О влиянии индивидуального тактического мастерства игрока на качество и эффективность групповых и командных взаимодействий в футболе.
"Сила мысли Создателя первооснова всего сущего и подарена человеку в виде сознания, мышления и разума.
Талант от Бога, здоровье от родителей, за человеком их реализация и приумножение.
Философией освоения футбола должна стать осмысленная и целесообразная индивидуализация в отличие от существующей ныне хаотичной коллективизации".
В данной работе ничего противоречащего фундаментальным основам классических наук о спорте нет. Есть их творческое переосмысление в формате, более полувекового, тренерского опыта. В сегодняшних реалиях их мало кто помнит и применяет на практике. В.Н.Огулов
Для полноты и ясности обсуждаемой темы, необходимо определиться в практической значимости трех разновидностей тактики (индивидуальная, групповая и командная), их значении и влиянии друг на друга, т.к. приоритеты и акценты того или иного вида тактики на разных этапах подготовки меняются.
Начнем с индивидуальной тактики или тактического мастерства игрока, как первоосновы игровых взаимодействий.
Понимание обсуждаемой проблемы требует краткого отступления:
Существование индивидуального тактического мастерства футболиста, как фундаментальной части игрового футбольного мастерства, спортивной наукой о футболе не признано до настоящего времени. Это является, на мой взгляд, сильнейшим тормозом эффективной и качественной подготовки отечественных игроков для достижения ими европейского и мирового уровня мастерства.
Специалисты и комментаторы футбола часто употребляют термины осмысленная игра или зрячие передачи и удары, вспоминают иногда о необходимости эффективного и быстрого игрового мышления, но то, что все эти термины связаны между собой и представляют элементы индивидуального тактического мастерства читать и слышать мне не приходилось. А ведь именно правильно формируемое игровое мышление осуществляет руководящую и направляющую роль в освоении и совершенствовании игровой техники футболистом и ее целесообразного применения при действиях и взаимодействиях.
Если учесть, что игрок в среднем за матч владеет мячом всего лишь 4-5 минут, являясь дирижером атаки, а все остальное время, являясь ассистентом, играет без мяча, осуществляя тактические перемещения в атаке или обороне команды, то цена любой тактико-технической ошибки может привести к непоправимым последствиям для команды. Вот почему игрокам, соответствующим мировым стандартам, необходимы:
- зрячие и осмысленные действия и взаимодействия
- скоростное мышление и интуитивно-рефлекторные принятия решений
- и на их основе способность к творческому созиданию и импровизации.
ИТАК: Под индивидуальной тактикой или индивидуальным тактическим мастерством футболиста следует понимать способность игрока принимать целесообразные и эффективные решения в различных, постоянно меняющихся, игровых ситуациях во время игры.
Игровые действия и их освоение во время тренировок и игр происходят под контролем зрительных анализаторов, игрового мышления, эффективность которого зависит от накопленного тренировочного и игрового опыта, а также генетической предрасположенности к скоростному мышлению ( д.б.н. Е.Б. Сологуб 1973).
Из основ спортивной физиологии известно, что качество освоения техники футбола зависит от скорости и эффективности работы 2-х систем освоения и совершенствования движений: мыслительной и рефлекторной. Рассмотрим работу каждой из них:
1. Кольцевая система большого круга управления движениями (мыслительная) состоит из зрительных анализаторов, обеспечивающих видение поля и передающих информацию в двигательный центр коры головного мозга (К.Г.М.). Информация анализируется и через центральную нервную систему (Ц.Н.С.) передаются сигналы к проприорецепторам мышц опорно-двигательного аппарата человека (О.Д.А.) на выполнение тех или иных действий. Данная система, на первых порах, работает медленно, с огромным количеством ошибок в принятии решений и, соответственно, неправильных двигательных действиях. Ошибки в оценке игровой ситуации и принятии решений постепенно устраняются "методом проб и ошибок".
2. Известно, что после многократного выполнения какого-либо технического приема начинают рефлекторно и синхронно вырабатываться мыслительно-двигательные стереотипы. Управление движениями, от простых к более сложным, постепенно переходит в зону 2-ой кольцевой системы малого круга под рефлекторное управление спинного мозга, направляя, тем самым, функционирование игрового мышления для оценки и управления техникой футбола в формате взаимодействий с партнерами.
