Аналитика

Горбунов А.И. Дворовый футбол и его значение для российского футбола.

ДВОРОВЫЙ ФУТБОЛ: Значение и последствия его исчезновения для российского футбола.

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение «Санкт- Петербургский городской дворец творчества юных»

Городской центр развития дополнительного образования Курсы повышения квалификации

 

 

 

 

Аттестационная работа

 

Проект системы развития детско-юношеского футбола на основе психолого- педагогического анализа взаимодействия дворового и организованного футбола

 

 

 

 

 

 

Автор: Горбунов Александр Иванович Педагог дополнительного образования ГБОУ школы №333

Куратор: Замятина Инна Владимировна

 

Заведующая сектором Городского центра развития дополнительного

образования ГБНОУ «СПбГДТЮ»

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2023

 

Оглавление

  1. Введение....................................................................................................... 3
  2. Анализ дворового и организованного футбола........................................... 4
    1. Брать или отдавать?................................................................................ 4
    2. Научить или научиться?.......................................................................... 5
    3. Осознанная необходимость или свобода выбора................................... 6
    4. Разновозрастность и непостоянство составов......................................... 7
    5. Нужен ли футболу "отбор"?.................................................................. 9
    6. Куда подевались лидеры?....................................................................... 11
    7. Удовольствие или результат?.................................................................. 12
    8. Что же заставляет тренера заниматься этой "работой"?....................... 14
    9. Игра - благо или беда?........................................................................... 16
  3. Выводы....................................................................................................... 20
  4. Проект   организации системы взаимодействия детско-юношеского и дворового футбола......................................................................................... 22

 

1.Введение

C конца 60-х годов уровень нашего футбола постепенно снижается, и сегодня мы со всей очевидностью стоим перед фактом отсутствия в нем ярких игроков, опустевших трибун стадионов и удивительной беспомощности огромной армии футбольных специалистов и функционеров перед лицом проблемы подготовки футболистов высокого класса.

Давайте возьмем на себя смелость и попробуем разобраться объективно в причинах углубляющегося кризиса в нашем футболе. Может быть, еще есть возможность изменить то, что мы с таким "успехом" настроили за последнее время.

Как известно, фундамент личности, ее костяк, определяющий направление и принципы развития человека в будущем, формируется до 14-16 лет. Дальше идет развитие и шлифовка заложенного в детском и подростковом возрасте. Давайте посмотрим, что же изменилось за последние 40-50 лет в среде, формирующей в период до 14-16 лет личность потенциального футболиста.

Если сравнивать среду, в которой выросли наши звезды 40-60-х годов, с теми условиями, в которых мы готовим сейчас молодых футболистов, то обнаружится, что среда и принципы формирования личности не просто изменились, а искусственно изменены нами по направлению воздействия в прямо противоположную сторону. Вспомним, в какой среде у детей формировался характер и отношение к футболу в 40-60-х годах. До 13-14 лет этой средой был "дикий", дворовый футбол. Сегодня же мальчишки уже с 7-8 лет попадают в среду организованного футбола: ДЮСШ, СДЮШОР, футбольные секции, клубы и т.д. В результате организации системы нашего футбола мы на 6-7 лет раньше стали забирать из дворового футбола лучших наших мальчишек и руководить их футбольным развитием, да и не только футбольным. Попробуем определить основные, принципиальные особенности дворовой среды, дававшей нам классных игроков, и посмотрим, как они выглядят в организованном футболе сегодня.

 

2.Анализ дворового и организованного футбола

 

2.1Брать или отдавать?

Дворовый футбол ничего не давал мальчику авансом, от него можно было получить лишь одно - удовольствие от игры, причем только приложив большие усилия как организационного, так и чисто игрового плана. Необходимо сразу обозначить определяющий стержень футбола, его главный козырь, притягивающий к нему совсем юных и удерживающий игроков до старости. Этот козырь - удовольствие, получаемое от игры, и именно его, и только его, можно было получить от дворового футбола.

Организованный футбол в отличие от дворового с первых же шагов начинается для мальчика с "дармового" получения очень многого. Его сразу одаривают внешними футбольными атрибутами и бутафорией: настоящий тренер, стадион с настоящим (а то и искусственным) полем, спортзал, форма, мячи, соревнования, настоящие тренировки - как у взрослых профессионалов (со свистком, конспектами, секундомером, тренажерами и т.д.). В этом же направлении действуют и родители, которые со своей стороны стремятся сделать все, чтобы создать условия своему ребенку в обучении футболу - ведь его пригласили в настоящую футбольную школу. Мальчику остается только брать то, что ему дают, привыкая к мысли, что все, что надо для футбола, он получит или от тренера, или от родителей. Сами того не ведая, мы закладываем фундамент потребительского отношения мальчика к футболу. Но и это, наверное, не самое страшное, страшно то, что давать все это мальчику мы, тренеры, вынуждены - иначе он от нас уйдет. Почему? Потому что мы не можем ему обеспечить то, ради чего он пришел в футбол, - удовольствие от игры. Мы не можем обеспечить ему "организованное" удовольствие, в отличие от дворового футбола, обеспечивавшего ему "дикое" удовольствие. И мы вынуждены "покупать" расположение мальчика, привлекая его внешним антуражем, бутафорией, искусственно создавая ажиотаж среди родителей, ища у них помощи в заманивании талантливых и способных мальчишек в придуманный нами, взрослыми, "организованный детский футбол".

