ФУТБОЛ: ИНТЕРЕСНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ,
В этой рубрике я постараюсь размещать интересные, на мой взгляд, упражнения, в основе которых будет лежать один принцип – они должны быть направлены на формирование целостного игрового действия, т.е. каждое упражнение обязательно должно содержать в себе все основные компоненты игрового действия: тактический, технический, физический и психологический.
Размещенные здесь упражнения, на мой взгляд, направлены на разработку той части футбольного мастерства, которой уделяется не просто «мало внимания». Его, скорее, не уделяется вообще.
В процессе своей тренерской деятельности, я использовал много упражнений. Например, перечень «взаимодействий», описанных в размещенной на этом сайте «Методике постановки игры в рамках «тактики быстрых взаимодействий», сам по себе является перечнем «интересных», для меня, упражнений, направленных на формирование целостных игровых действий.
Все, предлагаемые Вашему вниманию, упражнения (одни больше, другие – меньше) соответствуют принципу целостности игрового действия. Чаще всего (в смысле целостности) страдает компонент психологической нагрузки. Поэтому, для повышения уровня психологической составляющей целостного действия, необходимо применять систему «наказаний» за неудачно выполненное упражнение. Эффективность этого компонента целиком зависит от мастерства тренера, его понимания сути упражнения и поставленной цели занятия.
Прошу обратить внимание на то, что в тексте нет незначительных выражений – скорее здесь недостаточно полно описаны все нюансы упражнений. Поэтому, если Вы собираетесь их использовать, то советую только дополнять существующие рекомендации, а не изменять и, тем более, не упрощать условия их выполнения. В противном случае, будет потерян смысл и продуктивность упражнения.
Тактико-технические упражнения.
1. Отдать мяч закрытому игроку.
Партнера опекает 2-3 соперника. Задача отдать ему мяч. а) чтобы он коснулся мяча и сделал передачу в одно касание (обратно, в несколько малых ворот, нескольким игрокам); б) чтобы сделал несколько касаний; в)уверенно овладел мячом ; г) удерживал как можно дольше.
Условия: пасующий игрок с мячом постоянно двигается, владея им б.з.к.*
Развивается: «пас под дальнюю ногу», своевременность паса, взаимодействие, оценка позиции, владение мячом б.з.к., уверенность и хладнокровие в форс-мажорной ситуации.
2. Баскетбол-регби «быстрый пас»
.
Условия: с завершением головой, ногой, плечом в баскетбольное кольцо. Установка: 1) быстрый пас; 2) игроки атакующей команды должны постоянно бежать.
Разрешено бежать с мячом без ведения (как в регби), держать соперника (запрещен только захват за шею), нельзя толкать. Для поддержания темпа желательно играть в маленьком зале, с отскоками от стен, т.е без ограничения размеров площадки.
Развивается: быстрота мышления, прогнозирование, удобный пас партнеру, точность мышечных усилий, вариативность действий, взаимодействие, чувство темпа и ритма.
3. Открывание с изменением направления или продолжением движения.
В первый темп - «давать-не давать». Пример: открывание крайнего защитника на фланге. Защитник делает рывок вдоль боковой линии. Игрок, владеющий мячом, может дать ему пас первым темпом перед противодействующим игроком соперника («на ход» между своим и чужим игроком), но, если соперник готов к перехвату – делает паузу и отдает «вторым темпом» - за спину сопернику, куда, продолжая движение, идет партнер-защитник.
Условия: Игрок с мячом двигается владея мячом «на каждый шаг» или действует после приема мяча, разворота и т.п.
Усложнение: открывающийся партнер изменяет направление движения, чтобы не попасть в положение «вне игры», минуя защитника. Он меняет направление, начиная двигаться к ближней штанге.
Развивается: взаимодействие, владение мячом б.з.к., чувство темпа и ритма игры, оценка действий соперника, быстрота мышления, принятие решения «на ходу».
4. Укрывание мяча от нескольких соперников.
Задача как можно больше не давать коснуться мяча соперникам не убегая от них, а укрывая мяч корпусом и убирая его от соперника.
Развивается: уверенность во владении мячом, точность мышечных усилий, оценка позиции соперника, качество навыков единоборства.
5. Установка на тренировку (работа над передачами и ударами): удары и передачи делать ил1 касани в ие или на каждый шаг.
Развивается: точность мышечных усилий, владение мячом с высокой частотой касаний, неожиданность удара-передачи, прогнозирование.
6. Работа над передачей для игры партнера в 1 касание.
Задача: сделать удобный пас партнеру для передачи или удара в одно касание.
Усложнение: для паса или удара в нужном направлении-конкретному партнеру.
Развивается: точность мышечных усилий, прогнозирование на 2 хода вперед, оценка позиции и возможностей партнера и соперников.
