Дмитрий Баранник о детско-юношеском футболе
Дмитрий Баранник: Пора задуматься о завтрашнем дне
Чемпион СССР 1984 года, экс-полузащитник ленинградского «Зенита» Дмитрий Баранник имеет опыт клубной работы как в европейском футболе, так и в российском. О том, каковы различия в подходе к проблемам и организации работы в детско-юношеском футболе Дмитрий Петрович поделился с пресс-службой ДФЛ.
- Год от года наиболее шумными событиями межсезонья становятся приходы в российские клубы иностранных специалистов, от которых руководители и болельщики ждут чудес. Как вы относитесь к такой миграции?
- Как и все люди, болеющие за российский футбол, я жду от приезжающих в Россию ино¬странцев свежих идей и импульсов. И любой приезжий специалист также понимает, что его приглашение расценивается руководством как шаг к достижению определенного результата. На примере Спалетти и «Зенита» подводные камни очевидны. Если у Спалетти что-то не заладится, то в свете того, что произошло во второй половине прошедшего сезона, когда в «Зените» успешно работал Анатолий Давыдов, появятся горячие головы с требованиями дать сиюминутный результат. Такая проблема может быть у любого тренера, но для тренера-иностранца с именем она актуальна вдвойне. Мы помним ситуацию с Лаудрупом в «Спартаке». Для любого тренера важно доверие со стороны руководства. На сегодняшний день, я, к примеру, не вижу в России тренера, который мог бы объединить футболистов, выступающих в национальной команде лучше Гуса Хиддинка. Пробовали многие: у кого-то получилось лучше, у кого-то хуже. Считаю, что на сегодняшний день ино¬странец сможет принести больше пользы. Тренерский вопрос, на мой взгляд, является одной из главных проблем нашего футбола.
- А как относитесь к моде приглашать иностранных специалистов в российские спортшколы?
- Порой подобные действия носят имиджевый характер: некоторым клубам легче создать видимость того, что они развивают школу, пригласив дорогого специалиста, и при этом купить бразильца для основы, вместо привлечения в состав своих воспитанников. Ладно, приглашают иностранных специалистов в основную команду, где нужен результат, но перед школой ведь стоят другие задачи. Важно не под копирку брать иностранный опыт, а думать, как наиболее продуктивно его можно адаптировать в российской действительности. Если в школу вкладываются большие средства, а квалифицированные тренеры не появляются – деньги были выброшены на ветер! В период обучения игрок должен понимать человека, который вкладывает в него знания, говорить с ним на одном языке. На мой взгляд, нужно работать со своими кадрами. Футболисты, и тренеры должны быть обучаемы, а главное – сами хотели учиться!
- На ваш взгляд, главным двигателем прогресса детского футбола должен быть тренер?
- Я считаю, что тренер - это человек, который не должен мешать. Детский возраст - как компьютер: чем больше ты туда информации заложишь, тем больше функций ребенок будет исполнять в дальнейшем. Например, когда мне было 13 лет, один известный питерский тренер сказал моему отцу, что я никогда не буду футболистом. Я был тогда худеньким, маленьким. Сейчас у меня рост 183 см, я 18 лет отыграл на приличном уровне.
- Но ведь зачастую даже при наборе детей в спортивную школу тренеры в первую очередь смотрят на физические данные ребенка…
- Если бы тренеры смотрели только на физиологию, то в большом футболе никогда бы не появились такие имена, как Марадона, Мессии, да тот же Аршавин! Физика – это не рост и вес игрока, а его умение использовать свои физические данные в футбольном матче, который длится 90 минут. Футболист может быть низкого роста, но при этом быть быстрым и прыгучим, у худого игрока лучше должны быть развиты баланс и координация, он должен уметь уходить от столкновений. Если бы все футболисты были гренадерами, у нас были бы не команды, а армия. Самые лучшие футбольные команды состоят из индивидуальностей, совершенно не похожих друг на друга ни по физическим, ни по техническим параметрам. Но в совокупности эти игроки дают отличный результат. В ведущих европейских клубах маленькие игроки зачастую являются большими виртуозами мяча.
- Вы достаточно долгое время работали за рубежом. Сильно ли отличается уровень развития детско-юношеского футбола в России от аналогичного европейского?