 

2.2Научить или научиться?

"Знание, которое более всего необходимо для человеческой жизни, - это познание самого себя". Б. Фонтенель

В дворовом футболе мальчика никто не учил, наоборот, дворовая среда заставляла его - выверни себя наизнанку и научись сам, сам проанализируй и сам попробуй, если, конечно, ты способен, если у тебя есть к этому талант. Действуя таким образом, мальчик постепенно запускал, раскручивал свой внутренний механизм саморазвития и самосовершенствования, маховик которого в дальнейшем невозможно было остановить. Вот откуда у старых мастеров была незатухающая жажда самосовершенствования, выражавшаяся в самостоятельных дополнительных занятиях, отсутствии пресыщения футболом, стремлении к поиску новых приемов, в творческом отношении к самой игре.

В организованном футболе, наоборот, мальчика уже с 7-8 лет начинают учить игре, а вернее, навязывать взрослую, тренерскую точку зрения на детскую игру в футбол. Это у нас считается передачей опыта. Только мы упускаем, что для того, чтобы мальчик вырос в индивидуальность, необходимо, чтобы он нашел СВОЕ удовольствие в футболе, СВОЕ понимание его сущности и его законов, ведь без этого он не станет самобытной личностью, способной изменить наше представление об игре. А для этого он должен быть свободен в своем самовыражении в игре и иметь время для отделения "зерен от плевел" в его, только ему присущем, понимании футбола. Иначе мы получим то, что имеем сегодня, - футбольные полуфабрикаты, гибриды из личности ребенка и тренера, уродливо и неорганично сросшиеся фрагменты тренерского опыта из взрослого "футбола за деньги" и детского понимания футбола как "игры для удовольствия". Но мы не получим главного - ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ, ЛИЧНОСТИ, пришедшей в игру для своего удовольствия, а с приобретения

 

опыта научившейся доставлять своей игрой удовольствие партнерам и зрителям.

Как же сказывается на формировании личности футболиста отсутствие у него возможности в детском возрасте самому разобраться в игре, попробовать ее со всех сторон и найти в ней СВОЕ удовольствие, которое впоследствии может дать ИГРОКА, понимающего футбол не совсем так, как его понимают другие, и способного внести в игру что-то необычное, оригинальное? Думаю, что, заменив девиз дворового футбола: "Научись сам!", на лозунг: "Мы тебя научим!", мы существенно повлияли на возможность появления в нашем футболе ярких, самобытных, нестандартных личностей, игроков со своим взглядом на игру. И, наоборот, создали среду, в которой довольно легко штампуются игроки, подобные нам, тренерам, но не копии, ибо они живые люди и, естественно, сопротивляются нашему насилию. В общем, "ни то, ни се".

 

2.3Осознанная необходимость или свобода выбора

В дворовом футболе мальчик был свободен в выборе того, что ему предлагал футбол, и брал он только то, что соответствовало его личностным особенностям, что было нужно именно ему, что было адекватно возможностям и потребностям его внутреннего мира. Поэтому такая избирательность, исходящая из многообразия и непохожести индивидуумов, давала абсолютно непохожих футболистов, т.к. каждый создавал себя сам, исходя из внутреннего своего устройства. А возможность выбора в дворовом футболе обеспечивалась его независимостью участия в игре, обилием самобытных приемов игроков разного возраста и мастерства, исполняемых рядом и "всерьез", возможностью тут же попробовать их исполнить и решить - стоит ли брать тот или иной прием в свой арсенал.

В организованном футболе мальчик не выбирает то, что ему нравится, да и выбирать особенно не из чего. Начнем с того, что сам подход к обучению не дает ему права выбора - дядя тренер решит все за него. Поэтому мальчик не примеряет на себя тот или иной прием, а берет то, что ему даст тренер. Но даже

 

если у мальчика и возникнет желание научиться самому, то выбирать ему будет особенно не из чего. Во-первых, все в группе одного возраста и приблизительно одного уровня опыта и мастерства. Во-вторых, тренировка - не игра, и в ней не увидишь прием в том исполнении и содержании, которого требует игра, а играть в занятиях стали в 5-10 раз меньше, чем в дворовом футболе, - львиную долю времени занимает отработка элементарных приемов и работа над развитием физических качеств. Да и в самих играх [контрольных, товарищеских, не говоря уже о соревнованиях] тренер не даст мальчику экспериментировать - ведь это скажется на результате игры!