В процессе игры у футболиста синхронно работают обе системы - рефлекторная и мыслительная. Первая из них обеспечивает, в режиме интуиции и импровизации, освоенные ранее, наиболее простые технические приемы, а вторая мыслительная обеспечивает творческую или созидательную сторону действий и взаимодействий игрока, используя также интуицию, как высшую степень развития разума, и импровизацию, «которые совместно дают возможность выполнения нестандартных действий.
Мы рассмотрели схемы процесса рефлекторного функционирования освоения и совершенствования футболистами технических приемов.
Чрезвычайно важно и необходимо определить приоритетное звено в данной схеме, чтобы она работала наиболее качественно и эффективно. Этим звеном является правильно работающие зрительные анализаторы (глаза человека) или правильно работающий зрительный контроль, обеспечивающий передачу информации об окружающей обстановке на поле в системы управления движениями и взаимодействиями с партнерами.
Несколько фрагментов об эффективности групповых и командных взаимодействий футболистов.
Определили, что:
1. неправильное формирование игрового мышления уменьшает его эффективность.
2. большую часть игрового времени футболист проводит без мяча.
3. участвовать в оборонительных схемах игры проще, с точки зрения напряжения мыслительного аппарата, чем в наступательных, т.к. разрушать всегда проще, чем созидать!
4. владеющий мячом, игрок является дирижером атаки, от его действий зависит целесообразность и эффективность развития и завершения атакующих взаимодействий.
5. Основой групповых взаимодействий является подвижный и видоизменяющийся функциональный треугольник, вершинами которого являются игроки. Трое игроков имеют 7 (семь) не повторяющихся вариантов взаимодействий, которых вполне достаточно, чтобы эффективно удерживать мяч, осуществлять продвижение к воротам соперника и завершать атаку. Подключение к ним других игроков увеличивает зону взаимодействий и количество не повторяющихся вариантов, но и увеличивает возможность потери мяча из-за несогласованности в открываниях на свободное место или в неточных передачах.
Командные взаимодействия, в классическом варианте, представляют переход мяча от одной функциональной группы к другой, от защитников к полузащитникам, от них к нападающим, сообразно условно-тактическим схемам игры, которые постоянно разрушаются противодействиями соперников или собственными тактико-техническими ошибками игроков. В классическом варианте командная тактика есть первоначальная расстановка игроков на поле и принципиальные схемы взаимодействий в обороне и атаке с учетом задач на игру, силы соперника и т.д. и т.п. На практике же мы видим, что она видоизменяется и трансформируется по ходу матча по целому ряду причин: ……………..
По этой причине командные взаимодействия с участием более трех игроков чрезвычайно сложны и требуют от футболистов синхронного выполнения всех перемещений и качественного исполнения технических приемов.
Везде и всюду во взаимодействиях на первый план выходят зрячие и осмысленные действия игроков, временно образующих функциональную группу взаимодействия, на том или ином участке поля.
ВЫВОД: 1. Если тренер, с первых шагов футболиста, не напоминает игрокам о необходимости переключения зрительного контроля с мяча на поле и не добивается устойчивой и рефлекторной привычки поднимать голову, то рефлекторно, вырабатывается динамический стереотип низко опущенных глаз, не позволяющий эффективно развиваться тактико-техническому мастерству.
2. Практическая способность ведущих игроков европейского и мирового уровня к быстроте верно принимаемых решений и качественному выполнению технических приемов, приводит к убеждению, что существующая отечественная система подготовки резервов, игнорирующая индивидуальное тактическое мастерство и его приоритетность в формировании игрового мастерства футболистов, не обеспечивает воспитание игроков европейского и мирового уровня.
3. Систематическая неспособность отечественных команд что-либо противопоставить ведущим европейским футбольным клубам и низкий рейтинг российского футбола является подтверждением выше сказанному. Наступило время переосмысления приоритетов и акцентов, чтобы вернуть утраченные позиции отечественного футбола 60-х годов прошлого столетия, когда наши игроки блистали на европейской арене и в рейтинге УЕФА были первыми.
Огулов В.Н.
25.10.2019.