7. Своевременный пас.
Условия: игрок с мячом двигается, владея мячом «на каждый шаг». Задача: отдавать мяч только тогда, когда партнер реально опережает защитника. В противном случае – не давать. Наиболее удобно использовать такой прием открывания, как «челнок», с условием работы защитника «не в полную силу».
Развивается: оценка действий партнера и соперника, своевременность паса, точность паса, точность мышечных усилий, удар на каждый шаг, работа с мячом б.з.к.
8. Игрок (вратарь) вводит мяч игроку, задача которого не овладеть мячом, а не пустить защитника к мячу.
Развивается: блокировка и укрывание мяча корпусом, своевременность паса.
9. Видеть ближнего и дальнего всем (и игроку с мячом и игрокам без мяча).
Условия: Большой «квадрат» с установкой 1) «видеть и ближнего и дальнего» 2)использовать, например, в каждых 5 коротких передачах 1 длинную и т.п. Установленные условия должны жестко выполняться.
Развивается: отвлечение от мяча, прогнозирование своих действий и действий партнеров и соперников, анализ игровой ситуации, своевременность паса, владение мячом б.з.к.
10.Ведение с передачами.
Условия : На ограниченном участке поля все обязательно бегут, не останавливаясь, меняя направление и скорость. Несколько мячей.. Необходимо стремиться держать в поле внимания все мячи. Игрок, владеющий мячом, отдает пас только тому, кто хочет его получить (признаки готовности получения мяча: обмен визуальным или голосовым сигналом, расположением, удобным для приема мяча. Количество мячей зависит от количества и уровня подготовки игроков. На 10-12 игроков – от 3 до 5 мячей.
Усложнение: игроки передают мяч, руководствуясь различными установками тренера («пас игроку, делающему рывок», «пас забегающему», «пас пяткой» и т.п.).
Развивается: своевременность паса, владение мячом б.з.к., одновременность работы «головы» и «ног», взаимодействие, переключение внимания, отвлечение от мяча, невыключение (концентрация).
11. Прием мяча на выборе : "перед собой" или "за собой".
Условия: При передаче под дальнюю ногу игрок на приеме должен определить расположение защитника и принять решение -куда обрабатывать мяч : перед собой или с пропусканием за себя с уходом.
Развивается: выбор действия в зависимости от действий соперника, одновременность действия "ног" и "головы"
12. Универсальное упражнение для работы над взаимодействием игроков в "позиционной атаке".
От 3-х до 6-7 атакующих игроков против 0-5 защитников. 1/2 поля. Начало с центра, вратарь необязателен.
Начинать нужно с 4 против 0, затем нужно усложнять добавляя защитников.
Задание начальное: Общее - провести фланговую атаку с передачей мяча в рвйон дуги штрафной площадки, сбросом мяча под удар и ударом в 1 касание по воротам. При этом должны быть выполнены следующие условия 1) все игроки постоянно бегут (скорость не важна) 2) все игроки должны коснуться мяча, 3) игрок принимающий мяч на фланге, должен находиться на боковой линии. 4) нельзя разговаривать между собой с целью подсказа,-что делать, 5) каждый игрок должен помнить все задания и условия исполнения упражнения, индивидуально следить за их выполнением, 6) любое нарушение этих условий карается наказанием (после завершения атаки или в процессе) всей команды (отжимание, прыжки, рывки и т.п.). Нарушением можно считать и непопадание мячом в ворота, и незабитый гол, а также превышение времени на проведение атаки.
Усложнение: в процесс ведения атаки добавляются различные условия, требующие согласованных взаимодействий. Например, обязательно сделать "забегание", "скрещивание", "пропускание", сыграть в "стенку", сделать "челнок" на фланге, перевод мяча с фланга на фланг и т. д.(т.е. все что тренер считает необходимым освоить для ведения игры).
Далее можно ограничивать время проведения атаки, изменять скорость передвижения, менять темп, вводить обязательное исполнение совершенствуемых технических элементов и т.д.
Развивается: умение не выключаться из игры, постоянно передвигаясь, находить полезную для игры позицию на поле, умение взаимодействовать с партнерами, умение мыслить "на ход вперед", умение "видеть поле" и "читать игру", умение "прогнозировать" действия партнеров в стандартных ситуациях, умение выполнять установку тренера, умение сочетать движение и владение мячом с игровым мышлением.
Замечание: Кажущееся простым упражнение 4 против 0, при правильных установках и жестком требовании к исполнению всех условий становится невыполнимой задачей даже для опытных игроков, т.к. в этом упражнении закладывается умение игроков проявлять коллективное игровое мышление, умение понимать друг друга, т.е. умение взаимодействовать.
* б.з.к. – без зрительного контроля.
И.Сливка.
январь 2014г.