 

2.4Разновозрастность и непостоянство составов.

Еще одной важной особенностью дворового футбола была разновозрастность дворовых команд. Игра в такой команде, где собирались игроки разного возраста и различного уровня исполнительского мастерства, давала возможность непосредственно в игре учиться у более старших и более умелых и в то же время пробовать свои приемы на младших и более слабых игроках. Кроме того, эмоциональная окраска игры с участием игроков разного возраста стимулировала младших, стремившихся показать себя перед старшими, а старшим давала возможность в борьбе с более слабым противником достичь состояния "куража", исполнить, не боясь ошибиться, самые рискованные приемы, да еще с особым блеском, получая при этом не только удовольствие, но и результат. ("Кураж" - это настолько значимое для проявления запредельных возможностей игрока состояние, что возможность его испытать трудно переоценить. Умение вводить себя в состояние "куража" дано не каждому и, по-видимому, прямо зависит от настоящего игрового таланта и мастерства.) В такой обстановке легко появлялись новые приемы работы с мячом, порождаемые "выкрутасами" и фантазией более сильных игроков, а стремление младших к подражанию и копированию давало возможность им тут же пробовать и "примерять" на себя технически и координационно сложные приемы.

 

В организованном детско-юношеском футболе разновозрастных команд нет. Кроме организационных удобств никаких плюсов от этого мы не приобрели. Зато потери очевидны. Помимо вышеназванных мы теперь получили проблему "липачей" по возрасту, в которой даже подделка свидетельств о рождении стала обычным делом. Естественно, что это ухудшает и без того сложную моральную обстановку в нашем детском футболе, т.к. все эти "околофутбольные дела" лишний раз показывают мальчишкам, что мастерство - не главное в нашем футболе. В командах, где собраны мальчишки одного возраста, по существу, учиться не у кого, единственным человеком, у которого можно чему-либо научиться, является тренер, но и он не всегда способен и может участвовать в играх, где только и можно увидеть полноценное исполнение приема.

 

В дворовом футболе не было постоянных команд. Были команды-однодневки (а бывало, составы менялись по нескольку раз в день), игра в которых не ложилась тяжким бременем ответственности за результат на хрупкие плечи ребенка, хотя и не была абсолютно безразличной. Количество игроков в командах также не было постоянным: от двух до одиннадцати, в зависимости от числа имеющихся на данный момент игроков и размеров площадки. Это приучало мальчишек к игре с партнерами, обладающими совершенно разными характерами и уровнем мастерства, заставляло их оценивать возможности того или иного партнера и, соответственно, выбирать способы взаимодействия с ним, заставляло приспосабливаться к игровой обстановке, т.е. развивало его воображение, прогнозирование, расширяло его игровой кругозор, требовало вариативности поступков и игровых приемов. И в то же время прививало такие качества, как готовность играть в любой команде, с любыми партнерами и играть всерьез, не тушуясь и не боясь результата, а выкладываясь до конца. Различное количество игроков в командах тоже ставило различные требования перед мальчишками. Способы взаимодействия двух, трех, четырех игроков отличаются друг от друга и требуют существенного напряжения интеллектуальных, физических и технических возможностей.

 

2.5Нужен ли футболу "отбор"?

"Всякий ребенок в известной мере есть гений, и всякий гений в известной мере

- ребенок". А. Шопенгауэр

 

Дворовый футбол не делал отбора, он брал всех: способных и неспособных, хулиганов и маменькиных сынков, худых и толстых, быстрых и медленных, умных и глупых. Всем им в дворовом футболе находилось место. Более того, каждый был нужен, каждый играл в нем свою роль: один был нужен для того, чтобы его обыгрывали, как "стойку", другой - чтобы у него можно было подсмотреть хитрый прием, третий - чтобы научиться убирать ноги от его ударов, четвертый - чтобы было над кем по-футбольному покуражиться и т.д. Критерием отбора для дворового футбола был один показатель - желание играть. Не учиться играть в футбол, а просто в него играть. Удивительная привлекательность и популярность футбола в том и состоит, что в него не нужно учиться играть - в него может играть любой, и любому игроку всегда находилось место в нашем дворовом футболе. И лишить футбол возможности участвовать в нем всех желающих - это значит лишить его корней, той основы, на которой держится его популярность, и, самое главное, питательной среды, микроклимата, дающего начало, толчок участию любого мальчишки в самой демократичной игре в мире.

