Что делать? с российским футболом.
Лебедев В.В.,тренер СДЮШОР "Зенит", Санкт-Петербург
"Весь процесс воспитания ребенка направлен на то, чтобы сделать его рабом"
Ошо.
Думаю, никто сейчас не будет отрицать того факта, что наш футбол намного уступает западному. И наше отставание от лучших европейских образцов не только не сокращается, но и продолжает увеличиваться. Особенно это заметно на уровне детско-юношеского футбола, еврокубков, игр сборной.
В чем же причина?
1. В уровне развития материально-технической базы.
Футбольных полей: от малых размеров, на которых должны играть дети, подростки, юноши (3 на 3, 4 на 4 и т.д.) до полей нормальных размеров - фактически нет или их качество оставляет желать лучшего. На плохих полях невозможно заниматься техникой потому, что задействованы совсем другие группы мышц!!! А, так как все начинается с детства, то мы имеем слабо технически подготовленных ребят, которые не могут решать на поле сложные тактические задачи.
2. Неверно выстроенная система соревнований в детско юношеском футболе.
Необходимо изменить структуру соревнований с акцентом на игру в футбол в школах, лицеях, средних и высших учебных заведениях.
Необходимо исключить слово "результат" из соревнований детей, подростков, юношей. Детям до 16 лет запретить играть в регулярных турнирах, где есть таблица и места.
Работа на результат может сломать ребенка психологически!!!
Ребенку в этом возрасте нужно развивать свои индивидуальные качества. Детям необходимо играть с другими только товарищеские игры и число игр - не более 30 в год.
3. Неправильная методика преподавания в футбольных школах и клубах.
Необходимо изменить методику преподавания футбола с натаскивающей на результат на обучающую, в виде уроков по футболу. Обучение должно вестись через игру. Почему? Потому что, если упражнение выполняется не в темпе игры, не в ритме игры, вне дефицита времени и пространства, без противоборства, то оно не будет иметь положительного переноса в игру, оно бесполезно. Поэтому давать советы тренер должен "выдергивая"ребенка из игры и "вставляя" обратно, либо останавливая игру и объясняя тот или иной технико-тактический элемент, который был выполнен неправильно. Необходимо сочетать обучение с игрой.
4. Низкая материальная заинтересованность тренеров, работающих с детьми.
Заработная плата детского тренера не должна быть ниже 1 500-2 000 долларов. Но это должно сопровождаться обязательным обучением и подтверждением квалификации на местах. И ни в коем случае не оцениваться занятым в соревнованиях местом.
5. Большой вред наносят спецклассы и интернаты.
Дети не должны быть оторваны от семьи! А затраты по содержанию спецклассов и интернатов несопоставимы с результатом!!!
Должны быть центры подготовки 15-17-летних футболистов с индивидуальными программами обучения-совершенствования, с проживанием в семьях, с контролем со стороны семьи, взявшей на себя эту ответственность. Такие семьи должны за это получать деньги, Никаких спецклассов и интернатов, никакого проживания и обучения всех вместе. Почему? Лидер по характеру "в плохую сторону" подомнет под себя всех остальных, а этого нельзя допускать.
6. Отсутствие у детей и подростков возможности заниматься футболом у себя по месту жительства.
Необходимо создавать возможности для занятий футболом по месту жительства, не пользуясь транспортом или теряя на этом минимальное время.
7. Отсутствие у детей возможности играть с партнерами разного возраста.
Необходимо создавать разновозрастные команды, как это было во дворе.
Справка: Лебедев Виталий Васильевич, 56 лет, образование высшее, окончил Ленинградский институт физической культуры им. Лесгафта в 1976г., стаж тренерской работы более 30 лет, более 25 лет в детско-юношеском футболе, работал в различных детско-юношеских клубах Ленинграда - Санкт-Петербурга в том числе в СДЮШОР "Зенит" и "Смена", в командах мастеров "Зенит"(дубль) Санкт-Петербург, "Дружба" Майкоп, "Краснодар", играл в командах мастеров "Зенит"(дубль) Ленинград, "Динамо"Ленинград, "Зенит" Ижевск. Лучший тренер России 2007года.