Что делать?
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ФУТБОЛИСТА
В целом формирование личности футболиста, мне кажется, должно идти в такой последовательности:
1. Этап проявления наследственных качеств и потенциальных возможностей, заложенных природой.
возраст: до 12-13 лет
2. Этап осторожного "подталкивания".
возраст: 13-15 лет
3. Этап целенаправленной тренировки.
возраст: 15-18 лет
Задача первого этапа заключается в определении футбольной и человеческой генной основы , заложенной в мальчике. На этом этапе необходимо дать мальчишкам возможность в свободной от опеки детской игре в футбол проявить, опробовать и развить свои внутренние , заложенные предыдущими поколениями способности так, чтобы они были определяемы со стороны. Тренировочные занятия - 1 раз в неделю, игровые. Задача тренера - наблюдать и всячески содействовать самостоятельному познанию мальчишками футбольной игры, для чего обязательным является участие в них более опытных и умелых игроков различного возраста, особенно ветеранов. Очень важна организация самостоятельных дворовых игр.
Задачей второго этапа должно быть ненавязчивое подталкивание к освоению основных футбольных приемов и законов. Тренировочные занятия игрового плана - 2-3 раза в неделю, включая двустороннюю игру, но игры должны быть только товарищескими. Очень важно всячески поощрять и пропагандировать самостоятельные занятия, приучая к мысли, что именно эти занятия и являются главными ( а не тренировки под руководством тренера).
Задача третьего этапа - спортивное совершенствование . Занятия 3-4 раза в неделю, включая игру. Участие в соревнованиях - краткосрочные турниры. Для отдельных игроков - игры в составе взрослых команд в регулярных соревнованиях. И обязательные самостоятельные занятия дома. С 16-ти лет - участие в регулярных юношеских соревнованиях, но с приоритетом для лучших игроков в выступлении за взрослые команды.
На протяжении всех этапов должны соблюдаться основные принципы :
1. Разновозрастность групп и команд ( для развития самообучаемости, умения анализировать и брать интересующее у более опытных и умелых игроков).
2. Отсутствие влияния (давления) со стороны взрослых на личность игрока, особенно в детском и раннем юношеском возрасте ( для создания условий способствующих наиболее полному самовыражению и развитию природных качеств личности).
3. Безоговорочный приоритет самостоятельного познания, изучения и развития своего личного понимания футбола каждого юного футболиста. Самообучаемость и самостоятельное познание футбола в детском и юношеском возрасте.
4. Удовольствие от игры в мяч - неукоснительный принцип любых занятий футболом с детьми.
5. Естественность среды обитания ребенка. Футбол не должен нарушать естественные для жизни условия - дом, школа, двор, друзья - это естественная среда обитания маленького человека и его нельзя отрывать от нее искусственно, вносить в жизнь ребенка трудности не диктуемые обьективной необходимостью, а продиктованные желанием и удобствами взрослых. Ребенок от этого теряет гораздо больше, чем приобретает.
С чего начать?
С возрождения дворового футбола. Всевозрастного самодеятельного неорганизованного дворового футбола, единственной целью которого должно быть получение удовольствия от игры - это та питательная среда в которой начинается процесс "закваски" футбольной личности.
Для этого необходимо:
1) Изменить систему соревнований - регулярно соревноваться должны только взрослые команды и команды старших юношей;
2) Свести до минимума руководящее участие тренеров, родителей и, вообще, взрослых в детском футболе.
3) Пересмотреть коренным образом направленность работы футбольных школ, изменить подход к процессу обучения : вместо попыток "научить" чему-то, определенному нами заранее, необходимо "оказывать помощь" мальчишке в его попытках научиться выбранному лично им, без постороннего вмешательства.
4) Сблизить игроков всех уровней (от команд мастеров до любительских) с дворовым футболом, с целью передачи опыта и одновременного повышения спортивного мастерства в самостоятельных занятиях.
5) Пересмотреть методику учебно-тренировочной работы на этапах спортивного совершенствования с акцентом на формирование навыка на ЦЕЛОСТНОE действие.
И.Сливка,
тренер ФК "Победа" С-Петербург. 10.01.2003 г.