Но мы умудрились и здесь вмешаться в естественный ход развития футбола и "улучшить" его путем обрезания этих самых корней, конечно же, из благих побуждений - ведь мы хотели как лучше! Правда, получилось - как всегда. В нашем организованном футболе вопрос - играть или не играть? - сегодня решает не игрок, а тренер, который уже среди детей 7-летнего возраста определяет тех, кто может, а кто не может играть в футбол, так как, по мнению тренера, не имеет перспективы стать профессиональным футболистом. Итогом такого искусственного отбора становится ошибочное отлучение огромного количества способных мальчишек от игры посредством навешивания ярлыка "неспособного" и одновременное уничтожение питательной футбольной "мальчишеской массы", чрезвычайно. важной для формирования индивидуальности будущих

 

футбольных звезд и звездочек. В результате появления фигуры тренера детский футбол превратился из доступной и привлекательной игры "для всех", в игру "для избранных", для тех, кого "возьмут в футбол" и из кого "будут делать профессиональных футболистов".

Но на этом негативные последствия такого отбора мальчишек в организованные футбольные структуры не заканчиваются. Самая большая беда в том, что мы не только лишаем отобранных нами наиболее одаренных мальчишек необходимой для формирования их футбольной личности питательной среды, но и оставляем во дворах, где живут эти мальчишки, "выжженную землю", уничтожая основу дворового футбола. Потому что именно те мальчишки, которых мы забираем, являлись тем стержнем, на котором и держался дворовый футбол. Уходя за тренерами в ДЮСШ, СДЮШОР и т.п., с их ежедневными тренировками, фактически круглогодичными соревнованиями, тратя огромное количество времени на ежедневные переезды и не меньшее количество нервной энергии и физических сил, мальчишка уже не в состоянии выходить во двор, ему некогда, да и желания чаще всего нет - объем принудительной футбольной работы дает о себе знать. Лишившись лидеров, заводил и звезд местного масштаба, дворовый футбол прекращает свое существование, в лучшем случае держась на случайных энтузиастах, к сожалению, не делающих погоды. Подрубленные нами под корень многолетние традиции "дикого" футбола, с его разновозрастными стержнями и стерженьками, сегодня почти захирели и плодов, как раньше, дать не могут. Зато мы пожинаем плоды созданного своими руками организованного футбола, с его многочисленными ДЮСШ, СДЮШОР, ЦОП, УОР и т.д. Чего мы только не напридумывали в своем неуемном и неумном стремлении "управлять футболом". И нужно признать

- нам это удалось. Иначе чем объяснить столь разительное отличие результатов, достигнутых "диким" футболом, от результатов, достигнутых под нашим энергичным руководством?

 

2.6Куда подевались лидеры?

Подвижность и непостоянство состава команд в дворовом футболе давали возможность многим его участникам проявлять, а значит, и развивать свои лидерские качества. Зачастую обстановка требовала проявления этих качеств даже от тех, у кого они были слабо выражены в силу возраста или особенностей характера (скромность, нерешительность и т.д.). Это давало толчок к развитию лидерских качеств, вначале эпизодически (когда отсутствовали старшие, более авторитетные игроки), а затем, по мере накопления опыта, - более часто. Это, конечно, касается тех, кто обладал задатками лидера, а именно они и становились звездами. Кроме того, огромное количество различных команд (маленьких и больших, постоянных и случайных по составу) давало очень многим мальчишкам возможность проявлять свои лидерские качества, т.к. для каждого из них всегда находилась небольшая команда, где они реально могли быть лидерами.

Ну а в нашем организованном футболе? Здесь все наоборот! Вместо того, чтобы создать условия для развития лидерских качеств у как можно большего количества мальчишек, имеющих задатки лидеров, мы уже в 7-8 лет лишаем их такой возможности, забирая из дворовых команд и концентрируя в различных более или менее престижных клубах и футбольных школах. Не трудно сообразить, что, собирая потенциальных лидеров, с еще только наметившимися лидерскими качествами, в общую группу из 20 человек, мы оставляем возможность развивать эти качества только одному из них, теряя, таким образом, 19 потенциальных лидеров и уменьшая их количество в 20 раз! Затем, лет в 12-13, тех немногих, кто проявил в этих новых командах свои лидерские качества, снова собираем, создавая им "еще лучшие условия" в более сильных клубах или СДЮШОР, снова в 20 раз сокращая возможность возникновения лидеров! Ну а когда лет в 14-15 те перспективные мальчишки, которых так скрупулезно отбирали, становятся "вдруг" бесперспективными - их меняют на тех, кто уцелел после двух предыдущих "созидательных отборов", еще раз собирая из так называемых низовых коллективов образовавшихся там новых лидеров.