- В возрастной категории до 14-15 лет мы не только не уступаем, но и превосходим иностранные команды. И в плане физической готовности, и с точки зрения техники наши ребята сильнее своих европейских сверстников, что и подтверждают международные турниры. Это вполне объяснимо: российские дети начинают заниматься футболом раньше, да и подход к подготовке игроков на ранней стадии у нас, так сказать, более профессиональный. Не во многих европейских странах есть возможность содержать по два тренера на команду десятилетних ребят, проводить двухразовые тренировки. В большинстве стран это начинается с 12-13-летнего возраста. Например, в скандинавских странах законодательно запрещает детям до 12 лет конкурировать по очковой системе. В этом возрасте команды участвуют в турнирах и фестивалях. Чемпионаты проводятся только среди юношей (16-19 лет). Причем там не существует градации по возрастам: в одной команде играют как 16-летние, так и 19-летние футболисты. Считаю, что это неплохо, ведь у игроков шестнадцати лет есть хороший стимул проявить себя. В Скандинавии вообще нет такого понятия, как интернат. До 16 лет обучение ребенка футболу происходит исключительно по месту жительства. Если профессиональный клуб считает, что игрок будет ему полезен, он может оплатить молодому футболисту обучение в спортивной гимназии, или часть этой суммы. Поработав в России, я заметил, что в возрастной категории 15-19 лет, когда происходит становление молодых игроков, Россия начинает позиции сдавать. В этом возрасте футболисты начинают осознанно делать то, что до этого выполняли на подсознательном уровне. Большую роль играет не только физическая и техническая подготовка футболистов, но понимание игры. Порой на играх наших команд слышны возгласы болельщиков: «Как бестолково они играют!». Но чтобы футболисты играли толково, их необходимо этому обучить. Здесь и всплывает одна из главных, на мой взгляд, проблем в детско-юношеском российском футболе – тренерская. В российской истории были такие классные специалисты, как Бесков, Лобановский – люди, которые не только обладали большим объемом знаний, они постоянно развивались. Сейчас же складывается ощущение, что узнавшие что-то когда-то детские тренеры развиваться перестали. А если человек не развивается вместе с тем делом, которым он занимается – происходит деградация.
- Какие же шаги важно в этом отношении предпринять?
- Новому руководству Российского футбольного союза необходимо работать на перспективу, поднимать детский футбол – основание всей пирамиды. Необходимо заняться обучением детских тренеров, разработкой и распространением методического материала по спортивным школам, внедрением современных технологий и программ. К примеру, за рубежом уже почти 20 лет используется программа «Interplay», позволяющая проводить визуальный видеоанализ технико-тактических действий футболиста в системе реального времени, а в России с ней вообще мало, кто знаком. Начиная с 2000 года ее версия «Junior», применяется в ведущих европейских и американских школах и академиях. С ее помощью тренер может заниматься наглядным обучением ребят, формировать у них базовые навыки и достаточно безболезненно корректировать ошибки в действиях молодых спортсменов на реальных игровых ситуациях. Русская поговорка гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. При использовании этой программы можно получить максимум видеоинформации за минимальное время. К примеру, в конце года можно показать игроку всю видеобазу его действий в течение сезона: прострелы, голы, голевые передачи, ошибки. Для сборной, в том числе юношеской, это программа является необходимой, ведь тренеру национальной команды на работу непосредственно с игроками отводится не так много времени. Наставник команды может ознакомиться с материалами по игроку, полученными в школе, а по итогам сборов дать футболисту, отъезжающему в клуб, диск с его действиями во время игры за сборную с рекомендациями по тем моментам игровым, над которыми игроку предстоит самостоятельно поработать. В скандинавских странах, в Германии программу используют не только национальные федерации для юношеских команд, но многие детско-юношеские школы. В Америке 40 университетов, при которых есть футбольные команды, заключили договор на использование этой программы. У нас, к сожалению, пока о детском футболе много говорится, но достаточно мало делается. Большую работу в этом отношении ведет ДФЛ, однако в масштабах многомиллионной страны нужны значительные ресурсы – как материальные, так и трудовые. Важно понимать, что финансовые вливания должны уходить не только вверх, в профессиональный футбол, они должны распределяться на детский и массовый футбол. Мы в России уже не можем работать на сиюминутный результат. Надо думать о завтрашнем дне.