Определение у занимающихся склонности к судейству соревнований.
8. Периодическое личное участие в играх (не менее 1-го раза в неделю).
9. Организация одноразовых мероприятий (матчевые встречи, однодневные турниры, праздники, «мастер-классы», показательные выступления).
10. Привлечение к дворовой игре игроков команд мастеров, любительских команд различного уровня, игроков ветеранов, проживающих на закрепленной дворовой территории.
11. Оказание помощи в создании на базе МО «Клубов любителей футбола» и т.п.
12. Информационная поддержка дворовых команд (интернет – сайт ГУ ЦФКСиЗ, ДЮСШ, периодическая печать района и т.п.).
13. Помощь в участии команд в Первенстве МО среди дворовых команд.
14. Организация участия сборной команды МО в Первенстве Красносельского района среди МО.
15. Организация и согласование действий с МО по улучшению качества существующих спортивных площадок, ремонту инвентаря и оборудования, оборудованию новых площадок.
16. Ежедневное ведение журнала проделанной работы.
Примерный перечень обязанностей старшего методиста.
1. Контроль за работой всех педагогов-организаторов (посещение мероприятий, ведение журнала контроля).
2. Материальное обеспечение спортивным инвентарем.
3. Сбор данных о работе педагогов-организаторов (еженедельные отчеты о проделанной работе, планы работы на месяц, предложения и т.д.)
4. Методическое обеспечение работы педагогов-организаторов (учеба, подготовка рекомендаций, указаний)
5. Практическая помощь педагогам-организаторам по организации взаимодействия с МО.
6. Еженедельный отчет о состоянии дел на территориях МО (количество и характеристика состава групп, проблемы).
Обязанности руководителя проекта.
1. Организационное руководство проектом (кадровое, финансовое)
2. Методический контроль за работой исполнителей.
3. Перспективное планирование мероприятий в рамках решения задач проекта.
4. Анализ результатов и корректировка направления работы.
5. Взаимодействие с заинтересованными в реализации проекта организациями и лицами (Администрация района, МО, РУВД, РОНО и т.д.)
6. Периодическая отчетность о ходе проекта и результатах работы.
7. Участие в мероприятиях по реализации Программы, пропаганда мероприятий Программы.