 

Можно продолжать и дальше, но если даже ограничиться вышеизложенным, то можно сказать: сколько бы ни было у нас талантливых мальчишек - мы их все равно загубим. Ведь при такой постановке дела в нашем детском футболе к16 годам остается примерно в 8 тысяч раз ( ! ! ! ) меньше потенциальных лидеров, чем их было бы в дворовом футболе!

 

2.7Удовольствие или результат?

"Вам никогда не удастся воспитать мудрецов, если вы с детства будете убивать в них шалунов". Жан-Жак Руссо

Пожалуй, главным принципом дворового футбола был принцип УДОВОЛЬСТВИЯ. Без удовольствия в футбол во дворе не играли - в этом не было смысла. Футбол и удовольствие были неразрывны, они приходили к мальчику с первыми ударами по мячу, и затем никакие обстоятельства не могли отобрать у игрока желание играть, получая удовольствие.

Начиная с удовольствия от "игры для себя", мальчик постепенно переходил к удовольствию от "игры с партнерами", ведь при этом уровень получаемого удовольствия существенно возрастает. Давайте задумаемся над вопросом: от чего футболист получает удовольствие в игре? Конечно, для разных игроков и в различные периоды их игровой зрелости существуют сугубо индивидуальные оттенки и нюансы игровых эпизодов, доставляющие им это ощущение. Но, на мой взгляд, есть общий фундамент, на котором основывается УДОВОЛЬСТВИЕ ИГРОКА. Осмелюсь сформулировать его суть: игрок получает удовольствие от игры тогда, когда то, что он задумал и делает, понимают и подхватывают его партнеры, но не успевают понять соперники и, тем более, не могут этому противодействовать. Именно совместные и согласованные, неожиданные и хитрые действия, вызывающие непонимание и неразбериху в действиях соперника, доставляют наибольшее удовольствие игрокам, способны ввести их в состояние куража и даже эйфории. А ведь только в таком состоянии игроки способны доставлять удовольствие зрителям, только в состоянии воодушевления и подъема они интересны, ибо способны на нечто большее, чем могут, а значит, они

 

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫ. А непредсказуемость зрелища лежит в основе зрительского интереса.

Именно из-за удовольствия, перерастающего, сначала в редких случаях, а затем все чаще, в состояние воодушевления и куража, мы приходим в футбол. И именно из-за этого ни с чем не сравнимого ощущения мы в него играем, пока есть силы. Когда игрок не находит удовольствия в игре - он либо уходит из футбола (что и происходит со многими талантливыми мальчишками в наши дни), либо превращается в ремесленника, использующего футбол для зарабатывания денег. Но он никогда не станет творцом игры, способным создать что-то новое, непохожее и непредсказуемое - то, что и отличает просто "игру в мяч ногами " от Футбола с большой буквы.

Но все дело в том, что научиться получать удовольствие от игры чрезвычайно трудно - это процесс тонкий и кропотливый, сугубо индивидуальный, идущий в глубине сознания каждого игрока. Он медленно шел эволюционным путем в дворовом и, по существу, не идет в нашем организованном футболе, организованном, как ни странно, именно для того, чтобы ускорить этот процесс.

Давайте посмотрим, почему из нашего организованного футбола исчезло удовольствие, которое игрок должен не только уметь получать от игры, но и развить это умение настолько, чтобы было чем поделиться с партнерами и зрителями.

С появлением тренера в футбольной жизни мальчика изменяется естественное направление его устремлений в футболе, в детском сознании происходит ломка понятия о предназначении футбола. Это уже не просто детская игра, существующая для получения удовольствия, а работа - работа над элементами техники, работа над развитием физических качеств, работа над повышением мастерства и т.д. Мы свято верим, что необходимо "учить работать" с первых же шагов мальчишек в футболе, и делаем это вот уже несколько десятков лет, лишая самых одаренных и талантливых из них радости участия в самой интересной детской игре - футболе, подменяя игру "работой во

 

имя светлого профессионального футбольного будущего". Ну а то, что ничего из этого не выходит - не страшно, зато все мы при деле.

 

2.8Что же заставляет тренера заниматься этой "работой"?

Нам необходимо побыстрее научить мальчика побеждать, обучая его приемам игры, которые дают быстрый результат. И в этой погоне за быстрым результатом мы упускаем самое главное. Первое и, возможно, единственное, в чем действительно нуждается мальчишка, еще не знакомый с настоящим футболом, это в ответе на вопрос: что доставляет наибольшее удовольствие в игре, в каком направлении искать его? Как научиться достигать состояния вдохновения в игре, которое, однажды почувствовав, игроки стремятся пережить снова и снова, а зрители за это готовы отдать и время, и деньги? Но если начинать с этих вопросов, то не скоро получишь от своих питомцев результат на футбольном поле. Да и ответить на эти вопросы непросто.

Но вернемся к вопросу о процессе превращения наших одаренных и талантливых мальчишек (а их у нас, поверьте, очень много) в эту серую, безликую массу. Кропотливая и длительная "работа над элементами техники и развитием физических качеств" в многочисленных тренировках и эпизодических играх, требующих, в свою очередь, строгой игровой дисциплины, не допускающих рискованных экспериментов и, тем более, мальчишеского баловства, приводит к тому, что постепенно из сознания мальчика вытравливается то, за чем он первоначально пришел в футбол - желание получать удовольствие от игры. А чтобы он не бросил занятия, удовольствие подменяется футбольной бутафорией - красивой формой, участием в составе настоящей команды в соревнованиях с настоящими судьями, призами, выездами в другие города, ажиотажем родителей- болельщиков и т. д.Но мальчик не просто не находит удовольствия от того суррогата, который мы ему подсовываем вместо игры в футбол, последствия гораздо хуже - он постепенно приходит к выводу, что это и есть настоящий футбол и удовольствие получаешь только от результата - когда выиграешь. А

 

результата, как известно, можно добиться различными способами, и если в основании отношения к футболу лежит не удовольствие от процесса игры, а результат на табло, тотогда сама игра, ее красота, содержание, уходит на задний план, а вперед выходят околофутбольные способы добывания очков, начиная с простого и невинного "не дай ему сыграть" и заканчивая "работой с судьями" и "договорными играми". Ну, а в промежутке - переманивание игроков и даже перевод их целыми командами из клуба в клуб, обвинение судей в причинах поражений, отказ играть с соперником, который опоздал немного больше, чем положено по регламенту, выискивание в протоколах и положениях возможности поставить свою команду в более выгодные условия игры, а то и вовсе получить очки, не играя, призывы тренеров и родителей, "сломать", "убить" опасного игрока соперников и т.п. Все эти околофутбольные маневры невозможны были в дворовом футболе по одной простой причине - в дворовой игре в футбол всем ее участникам нужно было только одно - УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ПРОЦЕССА ИГРЫ. Результат там был на втором плане. И именно такая расстановка обеспечивала здоровое и нормальное понимание сути футбола, отметала от игры и игроков весь околофутбольный мусор, которым сегодня мы засыпаны по самую макушку. Сегодня наши футболисты выходят на поле не получать удовольствие от игры, а работать на результат, биться за очки, потому что, пройдя многолетнее обучение в наших многочисленных футбольных школах и клубах, они так и ненаучились главному - получать удовольствие от игры.

Детский футбол сегодня, превратившись в подобие взрослого, лишил мальчишек возможности познать основы удовольствия от игры и сразу перескочил к результату, тем самым существенно повлияв на изменение природной, естественной схемы процесса формирования футболиста: от получения удовольствия от игры в детстве - через приобретение индивидуального опыта - к игре на результат для зрителей.

Теперь схема формирования футболиста в нашем "высокоорганизованном" футболе выглядит так: от работы над элементами футбола в детстве - через тренерский опыт - к игре на результат. Не трудно заметить, что в

 

современном процессе формирования личности футболиста исчезли три понятия - "удовольствие", "индивидуальность", "зрители". Не кажется ли вам, что это как раз то, чего так не хватает сегодня нашему футболу?

 

2.9Игра - благо или беда?

"Его Величество Очко" встал на пути к совершенствованию мастерства в нашем детском футболе!" Е.И. Елисеев, заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР

Игра - единственное, по существу, что использовал дворовый футбол для подготовки игрока (эпизоды, когда мальчик бил по воротам, учился водить мяч, жонглировал и т.д., были, но в 90% объема это была просто игра в двое ворот). Но это была особая игра. В ней удивительным образом сочетались элементы соревнования и тренировки, создавая особую среду, в которой у каждого игрока была возможность выбора комфортных условий участия в игре. Аморфность этой среды, необязательность участия в игре на каких-то жестких условиях давали возможность не выкладываться и не очень жестко соблюдать игровую дисциплину.

Но одновременно согласие принять участие в игре накладывало негласные обязательства на игрока, даже если он не был настроен серьезно. Поэтому участие в игре, мотивом которого было желание получить удовольствие, всегда сопровождалось комфортной, или близкой к комфортной, психологической обстановкой, что чрезвычайно важно как для укрепления желания дальнейшего участия в играх, так и для создания хороших условий для формирования новых и закрепления старых игровых навыков. Игрок выбирал себе, в зависимости от настроения, самочувствия, амбиций и т.п., линию поведения на эту игру и чувствовал себя комфортно, ибо уровень его игрового психологического напряжения соответствовал уровню его притязаний. Конечно, не всегда его отношение к игре устраивало партнеров, но совместная небольшая корректировка почти всегда приводила к приемлемому результату и не ломала главного - возможности получать удовольствие от игры.

 

В дворовом футболе потребность победить очень редко превышала внутреннюю потребность в победе конкретных игроков команды, другими словами, она была адекватна их уровню притязаний на победу. Это не создавало запредельных психологических воздействий на неокрепшую личность мальчишки и давало возможность в игровых условиях осваивать и закреплять футбольные навыки.

Игра в дворовом футболе выполняла двойную функцию - она была одновременно и игрой, и тренировкой, но тренировкой, максимально приближенной к игровой обстановке. Это то, к чему мы так стремимся в нашем организованном футболе, стремимся - но достичь не можем

Давайте посмотрим, в каких играх участвуют мальчишки сегодня. В 10-11 лет они уже участвуют в официальных соревнованиях, а до этого, начиная с 8-9 лет, наигрывают множество товарищеских игр и принимают участие в различных турнирах. И во всех этих играх потребность в победе, т.е. психологическая нагрузка, уже не определяется самими игроками. Эту потребность существенно усиливают престиж клуба, в футболке которого они играют, присутствие тренера, для которого результат игры чаще всего - оценка его работы и вопрос престижа, болельщики-родители, которым поскорее хочется убедиться в талантливости своих детей.

Сегодня ни о каком психологическом комфорте для ребенка в его "игре в футбол" и разговора быть не может. Это уже не его игра - ею руководят и в ней все определяют взрослые, а взрослым побыстрее хочется всех убедить, что они лучше других разбираются в футболе и именно их дети, их команда, лучше других. Сегодня детский футбол у нас является площадкой для самоутверждения и компенсации неудовлетворенного самолюбия взрослых людей - тренеров, футбольных специалистов, как мы себя называем, и родителей, которые не смогли сами, но требуют неосуществленного от своих детей. О самих детях мы давно забыли. Нужно признаться себе, что детский футбол - это игра для взрослых, и куклами в этой игре являются наши дети, которыми мы управляем, дергая за ниточки.

Давайте попробуем последовательно разобраться в самой природе явления

 

нашего неинтересного футбола.

 

На чем основывается "интересный" футбол? На мой взгляд, основа футбола, который интересно смотреть, в непредсказуемости действий игроков. Если зритель не может или не успевает понять логическую связь происходящего в том или ином игровом эпизоде, а понимает ее только после завершения действия или эпизода - это и есть то интересное, за чем он идет на стадион. Зрителю неинтересно смотреть на то, что он и сам знает или может предвидеть. Смотреть на то, что ты и сам умеешь (а футбольный зритель измеряет зрелище не столько движением, сколько представлением и предвидением действий) - неинтересно, а результат игры можно узнать и из газет.

Играя в футбол во дворе только в свое удовольствие, мальчик не мог рассчитывать на то, что его будут брать в свою команду старшие ребята, а емуэтого хотелось. Попадая в такую команду, он вынужден был свое личное удовольствие совмещать с тем, чтобы его игра доставляла удовольствие старшим. Тем самым обстановка толкала его к интенсивным поискам приемов взаимодействия, развивала навыки паса и стремление к пониманию, предугадыванию действий партнеров. Играя против физически и технически более сильных соперников, мальчик естественным путем приходил к необходимости взаимодействия c партнерами, прогнозированию своих и чужих действий, скрытности, хитрости и неожиданности действий. Это вело к появлению новых приемов в арсенале мальчика, расширению способов взаимодействия с партнерами, которые одновременно доставляли удовольствиеи партнеру и самому игроку, а их эффективность подталкивала к поиску новых, зачастую оригинальных и зрелищных.

Таким образом, в дворовом футболе переход от игры для "своего удовольствия" к "игре для партнеров" происходил естественно и органично, при этом не терялось главное - "удовольствие для себя", ибо процесс этот был со стороны мальчика "осознанной необходимостью".

В организованном детском футболе процесс обучения приемам взаимодействия

 

игроков находится на таком низком уровне, что вернее сказать - он вообще отсутствует. Таким основополагающим моментам взаимодействия, как умению постоянно играть "на выборе", прогнозированию своих действий, действий партнеров и соперников, чувству темпа и ритма игрового эпизода, принципам взаимодействия игроков, даже просто приемам взаимодействия в парах или тройках, 99 % детских тренеров (да и не только детских) вообще не учат. А у юных футболистов нет необходимости этому учиться - тренеры не требуют, а обстановка в одновозрастной команде - группе этого делать не заставляет, нет угрозы не угодить авторитетным и более опытным игрокам - таких нет.

 

3.Выводы

 

На основании анализа дворового и организованного детско-юношеского футбола и собственного опыта работы (более 30 лет в организованном футболе и 10 лет в системе дополнительного образования - в школе № 333) я пришел к следующим выводам:

  1. В силу различных обстоятельств (в том числе в связи с организацией и развитием сети ДЮСШ) мы утратили тот дворовый футбол, который во многом способствовал нашим прошлым успехам на международном уровне.
  2. При раннем наборе в организованный футбол и последующих тренировках, зачастую ежедневных, в ребенке убивается механизм самосовершенствования и развития личностных качеств.
  3. Регулярные соревнования, турниры и товарищеские игры проводятся длительный период, что пагубно действует на психику детей. Кроме того, постоянная нацеленность на результат исключает из их игры воображение, фантазию, применение своих собственных приемов.
  4. Концентрация лучших игроков (лидеров) из различных команд в одну пагубно действует на лидеров, пришедших в команду, и лидеров, уже находящихся в команде. А команда, из которой забрали лидера, иногда теряет желание дальнейшего совершенствования.
  5. Городские и районные соревнования между школами проводятся по непонятным возрастам. Такие игры должны проводиться в составе сборных команд школы (до 9-го класса), с включением в эти команды учащихся спортивных школ, что только повысит статус школьного футбола и привлекательность таких соревнований.
  6. В методике подготовки в раннем возрасте неоправданно используются тактические приемы, направленные на достижение спортивного результата, при этом упускаются фундаментальные приемы последовательности обучения, учитывающие возрастные

 

особенности.

  1. Оценка работы тренера на любых уровнях подготовки сводится к подсчету завоеванных их командами очков, мест и грамот, что заставляет тренеров в ущерб последовательной подготовке «натаскивать» детей на ранний результат. В дальнейшем же не отслеживается рост игрока, его последующее участие в мужском футболе, и тренеры детско- юношеских команд никак не поощряются за подготовку игроков для взрослой команды.
  2. Первенство города и любые соревнования организованы (для удобства проведения) по отдельным возрастам. Необходимо объединять команды не по возрастам, а по уровню подготовки.

 

Создав систему организованного обучения в детских спортивных школах, мы, не желая того, негативно повлияли на существование дворового футбола, который формировал фундамент механизма самосовершенствования, способствовал воспитанию характера, развитию личности и самобытности. Мы решили сами заниматься организацией всех естественных процессов становления футболиста с раннего возраста. И на каждом нашем шаге получили отрицательные результаты. Необходим очень тщательный и вдумчивый анализ сложившейся ситуации.

Ранний набор детей в секции, концентрация лучших игроков в одну команду, методика, дающая сиюминутные результаты, - это только часть ошибочных действий в системе детского городского футбола. Добавим к этому организацию нашими функционерами игр по возрастам, что, конечно, удобно для проведения соревнований, но негативно влияет на подготовку сильного игрока, так как в одновозрастной команде для него утрачивается возможность совершенствоваться (не у кого учиться).

Ощутимых изменений в подготовке футбольных резервов не наблюдается, а только увеличивается заорганизованность и ухудшается состояние нашего детско-юношеского футбола.

 

4. Проект организации системы взаимодействия детско- юношеского и дворового футбола

Анализ психолого-педагогических особенностей организованного и дворового футбола и выводы из него показали необходимость изменений в системе подготовки футбольных резервов.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. До 12 лет все желающие занимаются футболом в системе дополнительного образования в школе. Занятия проводятся в игровой форме2-3 раза в неделю. Тренер выступает как организатор смешанных команд. Тренеры ДЮСШ, СДЮШОР и других организаций не должны заниматься набором и работой с детьми до этого возраста.
  2. С 12-15 лет проводится набор детей в ДЮСШ и другие организации и осуществляется базовая подготовка с учетом требований последующего этапа. Учащиеся, не прошедшие по набору или не желающие заниматься в организованном футболе, продолжают заниматься в системе дополнительного образования.
  3. С 15-18 лет учащиеся ДЮСШ и СДЮШОР занимаются по общепринятым программам, обращая внимание на обучение игре в футбол, где имеет место быстрый пас, быстрые индивидуальные действия, быстрые взаимодействия, с учетом технических, физических, тактических и психологических нагрузок в игровых действиях.

Дальнейшее совершенствование лучше проводить в смешанных командах (юноши и взрослые), где бывшие юноши смогут лучше адаптироваться к мужскому футболу и получат возможность дальнейшего самообучения и самосовершенствования рядом с более опытными игроками.

 

[все статьи]

* Оставить комментарий:

Имя: